(Окончание. Начало здесь: https://dzen.ru/b/aR0zj8qXI3M0FZjK). Второй очень интересный, достойный посещения объект в Лахденпохье – это так называемая «Гора Филиниа», или по-фински Хуухканмяки. Это небольшая скала, внутри которой финны оборудовали бункер-укрытие, а рядом построили военный городок. Он сохранялся долгое время и в советскую эпоху, до 1980-х годов, когда здесь около полутора месяцев проходил военные сборы студент юрфака СПбГУ Дмитрий Медведев. Ведь Лахденпохья находится в приграничной зоне, всего в 20-30 км от границы с Финляндией, и тогда тут действовал пропускной режим...
К своему стыду, даже и не знал, что в моем любимом Питере есть точный аналог московского Дома на набережной, где также жила советская партноменклатура и творческая элита. И нет, это не Дом Ленсовета на набережной реки Карповки, хотя, как и москрвский дом на Серафимовича, он также был построен в стиле советского конструктивизма в те же 1930-е годы. И, кстати, там даже выросла писательница Наталья Толстая, мать скандально знаменитого дизайнера Артемия Лебедева. Речь про доходный дом дореволюционной постройки на той же Петроградской стороне - так называемый Дом трёх Бенуа. Это огромный комплекс из 11 дворов, который на момент постройки имел водопровод, электричество, телефонную связь, гаражи и прочие блага цивилизации. Он получился таким большим, потому что его владельцем был не один человек, а целое Российское страховое общество. Кому интересно, вот тут подробно про него писали: dzen.ru/...dd. Лично меня поразило сходство судьбы его жителей с Домом на набережной. В Доме трёх Бенуа жил крупный советский партноменклатурщик Киров, который в 1934 году был убит по указке Сталина. Об этом написал ещё известный писатель Пильняк в своей "Повести непогашенной Луны", за что потом подвергся преследованиям сталинского режима. Позднее эти события описал автор "Бронзовой птицы" Рыбаков - в своем романе "Страх", созданном как продолжение "Детей Арбата". Но это только вершина айсберга. Как и в случае с домом на Серафимовича, десятки номенклатурщиков и представителей творческой интеллигенции из этого комплекса, были репрессированы людоедским режимом. Как обычно, зло пожирало само себя. С 1950-х годов и до наших дней в Доме трёх Бенуа работает музей-квартира Кирова. А Артемий Лебедев рисует в одном из дворов муралы вроде синего кота. Кто не знает, в Питере есть бар "Хромой синий кот", где буквально недавно ОМОН прессовал участников вечеринки в честь украинского анархиста Нестора Махно. Странная и даже страшная история России продолжается...