Найти в Дзене
Духовные стихи

Духовные стихи

Былины с библейскими персонажами и православными святыми. "Старшие" духовные стихи. Народная поэзия на основе православной веры.
подборка · 4 материала
2 года назад
Русский духовный стих как-то связан со Старшей Эддой? Это может показаться необычным, ведь, по мнению исследователей, большая часть русских духовных стихов начали складываться   только в XVII – XVIII веках. Однако речь в этом случае чаще всего идет о так называемых лирических духовных стихах. В русском эпосе ещё существуют так называемые «старшие» или «эпические» духовные стихи, и их возраст и момент их формирования установить хоть сколько-то точно невозможно. Вероятно, первые такие эпические песни о православной вере начали формироваться тогда же, когда наш народ начал пытаться освоить и как-то осознать новое для себя христианское учение. По этой причине в этих духовных стихах много следов язычества, народного христианства и двоеверия. А один из самых архаичных духовных стихов «О Голубиной книге» и вовсе во многом совпадает с одной из песен из Старшей Эдды. Старшая Эдда – средневековый сборник скандинавской эпической поэзии, в котором рассказывается о богах и героях. И  русский стих «О Голубиной книге» имеет много общего с «Речами Вафтруднира» оттуда. Оба эпических произведения имеют форму диалога. В этом диалоге один персонаж задает вопросы о устройстве мира. Как был сотворен мир? Что в мире является самым важным? А второй персонаж отвечает. В «Старшей Эдде» диалог происходит между Одином и йотуном (то есть великаном) Вафтрудниром. В вариантах «Голубиной книги» диалог происходит между «мудрейшим» царем Давидом Евсеевичем и князем Волотом Волотовичем (волотами наши предки так же называли великанов). Но главное совпадение в том, что в обоих произведениях мир не сотворен, а является частью божества: «Имира плоть стала землей, стали кости горами, небом стал череп холодного турса, а кровь его морем» (Речи Вафтруднира, 21.) «А и белой свет — от лица Божья, Солнце праведно — от очей его, Светел месяц — от темечка, Темная ночь — от затылечка, Заря утрення и вечерняя — от бровей Божьих, Часты звезды — от кудрей Божьих!» (Вариант стиха из книги «Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI – XIX вв.») Откуда взялась эта связь ответить сложнее. Возможно это общие мифологические представления, существующие у всех европейских народов со времен их общности. А возможно этот сюжет мог передаться от славянских баянов скандинавским скальдам, или наоборот. @Сокол-корабль
545 читали · 2 года назад
Аника-воин. Конь как символ смерти в русском фольклоре.
Существует множество разных похоронных обрядов и традиций. Люди с древних времен пытались осмыслить конец жизни, пытались понять и представить себе – а что будет дальше? Конец жизненного пути многим представлялся как начало нового, долгого и опасного путешествия на тот свет. Так у славян появились традиции сжигать закончивших свой путь в ладье, чтобы на своем корабле человек мог добраться в иной мир. В зависимости от знатности человека вместе с ним хоронили или сжигали и другие предметы, которые...
184 читали · 2 года назад
Православный, значит русский. Православие и христианские святые в былинах.
В былинах и старших духовных стихах наши предки высказывают интересную мысль: «православный, значит русский». Русская земля под властью князя Владимира очень четко мыслится, как православная страна, которой управляет князь. На западе локализуются земли чужой «латинянской ереси» и «латинских идолов», которые управляются королями. А на востоке лежат земли «басурманской веры», восточные «басурманские» владыки чаще всего называются ханами и, что может многих удивить – царями. Называть восточных владык...
6361 читали · 2 года назад
Почему царь Соломон русский?
Для многих это может стать открытием, но библейский царь Соломон является ещё и героем русских былин. Этому есть достаточно простое объяснение – с принятием христианства множество сюжетов и легенд из Библии попали в устное народное творчество, переосмыслялись и перерабатывались нашим народом. Про царя Соломона ходило множество апокрифической литературы, самой популярной повестью является «Соломон и Китоврас», в которой Соломон смог изловить и подчинить себе ужасное чудище. Однако в конце хитрого...