Найти в Дзене
Итоговое (декабрьское) сочинение

Итоговое (декабрьское) сочинение

В помощь всем, кто готовится к выпускному сочинению, которое пишут в 11 классе. Школьникам и родителям.
подборка · 12 материалов
Дорогие друзья! До итогового сочинения осталось совсем немного (оно пройдёт в среду 4 декабря 2024). В преддверии этого волнующего событие предлагаю вашему вниманию сочинение одного из моих учеников. Это сочинение нельзя назвать выдающимся или отличным, но зато оно написано самостоятельно и является зачётным. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?   Как известно, все люди разные. Однако всем им приходится принимать решения. И, когда человек делает это, им что-то управляет. Например, этим занимаются и чувства, и разум. Но что из этого всё-таки управляет людьми в большей степени? Я полагаю, что на часть людей больше влияют чувства, а на часть — разум.    Рассмотрим такое произведение Рэя Бредбери, как рассказ “Электрическое тело пою”. В нём есть девочка по имени Агата, которая долгое время думала, что электрическая бабушка в один момент покинет её, как и её мама когда-то. Несмотря ни на какие доводы разума, девочка продолжала в это верить и боялась такого развития событий. Она престала думать подобным образом только после того, как собственными глазами увидела, что электрическая бабушка (бабушка-робот) выжила после столкновения с машиной.  Также можно посмотреть на Андрия из книги Николая Гоголя “Тарас Бульба”, который, предав своих соотечественников и родственников, руководствовался не разумом, а своей любовью к панночке. Эти двое – Агата и Андрий – хороший пример людей, которыми в большей степени управляют чувства.   При этом есть люди, которые в основном руководствуются разумом. Например, таков главный герой книги Александра Громова “Вычислитель”. Он, принимая решения исходя из логических построений, смог пройти по болотам Хляби до Счастливых островов, чего ранее никому не удавалось. Таковы и офицеры большинства современных армий, которые в стрессовых ситуациях опираются именно на расчёты, а не на чувства. Я думаю, что в современном мире редко ответственные решения принимаются под влиянием эмоций.   Именно по указанным причинам я и полагаю, что часть людей в основном руководствуется чувствами, а часть опирается на разум. Должен отметить, что сам я не знаю, чем буду руководствоваться в ситуациях, подобных тем, в какие попадали вышеупомянутые герои. 274 слова #итоговоесочинение #егэ
Перчатки Английская детская песенка в переводе С. Маршака (используется как литературный источник для сочинения — смотрите подборку «Декабрьское сочинение») Потеряли котятки На дороге перчатки И в слезах прибежали домой: — Мама, мама, прости, Мы не можем найти, Мы не можем найти Перчатки! — Потеряли перчатки? Вот дурные котятки! Я вам нынче не дам пирога. Мяу-мяу, не дам, Мяу-мяу, не дам, Я вам нынче не дам пирога! Побежали котятки, Отыскали перчатки И, смеясь, прибежали домой. — Мама, мама, не злись, Потому что нашлись, Потому что нашлись Перчатки! — Отыскали перчатки? Вот спасибо, котятки! Я за это вам дам пирога. Мур-мур-мур, пирога, Мур-мур-мур, пирога, Я за это вам дам пирога!
