Найти в Дзене
Борис Климычев. Наследие

Борис Климычев. Наследие

Собраны публикации о творческом наследии моего отца, члена Союза писателей России Бориса Климычева (1930-2013).
подборка · 20 материалов
Сегодня информация летит со скоростью света. А давайте сделаем паузу, чтобы оглядеться, прислушаться, почитать стихи? Например, из творческого наследия моего отца - о любви к российской глубинке. Борис Климычев НАЗВАНИЯ Хороша районная глубинка, Вам кондуктор здесь объявит вдруг: — Остановка «Старая тропинка»! Поглядишь — тропинка через луг. На такой хорошей остановке Просто невозможно не сойти, Родничок «Синичкина подковка» Повстречался в роще на пути. Наступают ягодные сроки,  Хорошо в тени у родника. Здесь реки Муравинки истоки И еще — истоки языка.
Стихи для летнего настроения. Продолжаю знакомить вас с творческим наследием моего отца. Борис Климычев ПРИМЕТА Бросали гривенники в море Под шум прибоя, птичий гам. Мы их бросали, чтобы вскоре Вернуться к этим берегам. Монета медленно тонула, Сверкала искоркой на дне, А с моря свежестью тянуло, И мчался глиссер по волне. Расстанемся, уедем вскоре, А дни, как спицы в колесе, Бросают все монеты в море, Да возвращаются не все. И ночь была. У парапета Был теплоход, как глыба льда. И прямо в море, как монета, Скользила по небу звезда. Был тихий смех, был говор нежный... Как заплатить, какой ценой, Чтоб я сюда вернулся прежний И чтоб не стала ты иной. Но будущее — как в тумане. Чернели лавры вдалеке, Ракушки брякали в кармане И жегся гривенник в руке.
В сентябре 1791 года писатель Александр Радищев, за свою книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» объявленный бунтовщиком похуже Пугачева и сосланный в Илимский острог, по пути к месту ссылки на две недели задержался в Томске. Его задержала необходимость ремонтировать сломавшуюся повозку, кроме того, требовалось лечение его свояченице, которая отправилась в ссылку вместе с овдовевшим писателем и с двумя его детьми. Радищев с семейством остановился в доме коменданта Томска Томаса де Вильнева по ул. Бакунина, 26. Дом реконструирован, при Радищеве он был каменно-деревянным. Из воспоминаний сына Радищева известно, что писатель устроил для томичей необычное зрелище — запуск воздушного шара, «монгольфьера», склеенного из тонкой бумаги и наполненного горячим воздухом. Этот эпизод отражен в стихотворении моего отца, которое сегодня предлагаю вашему вниманию. Борис Климычев РАДИЩЕВ В ТОМСКЕ Хозяин в Томске – комендант де Вильнев. В Провансе был бы он простым рантье. Полузабылось. Виноградник пыльный чуть ощущаешь в привозном питье. А так всё – пироги, грибы, селёдка, пельмени с медвежатиной да квас. Бывать на службе неохота – вот как! А всё же надо съездить хоть на час. Уедет. Глядь, обратно тащит Бурка карету комендантову с горы, а циркуляром из Санкт-Питербурха прикрыты даровые осетры. Дары купцов отдаст кухарке сонной, мундир свой пышный снимет, а потом депешу вскроет. А в депеше оной: «Радищев будет нынче… через Томск…». – Свечей! Подать карету к перевозу! Настроить клавесин, готовить дом! Да, срежьте для месье Радищев розу, ту самую, в теплице за прудом… И вот уже Радищев в доме этом. Ему бокал де Вильнев подаёт: – Месье, в России страшно быть поэтом, колосс российский не готов в полёт. А тот в ответ: – Готовить будем, что же, любовь к свободе – это общий дар. Прошу в презент бумаги, клею, кожи, хочу я сотворить воздушный шар. Людьми забита площадь Соляная – на зрелище в народе аппетит. – Молебен, что ли? – Тут статья иная, вон то, округло, в небеса взлетит… Костёр дымит под шаром, дышит лето, аж трескаются камни от жары. А в небе – Бог, и как же можно это – пущать туда бесовские шары? Святоши отворачивают лица: ужо, антихрист, дай нам только срок! Сквозь тыщи вёрст донос ползет в столицу. Радищев дальше следует, в острог. На фото — восстановленный дом коменданта де Вильнева и Воскресенская церковь, что неподалеку.
