Найти в Дзене
Приказ МПТ от 08.02.2019 № 334

Приказ МПТ от 08.02.2019 № 334

Приказ МПТ от 08.02.2019 № 334
подборка · 13 материалов
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В соответствии с приказом 334 заработная плата включает в себя затраты на основную заработную плату (далее - ОЗП) и дополнительную заработную плату (далее - ДЗП) основных производственных рабочих, инженерно-технических и других категорий работников, непосредственно участвующих в процессе производства продукции. В ОЗП включаются начисления за выполнение операций по сдельным нормам и расценкам, оплата труда рабочих-повременщиков и других категорий основных работников; начисления стимулирующего характера; затраты на оплату труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. В ДЗП включаются начисления за неотработанное время, которые относятся на себестоимость продукции пропорционально ОЗП работников организации, непосредственно участвующих в поставке продукции. Выплаты, относящиеся к ДЗП, наглядно представлены в приказе ФАС от 31.01.2018 N 116/18. Обращаем внимание на корректное использование глагола для данных статей затрат "начисление". Начисление ≠ выплата, то есть заработную плату начисляют 30(31) числа, а выплачивают 15 числа следующего месяца, отпуск начисляют ежемесячно, а выплачивают в момент ухода в отпуск. В соответствии с п. 11 приказа 334 основанием для включения затрат в себестоимость продукции является их принадлежность к производству и реализации этой продукции. То есть, нельзя включить в цену затраты, которые не имеют отношения к производству конкретной продукции. В цену включается резерв на отпуск, начисленный за конкретный период, в котором было производство продукции. Нельзя включить фактически выплаченный отпуск в цену продукции, потому что данные затраты не принадлежат выпускаемой продукции. Сюда же можно отнести тему с резервом на премии, который также начисляется ежемесячно за конкретный период, но может быть выплачен раз в квартал, через год или два. Но, если резерв на ДЗП точно будет выплачен, здесь сомнений быть не может, эти выплаты положены по законодательству, то с резервом на премии большой вопрос. Пример из личной практики: общепроизводственному и административно-управленческому персоналу ежемесячно начислялся резерв на премии. В конце года стало понятно, что показатели по году не будут выполнены, и премия не будет выплачена определенной категории персонала. На основании этого была выполнена корректировка начислений за 11 месяцев, что привело к отрицательным значениям по 26 счету за месяц, и фактические затраты по данным бухгалтерского учета за декабрь включали в себя АУР с минусом, а фактические затраты, ранее представленные заказчику с января по октябрь, включали в себя непонесенные расходы. С одной стороны, не беря во внимание правила ведения БУ, резерв на премию выравнивает % накладных расходов в течение года, с другой стороны, ежемесячное начисление может обернуться ситуацией, описанной выше. И в таких ситуациях, конечно, необходимо придумывать процессы/правила, позволяющие отражать расходы корректно. Если ДЗП не выделяется в БУ, а в соответствии с п. 3 ПБУ 8/2010 отражать резервы обязаны все компании, за исключением малых предприятий, которые могут применять упрощенный способ ведения учета, то ее необходимо выделить самостоятельно, поскольку затраты должны быть разнесены в соответствии с приказом 334, который не определяет требования к организациям по ведению БУ и НУ. Для данных действии, да и для определения средней стоимости часа / месяца, подойдет отчет "Анализ зарплаты по сотрудникам", также данный отчет поможет заполнить ф. 9. Также заказчики любят сравнивать заработную плату с данными статистики, не обращая внимания, что статистика дает среднюю без разбивки по категориям. К сожалению, в законе не прописан данный момент. Поэтому важно указать корректную численность в ф.21, не забывать, что средняя заработная плата по данным статистики включает в себя ДЗП (Приказ Росстата от 16.12.2024 № 647), при расчете суммы накладных расходов учитывается заработная плата с учетом ДЗП. Telegram-канал Сообщество ВКонтакте