Поверхностность vs глубина Рассмотрим на примерах, как может распределиться натяжение между поверхностностью и глубиной в школьном сочинении. Возьмём тему из закрытого списка ФИПИ и кратко раскроем её на примере из литературы. Какие события и впечатления жизни помогают набираться опыта?  Сочинение 1 Опыт потерь помогает набираться жизненного опыта. Рассмотрим историю котяток. Они потеряли перчатки и с плачем прибежали к маме. Мама отругала своих детей, из чего они неизбежно должны сделать вывод, что терять вещи — плохо. Котятки возвращаются на дорогу, находят перчатки и с радостью бегут сообщить об этом событии маме. На этот раз мама хвалит детей. Дети понимают, что надо постараться найти потерянное. Так мы и набираемся жизненного опыта: теряем, пытаемся найти. Переходим от плача к радости, от порицания к похвале. Опыт потерь помогает набраться жизненного опыта. Комментарий Сочинение поверхностное, полностью отсутствует собственное рассуждение, нет даже пояснения тезиса (парафразиса), анализ примера-иллюстрации примитивен. Сочинение 2 Потери помогают набираться жизненного опыта. Благодаря потерям мы не только на деле, а не на словах познаём, как устроен мир, но и получаем обратную связь от значимых для нас близких людей. Так формируется наша жизненная позиция и способы, с помощью которых мы будем отвечать на вызовы, наполняющие жизнь всякого активного человека. Рассмотрим, как опыт потерь отражён в мировой литературе, на примере котяток из английского фольклора. Котятки выходят на дорогу. Отметим, что они покидают зону комфорта одни, — мама дожидается детей дома. Можно отлично представить, какие яркие впечатления ждут героев в пути, ведь им открывается мир, полный ярких красок, контрастов, приключений, борьбы добра и зла. Неудивительно, что котятки, охваченные всей этой пестротой и шумом, забывают про перчатки и теряют их. Но мама — значимый взрослый — не даёт детям расслабиться: она строго порицает их и лишает пирога. Казалось бы, это излишняя суровость, даже жестокость! Но как иначе подготовить малышей к успешной жизни в большом и часто страшном мире? Мы видим, что метод мамы отлично работает: утерев слёзы, дети снова отправляются на дорогу, усердно ищут и находят перчатки, чем заслуживают одобрение родительницы. Это произведение учит нас не воспринимать потери как катастрофу, перечёркивающую все, о чём нам рассказывали. Потери на дороге жизни неизбежны. Но они не остановят наш прогресс и движение к победам. И мы будем всегда благодарны значимым взрослым, которые своей строгостью закалили нас и научили не расслабляться, а бодро преодолевать трудности и потери. Комментарий Тема сочинения раскрыта полностью и достаточно глубоко, тезис прояснён, разделён на две части и доказан с помощью рассуждения и примера-иллюстрации из литературного произведения. Сочинение завершается полноценным выводом. 🔤 На всякий случай напоминаю, что при написании итогового сочинения нельзя опираться на одно стихотворение. Следует взять цикл стихотворений, объединённых общей темой (например, цикл А. Блока «На поле Куликовом»). 🔤🔤 Стихотворение про котяток добавлю отдельным постом. #егэ
Речевые ошибки Пригодится всем, кто пишет сочинение, и не только выпускникам! Речевые ошибки можно обнаружить только в контексте: перечитывая сочинение замечаешь, что так выражать свою мысль неправильно, что для данного конкретного замысла эти слова не подходят, или их слишком много, или они некорректно сочетаются друг с другом — то же самое надо сказать по-другому. Откуда берутся речевые ошибки? ▫️В письменную речь властно вторгается современный неформальный устный язык, а в нём ситуация меняется намного быстрее, чем в академическом языке. ▫️Современный человек считает, что убедительность речи заключается в большом количестве слов, что серьёзному высказыванию необходим большой объём. ▫️Также в наши дни на стандартную устную и письменную речь сильно влияет канцелярит — официальный язык чиновников, загромождённый мёртвыми словесными конструкциями. ▫️Кроме того, как ни странно, часто мы можем не знать значения слов, которыми пользуемся. ▫️А ещё мы любим слова-паразиты и стоп-слова — это тоже влияние разговорного стиля. ▫️Также авторы сочинений очень боятся повторов и из-за этого изобретают синонимы, которые в контексте смотрятся странно и нелогично. ▫️И любят использовать иноязычные слова вместо соответствующих русских. ▫️И последнее. Нельзя сказать, что современный человек не расширяет свой словарный запас — он расширяет его в каком-то узком направлении: может, например, очень много знать про прогу и ничего про эпитеты. Напоследок несколько примеров: 😄 юная девушка, совсем ещё молодой мальчишка, неожиданный сюрприз, заранее предугадал, совершенно мёртвый — речевая избыточность 😄 старенькая старушка, писатель написал, рабочий работал, сочинил сочинение, травный запах трав, мягкий и мягкосердечный, зачитанная читателями — повторение корней 😄 аморально и безнравственно, мёртвый и безжизненный, регулярный и повторяющийся, финальный и конечный, релевантный и важный, лингвистика и языкознание, языки и идиомы, трудный и кризисный — повторение одного и того же, часто — иноязычного заимствования и соответствующего русского слова 😄 практически, фактически, как минимум, абсолютно, буквально, типа, порядка, опять же, крайне — стоп-слова, придающие тексту ложный объём и «важность» 😄 и другое, и тому подобное, и так далее — автор пишет это в конце предложения, хотя не может объяснить, что скрывается за подобной концовкой 😄 как по мне, типо, нереальная красота, нету, аж, а то, рили, крайний срок, платьишко, лишь бы как, зарегался, модный лук, одел фрак — вторжение разговорного стиля в письменную речь #егэ
