Найти в Дзене
Уроки смотреть

Уроки смотреть

Практические упражнения для того, чтобы научиться лучше понимать искусство. Начинайте читать с самого нижнего поста.
подборка · 31 материал
6975 читали · 2 года назад
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красивое в каждом нюансе. Новый выпуск рубрики "Уроки смотреть". Илл.: Franz Marc. Füchse. 1913. Museum Kunstpalast. Düsseldorf⁣ Франц Марк -- один из наилюбимейших моих художников. Немец, участник "Синего всадника", как и Кандинский. Увы. погиб на Первой Мировой в возрасте 36 лет.⁣ И мы продолжаем обсуждать открытое мной вам тайное знание, что тело в искусстве -- это не анатомически верное тело, а тема для орнамента. На примере японских петухов надысь мы это увидели без ссоры без спора. ⁣ Теперь давайте приступим к тому, что обычно вызывает раздражение -- к искусству 20 века. В данной авангардной картине (верней, рисунке) темой орнамента, или, скажем, взгляда на мир через расщепляющую призму, а может -- попытки изобразить 4 измерения в плоской картине -- становится милая лисичка.⁣ ⁣ Художник не "расщепляет" ее морду, делает ее узнаваемой, ключом, узловой точкой картины. Если бы мы не узнавали морду, мы бы не узнали и хвост, это был бы просто набор цветных пятен. Однако теперь наше сознание собирает эту цветную мозаику. Чем хороша эта картина -- тем, что это одновременно и интеллектуальное упражнение в кубизме, расщеплении реальности, орнаменте -- но одновременно и вполне узнаваемая лиса. За счет нескольких штрихов, за счет цвета и энергии.⁣ ⁣ Умение несколькими штрихами и линиями создавать эффект -- и есть мастерство, виртуозность. Что еще хорошего в этой картине вы видите?⁣ ⁣ А еще скажите пожалуйста, давайте произведем перекличку, вызывает у вас раздражение такое "нереалистичное" искусство столетней давности?⁣ #урокисмотреть
5198 читали · 2 года назад
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красивое в каждом нюансе. Новый выпуск рубрики "Уроки смотреть". Что хорошего в этой картине: настроение, которое создается за счет доминирующего цвета в этой картине -- радостного голубого. Этот цвет наполняет всю окружающую атмосферу картины, за счет как бы случайных мазков (на самом деле -- мастерских). Это отражения голубого на подоконнике, шпингалет, голубые блики на траве, а также василечки на занавеске. Не пропустите синеватый блик снизу внизу справа на кувшине, а также слева на горлышке. Основной цвет фона -- песочный, составляет приятный взгляду контраст к голубому. Занавеска выполнена в таком же мягком желтом цвете, что и стена напротив, только более высветленным. Но чтобы не было провалу по весу, эта занавеска утяжеляется обратно узорчиками, и снова оказывается такой же, как стена. Параллельно с занавеской длинный вертикальный кусок стекла с травой на фоне, рядом такая же толстая линия серединки оконного переплета -- это задает ритм. Чтобы не было скучно, подоконник не ровно параллелен горизонту, а задирается вверх. Поэтому же букет не по центру, а сдвинут бок.⁣ ⁣ Что еще вы заметили?⁣ #урокисмотреть Илл.: А. Осьмеркин. "Незабудки" (1953). Совком⁣
3486 читали · 2 года назад
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красивое в каждом нюансе. Новый выпуск рубрики "Уроки смотреть". Илл.: Jac Martin-Ferrières (1893-1972). Iris dans un vase chinois. Sotheby's, 2011, 4-6 000 euro⁣ Картина малоизвестного француза изображает несколько декоративных предметов и сама по себе является в первую очередь украшением интерьера, а не гениальной программной работой (что бы было, будь она написана другим автором на полвека пораньше). Этот художник просто движется по накатанной, используя приемы и мазки, придуманные другими.⁣ ⁣ Что хорошего в этой картине: чувство цвета, сочетание оттенков. Лиловые ирисы оттеняются желтым шкафчиком, который, в свою очередь, оттеняется темно-красной стеной. Внизу -- синий стол. Если б он был фиолетовый, то было бы уже чересчур. А так -- как бы градиент. Большая белая статуэтка богини "охлаждает" это буйство красок, делая визуальную паузу. Посмотрите, тема красной стены поддерживается за счет такого же цвета лепестков желтых ирисов, потом на двумя мазками на горлышке кувшина, и затем мазками на тулове кувшина.⁣ ⁣ Что плохого в этой картине: автор явно не справляется с перспективой и искривлениями пространства. Это только кажется, что в "нереалистических" картинах можно делать шо хош. На самом деле там тоже все подчиняется логике, только своей. Тут непонятно в какую перспективу сокращается столешница черного столика. Кажется, не в ту, куда уходит стена и желтый верх шкафчика. А какой формы голубой стол? Он не круглый, и не овальный. Если вдуматься, то единственное, что подходит -- гладильная доска! Голубая фотография на столе была нужна ему для включения этого цвета и переклички со статуэткой женщины. Но такое впечатление, что она вставлена туда методом копипаста. Она на что опирается? Там стола уже нету, там воздух. В какую перспективную точку она сокращается?⁣ ⁣ Самое неудачное тут -- это белая статуэтка собачки на столе. Она и написана плохо, странная голова там какая-то, и не подходит по теме. А композиционно? Как вы думаете, зачем она понадобилась тут автору с точки зрения композиции, зачем он ее впихнул сюда?⁣ #урокисмотреть
