Найти в Дзене
Уроки смотреть-5

Уроки смотреть-5

Практические упражнения для того, чтобы научиться лучше понимать искусство. Пятая часть уроков, читайте с нижнего поста.
подборка · 21 материал
1694 читали · 2 года назад
Электролампочка или солнышко? Как меняется атмосфера картины
Продолжаем наши "уроки смотреть" в микродозах. Сегодняшний пост -- продолжение предыдущего, прочитайте плиз, кто пропустил. Рассматривая эти картины (в основном 1830-х годов), обратите внимание на то, как свет отражается от поверхностей. Нарочно сначала ставлю людей, животных и предметы, а потом пейзажи. В пейзажах таких отражающих поверхностей меньше, поэтому эта особенность стилистики периода (взаимоотношение со светом) не сразу видна...
2316 читали · 2 года назад
Что происходило со светом в картинах пушкинской эпохи
Продолжаем наши "уроки смотреть" в микродозах и ежедневно. Смотрите, всю прошлую неделю я показывала вам картины, по большей части пейзажи, которые были наполнены особенной, волшебной атмосферой. Погода и время суток были их главными героями. Нужно понимать, что умение видеть и изображать такое (что сейчас нам кажется must have для хорошего художника) на самом деле пришло очень поздно, благодаря открытиям импрессионистов. Именно они поняли, что вИдение вещей глазом изменяется из-за окружающего их света...
5559 читали · 2 года назад
Что произойдет, если уток отзеркалить? Продолжаем наши "уроки смотреть" в микродозах. Илл.: Alexander Koester (1864–1932). Enten am Ufer des Bodensees. (Van Ham Kunstauktionen, 2011. € 103.200)⁣ Кестер - немецкий художник, который нашел золотую жилу, когда начал специализироваться на утках. Он даже прозвище заслужил - «Утиный Кёстер». Его картины с птицами улетали покупателям как горячие пирожки. Говорят, цену устанавливал по количеству голов на картине -- чем больше, тем дороже. Сегодня - почти позабыт.⁣ Как вы, надеюсь (опытные читатели этой инсты) уже наверно видите, секрет популярности картин Кестера был, конечно не в одних утках. Он действительно умелый, грамотный живописец. Темой этой недели была атмосфера -- и оцените, как отлично эти утки вписаны во весь окружающий антураж. Их пушистые тушки -- и кудрявые облака, и рябь воды, в которой отражаются эти облака, как все перекликается. Слева сзади -- темно-зеленые ветки, написанные нарочито небрежно. Это кулиса, которая отделяет ближний план сцены, на котором солируют утки, от дальнего плана земли, показывать который художнику совершенно не нужно, это будет лишнее. А вот даль озера ему, сами понимаете, нужна.⁣ Ступают утки по коричневой земле. Поразглядывайте, каким богатым количеством мазков, как быстро и легко эта грязюка написана. Очень смачно!⁣ ⁣ Направление движение утиной стаи стандартное, приятное глазу -> в соответствии с этим построено все остальное в картине. Для контраста кладу вам вторым кадром (в 1-м комментарии) зеркальное отражение картины, что меняется, попробуйте разглядеть.⁣
7584 читали · 2 года назад
Что будет, если Моне отзеркалить? Продолжаем наши "Уроки смотреть" в микродозах. Илл.: Клод Моне. "Утро на Сене". 1896 (Sotheby's, 2018, 20,5 млн. долл.)⁣ Продолжаем рассматривать картины, где главный герой -- воздух и оттенки времени суток. Вот перед нами полное совершенство (не зря оцененное в 20 млн. долларов). Это та самая простота, от которой один шаг до пренебрежительного профанного "да мой ребенок так же нарисует". Однако рассмотрите, как тут все легко и прекрасно. Надо быть уже очень опытным мастером, чтобы сделать это так виртуозно и легко.⁣ ⁣ Что хорошего в этой картине: все оттенки синего цвета. Но мы чувствуем, какой из них предназначен для листвы, какой для земли, какой для травы. Идеальная симметрия, образованная линией горизонта посередине картины -- на самом деле не идеальная, из-за того, что на ряби воды отражения смещаются. По этой причине нашему глазу не скучно. Например, внизу по центру мы видим отражения двух свисающих веток, типа /\/\ , а в верхней половине картины они потеряны и нам не видны.⁣ ⁣ Еще немного, и это был бы тест Роршаха, с его зеркальными кляксами, но линия бледно зеленой ряски ровно по центру (помечающая горизонт), не дает нам потерять ориентацию в пространстве. Не знаю, как Моне умел этот делать, но тот участок розового, который вода, он действительно более текуч и плотен, а тот который воздух -- более мягок. По горизонталям - наша любимая восходящая / обрамленная всякими финтифлюшками.⁣ ⁣ На втором кадре (см. 1-й коммент) я специально для вас повернула эту картину на бок, чтобы вы легче могли различить, чем отличаются реальность и отражения (и каким мастером надо быть, чтобы это суметь так воплотить!)⁣
