Найти в Дзене
Алфавит Системы Жохова

Алфавит Системы Жохова

-
подборка · 9 материалов
АЛФАВИТ ЖОХОВА: И – ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В сегодняшнем мире не знать иностранного языка – это означает не иметь полноценного образования. По методической системе В. И. Жохова рекомендовано изучать три языка в начальной школе по четыре занятия в неделю: 🇩🇪 во втором классе – немецкий 🇫🇷 в третьем классе – французский 🇬🇧 в четвертом классе – английский В государственной программе предусмотрено всего два урока иностранного языка в неделю, класс делится на группы. В жоховском классе дети занимаются иностранным вместе, всем классом – четыре раза в неделю. ❓Почему именно так Для того, чтобы ребенок мог изучать новый язык (языки), необходима подготовка. А именно – развитие фонематического слуха и долговременной памяти (комплексная способность хранить информацию и восстанавливать в дальнейшем эти воспоминания, за которую отвечает большое количество отделов головного мозга). К середине 1 класса работы по методической системе, эти два механизма «запускаются» и дети начинают быстрее схватывать и запоминать новое. К началу второго класса, когда начинается изучение иностранного, они уже хорошо умеют работать в классе и способны воспринимать большой объем информации. ❓Чем обусловлена последовательность «подключения» языков ◽ Немецкий: схожая с русским грамматика. Более 30% корней в немецком языке – из латыни и знакомы нам. В русском языке немало заимствований из немецкого – их интересно находить (Eisberg «айсберг», из нем. Eis «лёд» + нем. Berg «гора»). ◽ Французский: в 3 класс дети знакомятся с музыкальной культурой, балетом, цирком. В терминах искусства много французских слов, кроме того, этот язык тесно связан с другими европейскими языками, ребята с интересом изучают его в контексте других занятий. ◽ Английский: Французский язык начинает «помогать» с точки зрения словарного запаса. В английском 90% слов имеют французские корни. Дети как бы не учат, а вспоминают слова. Например, английское слово courage (храбрость) — от французского le courage. В связке «английский после французского», главная точка соприкосновения – это слова, преимущественно существительные. А в связке «английский после немецкого» — грамматика и слова. Итог годичного изучения – дети начинают общаться на иностранном языке, замечают пересечения, это закладывает в начальной школе хорошую базу для более углубленного изучения в дальнейшем того языка, который они выберут для себя в средней школе.
АЛФАВИТ ЖОХОВА: З – ЗДОРОВЬЕ Когда ребенок рождается, главное пожелание родителям – пусть растет здоровым. Это основа, с остальным можно справиться. Пока он маленький, окружающие взрослые заботятся о том, чтобы еда была здоровой, режим сна и отдыха – четким, активные прогулки – регулярными. В школе все меняется и режим дня выстраивается вокруг учебного процесса. И в нем практически нет возможности делать то, что ребенку свойственно и естественно в силу возраста, сообразно его природе и полезно для здоровья. Владимир Иванович Жохов сделал заботу о здоровье одним из основных принципов своей методики, заложив в нее элементы, которые позволяют незаметно в течение учебного дня тренировать осанку и зрение, больше двигаться, выполнять простые упражнения, которые незаметно и естественно встроены в ткань урока. Как это происходит на практике? ✅ С первого учебного дня дети понимают, как правильно сидеть за партой в то время, когда они слушают учителя: расправив плечи и заведя руки за спинку стула. Так формируется правильная осанка. ✅ Ежедневно – обязательная зарядка с утра и упражнения для глаз в течение дня. Причем зарядка для глаз происходит прямо в процессе урока: используются три зрительных дистанции, которые меняются в процессе переключения внимания. Этому способствует и изменение размера букв на экране, где демонстрируется материал урока. ✅ Прогулки в любую погоду, полноценный завтрак и обед в школе.  Легкая одежда и обувь для помещения. ✅ Нет необходимости носить тяжелые ранцы с учебниками и тетрадями в школу. Все основные материал для занятий хранятся в индивидуальных папках в классе. ✅ Дети остаются активными и подвижными даже на уроках. Движение заложено в алгоритм выполнения заданий и регулируется учителем. ✅ Пение, ответы хором, аплодисменты за правильный ответ – в жоховском классе много традиционных приемов, которые позволяют ребенку избегать стрессов, испытывать положительные эмоции и делиться ими. Дети не боятся ошибаться, они ждут наступления нового учебного дня, им интересно на уроках. Правильный психологический настрой на учебу и радость открытий – это то, что помогает избегать психосоматических проявлений, когда болезнь кажется отдыхом от напряженной учебной нагрузки. ✅ Родители получают рекомендации по закаливанию детей. Если они выполняются правильно, дети почти не пропускают школу по болезни.