5283 читали · 2 года назад
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красивое в каждом нюансе. Новый выпуск рубрики "Уроки смотреть". Продолжая вчерашний разговор, что тело -- это орнамент. Дискомфорт от этой мысли мы испытываем, только когда речь идет о человеческом теле (потому что сравниваем с собой, а себе орнаментом быть не хочется как-то). А вот когда речь идет о животных, то утверждение выглядит аксиомой. Вот петухи -- они совсем не реалистичны, и не анатомически правильны. Но прекрасны и ритмичны.⁣ ⁣ Что хорошего в этой картине: умелый лаконизм цветов. Навык простоты, а не пестроты (особенно в такой теме, как птичья), вызывает восхищение. Проследите ритм, который создают красные головки петухов, как эта линия поднимается сверху вниз, заставляя глаз гулять. Это же делают самые толстые черные фрагменты птиц. При этом, несмотря на то, что породы тут все разные, создается чудесная гармония. Это многоголосье, хор, сделанный с помощью визуальных средств. То, что "под потолком" есть свободное место, дает нашему взгляду возможность всплыть, взять глоток свежего воздуха, и снова занырнуть обратно, наслаждаться этим богатством, гулять вдоль пестрых хвостов, лаская их взором, и наслаждаясь этим рассматриванием.⁣ #урокисмотреть Илл.: Itō Jakuchū (1716-1800). Roosters (from "Colorful Realm of Living Beings"). 1761-5. Museum of the Imperial Collections, Tokyo⁣
5836 читали · 2 года назад
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красивое в каждом нюансе. Новый выпуск рубрики "Уроки смотреть". Илл.: Диего де ла Крус. Месса св. Григория. До 1480. Музей Каталонии.⁣ Сюжет: папа римский Григорий (святой 6-го века), как-то служил мессу, и за ней произошло чудо -- видение Христа в облике Мужа скорбей, т.е. с ранами и Орудиями Страстей (тут еще лица персонажей Евангелия, например, рядом с петухом на столбе - отрекшийся после его крика ап. Петр и служанка, в разговоре с которой он это сделал).⁣ Что хорошего в этой картине: средневековое узорочье, яркость красок, любование каждым предметом, наслаждение его текстурами. Лаконичная палитра: три оттенка красного (темный бархат на подставке под тиарой; одежд трех священников с рисунками золотых цветков; и чуть более холодный красный у кардинала в однотоной мантии); сине-голубой у св. Андрея (опознается по косому кресту Х в руках) и черно-синей у заказчицы картины (термин "донатор", опознается по тому, что ее как будто искусственно вфотошопили в сюжет). Основная тема, фон -- золото. Все остальное (белое, коричневое) -- дополнительное, просто подлесок. За счет этих 3 главных цветов нет пестроты, хотя все очень ярко.⁣ ⁣ Геометрическую перспективу автор еще не знает, рисует "на глазок", поэтому все криво и немного вывернуто. Но это неумение - одна из вещей, которая придает средневековому искусству такое обаяние. При этом верхняя планка Распятия идет четко параллельно раме, а не косит, как алтарь внизу. По линии выстроены и ромбы на полу. Эта непредсказуемость радует глаз. Композиция: мы начинаем слева, с тиары, а потом медленно поднимаемся по красным одеяниям вверх, вот так /. А там нас встречает андреевский крест X. И за счет торчащего рядом кардинала взгляд отскакивает обратно влево, к Христу и распятию в форме Т. Таким образом получается странная воронка. Рассмотрев Орудия Страстей и персонажей, мы по спине Григория спускаемся на пол, и там уже переползаем к донаторше, которая, как автограф, вправо внизу.⁣ #урокисмотреть
5817 читали · 2 года назад
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красивое в каждом нюансе. Новый выпуск рубрики "Уроки смотреть". Илл.: Alex Colville (1920-2013). After Swimming, 1955⁣ Это трафаретный принт канадского художника, весьма известного на родине.⁣ ___________ Я сейчас раскрою вам страшную тайну. Если вы ее поймете, то на искусство станете смотреть совсем по-другому. И больше не будете отворачиваться с негодованием от "нереалистичного".⁣ ⁣ Вот этот секрет: человеческое тело в искусстве (особенно в плоскостном) -- это не человеческое тело. А орнамент. Который подчиняется законам того стиля, который сейчас царит -- древнегреческая вазопись, барокко, ар-деко. Иногда этот орнамент притворяется анатомически правильным, как например в картинах классицизма. Но представьте в такой картине 18 века реального человека в такой же позе, и вы увидите, насколько классицисты рисовали неестественное.⁣ ⁣ И вот данный принт -- это, на самом деле, орнамент "инь-ян", только сделанный человеческими телами. Всмотритесь внимательнее. Лаконичный набор цветов. В центре -- черное и белое. Как перетекают линия талии шорт и лифа купальника, как образуют единую линию обрезы штанин. Не зря купальные костюмы у них одинакового цвета, самого тяжелого в центре картинки. Не зря он ее обнимает и накрывает полотенцем -- он рисует круг. И идеально прямая линия горизонта и вторая, прибоя, подчеркивает это.⁣ #урокисмотреть