Случайно нашла в магазине повесть мастера психологической прозы и предвестника модернизма — «Поворот винта» (1898) Генри Джеймса. На сюжете этой книги основан сериал «Призраки усадьбы Блай», а еще создано 15 экранизаций, начиная с 1959 года. Хотя, в истории литературы писатель прославился больше как романист, чем мастер короткой мистической прозы. Его произведения входят в программу подготовки филологов. Итак, в повести показана история одной гувернантки, которая в 20 лет попала в английское поместье, чтобы учить двоих сироток Флору и Майлса. Ее нанял их дядя, который просил, чтобы она никогда не докучала ему с вопросами, письмами и всем прочим, что касается племянников. Неожиданно девушке мерещатся призраки женщины и мужчины, которые оказываются умершими ранее слугами. Гувернантка постоянно думает о них, обсуждает с экономкой и доводит детей подозрениями, что уж тех слуг они любили больше и постоянно о них говорят. Потом ей кажется, что дети и общаются с призраками. «У них нет никого, кроме меня, а у меня — что ж, у меня есть они». Слишком фанатично она отнеслась к своим обязанностям. Рассуждения девушки показаны через метод, который близок к «потоку сознания» или бреду. Все события пропущены через субъективный взгляд одного человека, экономка почти не выступает как самостоятельный герой, поступки и слова детей также переданы через восприятие гувернантки. Поэтому до сих пор читателей мучает один вопрос: были ли призраки плодом воображения или нет?
262 читали · 3 года назад