Найти в Дзене
Иван Селиванов

Иван Селиванов

Иван Селиванов - самобытный художник, который воплощает собой типаж последнего крестьянина дореволюционной России: стрижка «под скобку», окладистая борода, подпоясанная рубаха, диалект русских поморов в речи. Искусствовед Михаил Алпатов сравнивал Селиванова с Нико Пиросмани и Анри Руссо, а художник
подборка · 10 материалов
Литературное наследие Ивана Селиванова
В переписке с Ю. Г. Аксеновым Иван Селиванов раскрылся как самобытный философ. Его цельный образ, «образ последнего крестьянина старой России» (стрижка под горшок, одежда, отношение к животным, язык, мудрость, внешность), привлекал к себе внимание журналистов, кинематографистов-документалистов, искусствоведов, художников. Не зря один из автопортретов художника кинорежиссер Эльдар Рязанов охарактеризовал одним словом: «Пугачев». Наставник Селиванова по ЗНУИ Ю. Г. Аксенов предложил своему ученику писать дневники...
Поздний период в творчестве Ивана Селиванова
Во второй половине 1960-х годов меняется манера письма Ивана Селиванова, его педагогом становится Юрий Аксенов. Художник научился реалистично передавать объем, пропорции тела, начал выбирать более крупный формат бумаги для работы. Художник почти не писал с натуры, а просил портретируемых присылать их фотографии либо же писал по памяти. Он начинает уделять особое внимание мелочам: например, в «Автопортрете» обращает на себя внимание непонятная деталь в волосах художника с правой стороны, напоминающая бутон цветка, заложенный за ухо...
Цель проекта «Иван Селиванов. Между небом и землёй» не только популяризация творчества, но и его сохранение. Не секрет, что наивные художники, не имея хороших материалов для живописи, не владея знаниями о грунтовке холста и правилах смешения красок, нарушали технологии. Не сразу и к коллекционерам приходило понимание ценности работ самобытных художников, условия хранения произведений до попадания в музейные коллекции часто были плохими. Из-за этого основная проблема любого хранителя – это утраты и деформации. Мы поговорили с реставратором, готовящем живопись Ивана Селиванова к выставке «И была жизнь…» Андреем Ёлкиным. Татьяна Синельникова: Андрей, с какими трудностями ты столкнулся при реставрации? Андрей Ёлкин: Основная проблема реставрации работ Селиванова, как, впрочем, и работ других наивных художников заключается в нарушении технологии создания живописных произведений и в выборе художником некачественных материалов. Часть работ выполнена на совершенно неподходящих основах для живописи из мешковины или х/б ткани. Игнорирование таких важных этапов подготовки холста как проклейка и грунтование, что в дальнейшем приводит как к разрушению тканной основы, так и к отслоению красочного слоя. Грунт в картинах авторский, связь с основой сильно ослаблена, осыпи, утраты и отставания грунта и красочного слоя, вздутия, деформации основы, кракелюр, заломы. Так же большое количество работ долгое время хранились без подрамников, что привело к разнообразным деформациям основы. Каждый раз сталкиваясь с работами наивных художников, я поражаюсь насколько мало они думали о сохранности своих работ. Порой живопись 18 века имеет лучшую сохранность, чем работы, написанные совсем недавно. С.: Что для тебя было необычным при работе? Ё.: Необычным, пожалуй, можно назвать авторские подписи на обороте написанные пастозно масляной краской на всю ширину холста. Хорошо, когда автор оставляет подробные записи о себе, о сюжете картины и времени ее создания, но в данном случае нагруженный пастозной краской авторский текст вызывает устойчивую деформацию, которая хорошо видна с лицевой стороны произведения. С.: Какие особенности ты можешь отметить в живописи Селиванова, есть ли они у других художников этого периода? Ё.: Это уже вопрос искусствоведческий, а не реставрационный. Но в целом их всех объединяет использование некачественных материалов и нарушение технологии создания произведений масляной живописи. С.: Что бы ты рекомендовал другому реставратору, который мог бы взяться за картины Селиванова? Ё.: Быть осторожным в выборе методик и применять индивидуальный подход к каждой работе художника, так как разнообразие