Найти в Дзене
Лаковая миниатюра

Лаковая миниатюра

Как художники-миниатюристы отражали события XX века в своих произведениях?
подборка · 12 материалов
Лаковая миниатюра в русском стиле
Расцвет лаковой миниатюры в России пришелся на период зарождения и развития русского стиля. Уже в 1830-1840-е годы, восприняв общественные настроения и стилистические тенденции, мастера лаковой миниатюры обратились к традициям древнерусской иконописи, лубка, народной теме. Проявление русского стиля в лаковой миниатюре имеет свою специфику. Во внешнем облике, формах изделий он почти не отразился, в отличие других видов декоративно-прикладных искусств, где важную роль играет формообразование, пластика,...
Искусство лаковой миниатюры в Холуе
Искусство лаковой миниатюры в Холуе, как и в других бывших иконописных центрах, опирается на особенности местного иконописания. В результате этой преемственности родился собственный, более свободный по сравнению с Палехом и Мстёрой, стиль, допускающий определенный реализм. Мастера Холуя демонстрируют большую свободу в выборе сюжетов, отражающих современную жизнь. Лаковая миниатюра здесь появляется позже палехской и мстёрской: в 1930-40-е годы в работах холуйских мастеров чувствуется влияние этих двух центров...
Искусство мстёрской миниатюры
Мстёра также, как Палех, до революции была одним из иконописных центров. Искусство мстёрской миниатюры впитало в себя традиции местного иконописания и лубка. Художники Мстёры занялись лаковой миниатюрой в начале 1930-х годов. В нашем собрании есть значительный корпус работ, отражающих творческие поиски бывших иконописцев, их попытки найти применение своему мастерству в новых социальных условиях при запрете на занятие иконописью. К этому разделу относятся произведения основателей мстёрского стиля – Н...
Палех - старинный центр русской иконописи
После революции и фактического запрета на занятия иконописью мастера Палеха освоили искусство лаковой миниатюры, создав собственный узнаваемый стиль. В 1924 году бывшие иконописцы объединяются в Артель древней живописи. Уже в 1920-е годы художники Палеха с большим успехом принимали участие в выставках, в том числе международных (в Венеции в 1924 году и в Париже в 1925 году), были отмечены высокими наградами, а по итогам венецианской выставки палешанам предлагали открыть школу лаковой живописи в Италии...
Федоскино
Приглашаем вас совершить путешествие по четырём центрам русской лаковой миниатюры, а начнём мы с Федоскино (Московская область). Знаменитый промысел ведёт свое происхождение от лукутинских и вишняковских лаков. В 1904 году фабрика Лукутиных закрылась. В 1910 году десять мастеров, взяв заём у государства, организовали Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутина и открыли свою мастерскую. Первая партия изготовленного товара прибыла в Московский Кустарный музей. Основными сюжетами...
Чаще всего изделия лаковой миниатюры создаются не из дерева, а из папье-маше.
С французского papier mâché переводится как «жёваная бумага», но сама технология, хотя и обозначается французским термином, была изобретена в Китае, на родине бумаги. В XVI веке голландские купцы познакомили Европу с восточными лаками. Восточные изделия из папье-маше настолько поразили европейцев своей красотой, легкостью, прочностью, нечувствительностью к горячим жидкостям, жирам, спирту, кислотам, что о них заговорили как о колдовском материале. В Европе были разработаны свои упрощенные техники изготовления папье-маше и оригинальные рецепты лаков...