ИЗМЕНЕНИЯ В ПП РФ 1465 + ПОЯСНЕНИЯ ПО ПРИКАЗУ 334 В очередной раз внесены изменения в ПП 1465: ПП 1124 от 22.08.2024 и ПП 1211 от 03.09.2024. В ПП 1124 от 22.08.2024 уточнены случаи, в которых в адрес ФАС не предоставляется информация о недопустимом росте цен. Наиболее жизненные случаи, на мой взгляд: - установленная или предлагаемая цена на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, поставляемые головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, не влечет риска увеличения цены на продукцию, поставляемую в соответствии с государственным контрактом по государственному оборонному заказу; - совокупная стоимость предлагаемой к поставке (поставляемой) каждой номенклатурной позиции сырья, материалов и комплектующих изделий, работ, услуг (производственного характера), необходимой для выполнения государственного оборонного заказа, приобретаемой в рамках одного контракта, составляет менее 1 млн. рублей. То есть бороться с поставщиками теперь придется один на один. Конечно можно любые повышения цен свести к риску увеличения цены, но не забываем, что в соответствии со ст. 19.7.2. КоАП РФ непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных сведений влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 тыс. руб., на юридических лиц от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. В ПП 1211 от 03.09.2024 вносятся важные изменения, уточняется п. 37: теперь заказчик любого уровня имеет право запросить любые документы, необходимые, по мнению организации, для обоснования цены на продукцию. Важный пункт, который упростить процесс рассмотрения материалов по обоснованию цены. Также в руки попало разъяснение Минпромторга, касаемое дополнительной заработной платы: - включение затрат на оплату больничного не противоречит требованиям Приказа 334; - в случае, если ДЗП составляет более 10% от ОЗП, предоставляется расшифровка выплат, то есть заполняется таблица "Структура дополнительной заработной платы" в Форме 10 (10д). Раз уж речь зашла про ДЗП, хотелось бы еще сделать акцент на случаи, когда работодатель в инициативном порядке производит доплаты до оклада или среднего заработка по отпускным и больничным выплатам. Данные выплаты не являются обоснованными и подлежат исключению из состава затрат. Telegram-канал Сообщество ВКонтакте
ИЗМЕНЕНИЯ В ПП РФ 1465 И ПРИКАЗЕ 334 За прошедшую неделю были внесены изменения в ПП 1465 (ПП РФ от 12.07.2024 № 947) и приказ 334 (приказ от 17.05.2024 № 2141, зарегистрирован 12.07.2024). Изменения в ПП 1465 в основном имеет отношение к единственному поставщику: введен новый метод определения цены - метод индексации ранее поставленной продукции, и порядок его применения, а также уточнен порядок взаимодействия с государственным заказчиком. Изменения для иных участников ГОЗа касаются только понятия "обосновывающие документы": уточнено кому и в каких случаях их направляют. Изменения в приказе 334, на которые стоит обратить внимание, на мой взгляд: - расширили виды начислений, подлежащих к включению в основную заработную плату; - внесли изменение в порядок определения % по страховым взносам на отчетный период; - уточнили порядок расчета командировочных расходов, а также обозначили цели командировок за пределы РФ; - разрешено включать в себестоимость продукции затраты на разработки, понесенные за счет собственных средств; - расширили состав ОПР и ОХР(АУР). Также ранее были внесены изменения, вступающие в силу с 01.01.2025: - ПП РФ от 30.05.2024 № 715 - возможность предоставления РКМ в электронном виде, подписанные электронной подписью, а с 01.01.2026 РКМ подлежат к представлению только в электронном виде (за исключением РКМ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну); - РП РФ от 29.06.2024 № 1720-р - методика по расчету амортизационных отчислений, не подлежащих к включению в цену продукции, поставляемой в рамках ГОЗ, от стоимости основных средств, приобретенных за счет средств государственной поддержки. Telegram-канал Сообщество ВКонтакте
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В соответствии с ПП 1465 вспомогательные работы - работы (услуги) по транспортировке, страхованию, осуществлению пусконаладочных, монтажных и других работ (услуг), связанные с поставкой продукции и оказывающие влияние на цену государственного контракта (контракта). Вспомогательные работы считаются отдельно от стоимости продукции, работ (услуг), на данные работы делается полноценный пакет документов, в т.