материалов основы и различия в технике подготовки ее к живописи, каждый раз заставляют реставратора заново продумывать способы работы с картинами Селиванова. С.: Как в целом ты работал? Ё.: Работать приходилось с большой осторожностью. Часто обращаться к коллегам за советами. Каждая картина требовала индивидуальной методики. С.: Было ли что-то, что тебя приятно поразило при работе? Ё.: Эта работа стала настоящим вызовом для меня, как для профессионала. Работа реально интересная и требует творческого подхода. Например, многие холсты были сшиты авторским швом, иногда даже из нескольких разных по плотности и фактуре тканей. Меня поразила жажда творчества человека, не имевшего самых простых материалов для живописи. Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» #российскийфондкультуры #нацпроекты #творческиелюди #нацпроекткультура #министерствокультуры
Иван Селиванов, как говорил он сам, родился в «нищенском сословии» 7 января 1907 году в деревне Васильевская Шенкурского уезда Архангельской губернии. В семье крестьян Егора Григорьевича и Татьяны Егоровны было три сына. Когда Ивану исполнилось 6 лет, старшему – 8, а младшему – год, умер их отец. Окончив всего 4 класса церковно-приходской школы, мальчик стал работать пастухом в окрестных деревнях. В 17 лет Иван Селиванов в одиночестве направился пешком на юг страны: «как перелетная птица: дыр на одежонке прибавляется, а сума тяжелее не становится. И душа ноет все нестерпимей, все больней. Ну, чего ты маешься, Иван - крестьянский сын?!». Он работал печником, грузчиком, молотобойцем, слесарем, штукатуром. В 1932 году окончил курсы рабочих профессий при потребительской кооперации в Архангельске. В 1933–1937 работал в Украинской ССР, жил в общежитиях. В 1936 встретил будущую жену Варвару Илларионовну. В 1937 году переехал в Ленинград, где жил его брат. В этом же году умерла мать Татьяна Егоровна. 20 июня 1941 года Селиванов был откомандирован из Ленинграда и эвакуирован в Кузбасс. Работал с бригадой рабочих железной дороги на участке Сталинск – Мундыбаш. Жил в Новокузнецке и в Мундыбаше в общежитиях. Художник прожил полную тягот жизнь, созвучную судьбе России ХХ века, поработал на крупных стройках времен индустриализации, пережил войны. Сорок лет скитаний по стране привели его в Прокопьевск, как когда-то первопроходцев, осваивавших земли Сибири. Однажды в 1946 году Иван Селиванов увидел в магазине картину, на которой его поразило сочетание ярких красок. С самой юности он мечтал стать художником или литератором, настолько вдохновляла выходца с Русского Севера окружающая его природная красота. Прекрасные картины природы привели Селиванова к решению начать рисовать. Он изобразил воробья и отправил свой первый рисунок в Комитет по делам искусств в Москве, а оттуда Ивана Егоровича направили на курсы заочного обучения живописи и графике при Центральном Доме самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н.К. Крупской. Художник вспоминал: «Сперва неудобно было – сорок лет, мол, и думать не думал и вдруг за кисть взялся. А там пообвыкся, ничего, мол, стыдного нет – хочу рисовать и рисую!». Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Выставка «И была жизнь. Иван Селиванов» пройдет во Всероссийском музее декоративного искусства с 25 августа по 22 сентября 2023 года. #российскийфондкультуры #нацпроекты #творческиелюди #нацпроекткультура #министерствокультуры
Иван Селиванов был одним из самых известных мастеров наивного искусства в 1970–1980-е годы и стал прототипом главного героя кинофильма «Серафим Полубес и другие жители Земли» (реж. В. Прохоров, 1983), основанного на документальной ленте «Люди земли Кузнецкой» (реж. М.С. Литвяков, 1969). Главный герой, Серафим Полубес, собирательный образ наивного художника, предстает философом из деревни, воплощением многовековой мудрости народа, ее транслятором, способным утешить и вразумить современного человека. Выставка «И была жизнь. Иван Селиванов» пройдет во Всероссийском музее декоративного искусства с 25 августа по 22 октября 2023 г. Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». #российскийфондкультуры #нацпроекты #творческиелюди #нацпроекткультура #министерствокультуры