Образец псевдотекста. Взят из методических рекомендаций ФИПИ Над какими чувствами разум может быть не властен? А что такое чувство и разум? Чувство – это состояние человеческой души. Каждый человек что-то чувствует, это может быть чувство страха, чувство долга, чувство симпатии к кому-либо или к чему-либо и наконец, самое главное чувство любви. Чувство любви это самое лучшее, что может испытывать человек. И совсем не важно, будь то человек, или же что-нибудь совершенное иное. Ну а что же такое разум? В моем понимании разум – это сознание своих действий и поступков. И я думаю, что над чувством любви разум может быть не властен. В доказательство своего мнения я приведу пример из поэмы Куприна «Гранатовый браслет». Мелкий чиновник Георгий Желтков влюбляется в главную героиню поэмы Анну. На протяжении долгих лет он пишет ей письма с признаниями своих чувств к ней. Анна будучи замужем не отвечает взаимностью. На именины к Анне Желтков приносит ей письмо и коробочку с подарком. Но Анна не успевает застать его на месте. Прочитав письмо и открыв коробочку, Анна находит там гранатовый браслет. После именин Анна рассказывает мужу об очередном письме Желткова к ней. Муж отправился со своим другом к Желткову. Желтков им сказал, что не сможет жить, зная, что Анна не отвечает ему взаимностью, но и забыть ее он не сможет. После беседы Анна получает последнее письмо от Желткова о любви. После этого Анна узнает, что он покончил жизнь самоубийством. В этой поэме чувство любви Желткова к Анне взяли верх над разумом. В поэме Островского «Гроза» противоположный случай. Героиня поэмы Катерина, будучи замужем, влюбляется в молодого человека. Муж Катерины постоянно в разъездах, свекровь Катерины, постоянно не довольна ей. И чтобы обрести спокойствие в душе Катерина заводит роман. Она осознает, что у нее есть любящий муж, но чувство любви к другому берут верх над разумом. Когда муж узнает об измене своей жены, он прощает ее. Возлюбленный Катерины собирается уезжать и зовет ее с собой, но Катерина не соглашается. Вскоре Катерина понимает, что не сможет жить с этим грехом и бросается в реку с моста. В заключении я хотела бы сказать, что чувство любви не подвластно разуму.
Итоговое сочинение ✔️ Важно не только для одиннадцатиклассников Перечитывала недавно методические рекомендации и обратила внимание на следующие слова: К сожалению, многие выпускники, не зная содержания изученных произведений, создают подобного рода псевдотексты, в которых проявляется неумение создавать подлинный текст, имеющий авторский замысел, обращенный к читателю. Там же приведён пример псевдотекста. Добавлю это очень плохое сочинение отдельным постом. Его содержание говорит само за себя. Грустная картина, потому что внешне псевдотекст очень похож на обычное сочинение. В нём также просматривается влияние репетитора, который раскрыл секреты мастерства: 1️⃣Пиши по заранее заготовленным шаблонам. 2️⃣Порассуждай о значении абстрактного термина. 3️⃣Возьми в качестве литературного источника старую добрую русскую классику. 4️⃣Воспользуйся проверенной классической интерпретацией выбранного популярного произведения. 5️⃣Возьми примеры из выбранного произведения, которые у всех на слуху и, стало быть, надёжны. 6️⃣Выдвигай простой тезис и повторяй его при каждом удобном случае: хотя бы раза три. Следование данной инструкции превращает ваш текст в нечто формальное, неискреннее, фальшивое, мёртвое, неоригинальное. 📎 Сочинение называется итоговым, потому что подводит итог одиннадцатилетнему пребыванию человека в школе. 📎 Поэтому оно метапредметно — это демонстрация умения мыслить и рассуждать, привлекая материал из разных областей человеческой культуры, знаний, опыта. Вернёмся к методическим рекомендациям. Из выбранной короткой цитаты можно извлечь очень много, и это будет касаться не только выпускника. 📎Можно сказать, что обучение в школе эффективно, если ребёнок шаг за шагом овладевает следующими навыками: 1️⃣ читать и всё глубже анализировать прочитанное 2️⃣ выделять ключевые слова 3️⃣ кратко и точно отвечать на вопрос 4️⃣ создавать коммуникативный замысел — понимать, что тема сочинения содержит вопрос, и уметь формулировать ответ именно на этот вопрос 5️⃣ конструировать композицию — понимать, из каких частей будет состоять развёрнутый ответ 7️⃣ работать на читателя Последнему навыку в школе вообще не учат. А ведь это очень важно — понять, что любой текст создаётся, чтобы его прочитал конкретный человек, к которому ты обращаешься со своим монологом. Ориентация на читателя, не абстрактного, а именно твоего, — залог успеха. В противном случае появляются отписки — мёртворождённые псевдотексты. #егэ