ч. протокол цены, если его предоставление обязательно (п. 75 ПП 1465). Для продукции, работ (услуг) и для вспомогательных работ определяется один вид цены (слайд 9 презентации structure.mil.ru/...pdf). Если вспомогательными работами является доставка продукции до заказчика, то, в соответствии с Приказом 334, данные затраты отражаются по статье "оплата работ и услуг сторонних организаций производственного характера". Кроме того, проценты по кредитам должны быть включены в стоимость вспомогательных работ, они не должны быть включены в стоимость продукции, работ (услуг) (п. 26 Приказа 334, слайд 9 презентации structure.mil.ru/...f). Процентная ставка рассчитывается как ключевая ставка ЦБ на дату расчета цены + 1,5%. НО! Проценты по кредитам могут включать только единственные поставщики по согласованию с государственным заказчиком. Также важно в контракте разделять стоимость продукции, работ (услуг) и стоимость вспомогательных работ, в случае срыва поставки или выполнения работ неустойка будет считаться не от все суммы договора, а от стоимости конкретного этапа (поставка или вспомогательные работы). Кроме того, прописывать начало этапа после завершения предыдущего этапа, например: дата начала пусконаладочных работ через 5 рабочих дней после поставки товара. Пример судебного решения, где неустойка начислялась на всю сумму контракта, а не на сорванный этап legalacts.ru/...021 Частой ошибкой при формировании пакета обосновывающих документов является включение вспомогательных работ, не предусмотренных контрактом, или их невключение, поэтому важно оговаривать перечень работ с заказчиком до начала расчета цены. Например: - доставка продукции до головного заказчика - данные работы, как правило, всегда идут за счет головного поставщика; - обучение - если речь идет о поставке техники, то недостаточно привезти ее в часть, необходимо также обучить состав ею пользоваться, следовательно, данные работы необходимо не забыть включить в контракт. Telegram-канал Сообщество ВКонтакте
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ Одной из статей затрат, принимаемых по Приказу 334, являются командировочные расходы. Перечень принимаемых затрат по данной статье перечислен в ст. 168 ТК РФ. В соответствии с приказом ФАС 995/22 для отражения затрат по данной статье расхода используется ф. 19 (19д). Особенность данного расхода заключается в том, что предельный размер суточных, не подлежащих налогообложению, стоимость проживания, а также порядок оплаты труда установлены на законодательном уровне. В соответствии с ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ в 2024 г. максимальный размер суточных, с которых не начисляется НДФЛ и взносы,= 700 руб. для поездок по России и 2 500 руб. для заграничных поездок. Если размер суточных превышает установленную норму, на разницу необходимо начислить НДФЛ и страховые взносы. Например: размер суточных, установленных на предприятии, = 1 000 руб., следовательно, необходимо уплатить НДФЛ и взносы с суммы, равной 300 руб. (1 000 руб. - 700 руб.), причем не оплачиваются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ), поскольку суточные не облагаются данным налогом (п. 2 ст. 20.2 N 125-ФЗ). Если говорить о проживании, то данные расходы ранее были ограничены суммой 2 500 руб./сутки (было указание УВП), вроде как сейчас это 3 000 руб., подтверждение данного ограничения у меня отсутствует, было вычитано на просторах интернета. Кроме того, в соответствии с ПП РФ от 28.10.2022 № 1915, работникам организаций, принимающих непосредственное участие в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры (в том числе по восстановлению вооружения, военной и специальной техники) на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области, в период нахождения в служебных командировках на территориях указанных субъектов РФ выплачивается: - средняя заработная плата в двойном размере; - суточные в размере 8 480 руб.; - расходы по найму жилого помещения в размере не более 7 210 руб./сутки. В соответствии с Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 03.042023 г. N 03-03-06/1/29254 суточные в размере 8 480 руб. также не подлежат налогообложению. Что касается стоимости жилья, то тут надо учесть, что указанные суммы скорей всего включают в себя НДС, так как в случае с ПП 1915 речь идет о размере компенсации расходов. Помним, что в плановой калькуляции указываются затраты без учета НДС, кроме затрат на выполнение НИОКР за счет бюджетных средств. Что касается принятия заказчиком тарифов сверх лимитов - это отдельный вопрос, потому что, допустим, Минпромторг не лезет детально в состав затрат, а ПП 1465 требует расписать, предоставить авансовые отчеты. Подводя итог, можно сделать вывод, что на первый взгляд данный расход не вызывает вопросов, все ясно и понятно, но, изучив законодательство, оказывается, что не все так просто. Не каждый экономист знает данные тонкости, поэтому важно хотя бы немного знать бухгалтерский учет и быть в тесном контакте с бухгалтерией, чтобы не пропускать действительно важные моменты, имеющие влияние на расчет цены и подтверждение фактических расходов. Telegram-канал Сообщество ВКонтакте
РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ В соответствии с ПП 47 компании, выполняющие ГОЗ, обязаны вести раздельный учет (РУ) финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту. Это означает не котловой метод учета затрат, а учет затрат в разрезе контрактов. Кроме того, если в рамках контракта осуществляется поставка нескольких видов/модификаций изделий, то и затраты по контракту необходимо собирать в разрезе изделий. То есть затраты на счете 20 «Основное производство» учитываются в разрезе номенклатурных групп (НГ). НГ = контракт/изделие. Списание расходов происходит по каждому контракту/изделию: 1. Материальные затраты (ТМЦ) Относятся на тот контракт, под который происходила закупка. По правилам ГОЗа закупка должна происходить под конкретный контракт с указанием реквизитов ГОЗа (ИГК, номер договора с заказчиком, ОБС). Договор на закупку ТМЦ может быть заключен по схеме р/с - р/с, не может быть заключен без указания ИГК, ссылки на 275-ФЗ и типовых условий контракта (ПП 1658 от 19.09.2022). Конечно, может быть заключен рамочный договор с поставщиком, в таком случае в спецификации прописываются реквизиты ГОЗа, типовые условия, ОБС. Может быть осуществлена закупка по счету, когда мы говорим о какой-нибудь мелочи, как правило, это расходные материалы. Может быть использован материал, закупленный под другой ГОЗ или коммерческий договор: винты, болты, гайки и т.п., то, что закупается партией. Списание ТМЦ не может происходить по средней. Для того, чтобы бухгалтер знал, с какого прихода списать ТМЦ на конкретную НГ, обычно создаются склады под каждый контракт, возможно, ваша программа позволяет ввести дополнительную аналитику, по которой будет понятно для чего закуплены ТМЦ. 2. Заработная плата Распределяется по каждому контракту/изделию, для этого необходим табель учета рабочего времени по контракту. То есть помимо восьмерок формируется табель по контракту, в котором указывается кто и сколько по времени отработал на том или ином проекте, в противном случае отсутствует подтверждение трудоемкости по договору. Была история с одним заводом, где ФАС привязался к тому, что в конце месяца руководитель подразделения не может помнить кто и сколько отработал по тому или иному контракту, должно быть что-то типа журнала, в котором ежедневно происходит запись кто над каким проектом работал. В конце месяца по данному журналу формируется итоговой табель учета рабочего времени по контрактам/проектам. Не знаю компаний, где такой журнал имеется, но это то, к чему надо стремиться: учитывать трудоемкость ежедневно. 3. Иные прямые затраты также учитываются в разрезе контрактов/изделий. 4. Накладные расходы распределяются на НГ пропорционально выбранной базе распределения, прописанной в учетной политике (приказ 334). ПП 47 не распространяется на контракты, подлежащие казначейскому сопровождению. Для них существует Приказ Минфина от 30.12.2020 г. № 334н. Суть приказа такая же, как и ПП 47, отличие в том, что Приказ 334н устанавливает некоторые формы, которые носят рекомендательный характер: расчет суммы накладных расходов по контракту, структура цены и выписка из регистров аналитического учета. Также, на сайте МО РФ представлена информация о концепции раздельного учета по контрактам ГОЗ. Задача РУ - собрать фактические расходы по контракту, определить фактический финансовый результат, увидеть движение ДС. При этом не надо забывать, что есть расходы, которые не принимаются в рамках ГОЗа. Данные расходы можно отнести на контракт в бухгалтерском учете, но они должны быть исключены при предъявлении фактических затрат заказчику. То есть не надо мучить своего главного бухгалтера и просить отнести те или иные расходы куда-нибудь в другое место, они могут быть отнесены на контракт, но при подготовке отчетной калькуляции, сборе фактических затрат они должны быть исключены из состава затрат. Затраты могут быть исключены экономистом руками или у вас есть возможность настроить управленческий учет, в котором программа сама будет формировать себестоимость, очищенную от непринимаемых расходов. За перечнем принимаемых и непринимаемых затрат идем в Приказ 334.