1767 читали · 2 года назад
Почему некоторые картины хорошие, а другие плохие? Продолжаем пытаться разобраться с помощью "уроков смотреть". Илл.: Darío de Regoyos (1857-1913). Storm in the Pyrenees. Before 1886. (Sotheby's, 2020; 52,500 GBP)⁣ ⁣ Дарио де Регойос - испанец, известный тем, что научился импрессионизму в Бельгии и подсадил соотечественников.⁣ И мы продолжаем изучать картины атмосферные. Что хорошего в этой? Атмосфера, как она сделана. Не смотря на то, что зелень на первом плане яркая, изумрудная, дополнительные цвета подобраны так, чтобы мы ощущали надвигающийся вихрь. Первую скрипку тут играет небо: хотите задать мрачное настроение пейзажу -- забабахайте там какой-нибудь нетипичный цвет. Вот тут целых два оттенка хаки, причем темный сверху: супер способ.⁣ ⁣ Линия гор движется в одну сторону -> линия светло-оливковых гор, кажется, совсем в другую. Ветер, при этом, судя по согнутым деревцам, тоже туда ->⁣ ⁣ Деревца, заметьте, все черно-зеленые, никаких светленьких, в белом цвету, тут нету, ибо они не нужны. Два стога (?) или холмика с выцветшей желтой травой накладываются друг на друга, повторяя или пародируя ритм темных гор на горизонте. Проплешины темной травы на самом ближнем плане тоже подчиняются ритму дующего ветра.⁣ ⁣ Что еще вы замечаете тут? Зачем, например, позади "стогов" на зеленой полосе -- темные точки кустов, как вы думаете?⁣
1626 читали · 2 года назад
Почему такие картины нравятся всем? Продолжаем наши "уроки смотреть" в микродозах. Илл.: Hans Brasen (1849-1930). Evening at Lake Esrom. 1919. (bruun-rasmussen.dk, 2021. Price 9,000 kr)⁣ Тихий датский художник, примечательный, кажется, прежде всего, тем, что родился в городе, который стал прототипом Аллерода Хмелевской.⁣ Судя по тому, какие картинки меня тянет ставить на этой неделе уроков, посвящена она будет тому, как художники изображали атмосферу, делая в первую очередь именно ее главным героем картины, а все остальное - сопутствующими деталями, свитой. Две предыдущие картины портретировали весну. Сегодняшняя картина запечатлела персонажа под названием Вечер. В отличие от портретов людей, которые представляют собой всегда жесткие силуэты, портреты атмосферы заполняют собой все полотно, как и положено воздуху, который заполняет собой все доступное пространство.⁣ ⁣ Что хорошего в этой картине: тончайший колорит из множество правильно подобранных оттенков. Собственно, это главное условие качественного пейзажа. По композиции что мы видим? Горизонтальная доминанта подчеркнута дальним холмом на горизонте, который становится резче контуром к правой части. Мы начинаем "читать" картину слева направо, от самого яркого, солнышка, и вот наш взгляд гуляет по этому гладкому холму.⁣ ⁣ Персонажи (мальчик и корова) и предметы (доска и кустик) композиционно расположены в стороне, дальней от солнца и его отражения, они направлены к нему восходящей диагональю \ которая в этом направлении у художников не очень популярна, но удачна для создания настроения тихого любования закатом. При этом наклон головы коровы, ее круп и голова мальчика образуют дополнительную диагональ / То есть в центре картины мы имеем такое сложное сочетание, клубок ритмов, усложняющихся еще и отражением коровы в воде. Обратите внимание, что берег под доской -- не сплошной, а в серебрящихся лужах, это дополнительно увеличивает игру и делает картину не такой скучной, какой мог бы быть такой линейный сюжет. А беленькие цветочки совсем справа видите? Что еще тут использовано?⁣