Друзья, для летнего настроения предлагаю вашему внимание стихотворение из творческого наследия моего отца. Надеюсь, что погода благоволит, и ваше лето не заставляет сомневаться в том, что оно - настоящее лето! Как у вас, получается использовать его по назначению? Борис Климычев СЕНОВАЛ Над сеновалом — полная луна, Ее держали кедры в хвойных лапах, Роился сумрак, пела тишина, Травинки сохли, был щемящим запах. Все солнце, Что скопил когда-то луг, В упругом этом сене спрессовалось, Щипало ноздри, Губ касалось, Рук, И наших душ восторженных Касалось.
И вот наконец я держу в руках этот сборник, над которым шла работа всю весну. Он разнообразный - в нем есть и автобиография отца, и его стихи, и прозаические отрывки, и воспоминания его учеников и коллег по цеху, и фото из семейного архива, и даже ноты - к песням, написанным на его стихи. Совсем немаленькая часть - библиография, которую очень добросовестно собрали сотрудники Томской областной детско-юношеской библиотеки. Отец не был детским писателем, но он был большим другом библиотеки и некоторое время - ее внештатным сотрудником. Он вел там литературное объединение. Презентация сборника будет осенью, когда закончится отпускная пора. А пока - так приятно листать в бумаге то, что раньше видела только на экране компьютера. Сборник «Я влюблен в дорогую сторонку» издан благодаря проекту «Борис Климычев — летописец земли Томской», который реализуется при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Его инициатор - Союз женщин Томской области, партнер - Томская областная детско-юношеская библиотека.
Что нового? Прошел первый квартирник "Борис Климычев - это по-томски!" в райцентре Зырянское Томской области. Отец работал там в районной газете в начале 1960-х. Пробыл он там не очень долго - были проблемы с жильем, да и поближе к любимому Томску ему жить хотелось. Но какой-то материал для будущих стихов и прозы он почерпнул и там. Удивительно, но зал на 120 мест был заполнен. О чем это говорит? О том, что людям интересны местные писатели и поэты, они хотят знать о своих незаурядных земляках, хотят общаться с творческими людьми. В творческом десанте приняли участие прозаик, финалист литературной премии «Большая книга», лауреат литературной премии им. В. М. Шукшина Владимир Костин; поэт-бард Владимир Соловьев; поэт, прозаик, драматург, актер Сергей Максимов; актёр Томского областного театра юного зрителя Игорь Савиных; поэт, прозаик, журналист Оксана Чайковская. К сожалению, мне не удалось поехать по личным причинам, но мысленно я была там. А вашему вниманию предлагаю стихотворение отца под названием "Райцентр". Борис Климычев РАЙЦЕНТР Этот город— теплый дождик, лестниц серые гармошки — Нагадали мне гадалки много лет тому назад, Есть тут тихий переулок, где герань цветет в окошке, Где за тюлевыми шторами — лукавый чей-то взгляд. Переулок с пыльным сквером, красной силосною башней, Травянистым тротуаром и горластым петухом. На затылок сдвину шляпу, засвищу побесшабашней: Я единственным поэтом буду здесь и женихом. Жил я в Омске, жил я в Томске, раза два бывал в столице. Давит груз пережитого мне на плечи, как бревно, Никаким таким наукам не сумел я научиться, И не стал я знаменитым, ну да это все равно. Мне нашептывает дождик, что хорошим будет лето, Улыбаются сквозь слезы на штакетнике горшки, И в окошко смотрит кто-то, и в руке моей газета, И еще, возможно, будут в жизни добрые деньки. * Напомню, что мы работаем над проектом «Борис Климычев — летописец земли Томской», который реализуется при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Его инициатор - Союз женщин Томской области, партнер - Томская областная детско-юношеская библиотека. Подробнее о проекте я рассказываю в ТГ-канале "Читаем. Климычева".  За фото благодарю сотрудников Томской областной детско-юношеской библиотеки.