АЛФАВИТ СИСТЕМЫ ЖОХОВА: Ж Уважаемые учителя и родители! Продолжаем знакомить вас с элементами системы Владимира Ивановича. В первую очередь это будет интересно тем, кто только погружается в изучение ее методов и подходов к организации начальной ступени образования. Буква «Ж» нашего алфавита конечно посвящена создателю методики, по которой на сегодняшний день работают около 300 начальных классов в 35 городах и населенных пунктах России, от Магадана до Москвы. Владимир Иванович Жохов родился в 1944 году в Москве, окончил педагогический вуз, свою карьеру в педагогике начал школьным учителем математики и физики. В 70-х годах Владимир Иванович занялся методикой преподавания математики, написал нескольких учебников и пособий для средней школы, которые переиздаются по сей день. Несмотря на изменения ФГОСов, учебники математики В.И. Жохова всегда были в перечне официальных учебников Минпросвещения РФ. Жохов работал методистом в Московском городском институте усовершенствования учителей, преподавал в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина, возглавлял Южно-Уральский Научно-Исследовательский Институт Здоровьесберегающих Технологий. Собственную методическую систему Владимир Иванович разрабатывал более 30 лет. Изначально ее целью было решить задачу качественной подготовки детей к учебе в средней школе. Владимир Иванович обнаружил, что в пятом классе дети совершенно не готовы к освоению нового материала. Изучив результаты исследований нейрофизиологов и психолингвистов, которые доказывают, что с пяти до шести лет человек переживает пик развития лобных долей мозга и в это время информация усваивается лучше всего, он включил в организацию уроков все виды внимания и сделал учебный процесс интенсивным и очень интересным для детей. В основе его методики два основных принципа: 1️⃣ Принцип природосообразности. Дети от природы хотят всё знать. Чтобы сохранить и развить интерес ребёнка, обучение должно учитывать его темперамент, психологический тип личности, врождённые таланты и уровень развития. 2️⃣ Принцип здоровьесбережения. Учёба не должна мешать физическому развитию. Поэтому в жоховских классах никто не сидит «смирно»: можно свободно перемещаться по классу, задания учителя стимулируют движения учеников. Каждый день проводятся полноценные зарядки, родители получают рекомендации по закаливанию, благодаря этому дети меньше болеют и лучше усваивают материал. Владимир Иванович считал своей целью обучение и подготовку учителей, в чьи руки он передавал универсальный инструмент – методику, которая позволит им стать успешными в своей работе и привести к успеху своих учеников. Заканчивая начальную школу, ученики жоховских классов отлично социализированы, самостоятельны, умеют учиться и значительно опережают программу начальной школы, владея знаниями на уровне 6-7 класса.
АЛФАВИТ ЖОХОВА: Е – ЕЖЕДНЕВНАЯ ЗАРЯДКА Каждый день перед началом уроков ученики жоховских классов делают зарядку. Рассказываем, как это происходит. Зарядка – обязательная часть учебного дня, физическая нагрузка всего на 7-10 минут утром помогает детям настроиться на работу. Записанные упражнения входят в видеокурс, учитель выводит их на экран, а ребята выполняют задания. Иногда зарядку на видео «проводят» сказочные персонажи. Тематически она может быть направлена на позитивный настрой перед уроками (веселая зарядка), на тренировку зрения или на сноровку. Выглядит это очень ярко и музыкально, дети с удовольствием повторяют движения героев.  Зарядку могут проводить и сами ученики – по собственной инициативе или по очереди. В системе Жохова любое действие вносит вклад в решения образовательных и воспитательных задач, зарядка – не исключение. Беря на себя инициативу, ребята тренируют навыки выступления перед классом, проявляют самостоятельность. Кроме того, ежедневная утренняя зарядка – часть комплекса здоровьесберегающих технологий, включенных в программу жоховских классов. Она способствует ускорению циркуляции крови, обогащению ее кислородом, улучшению мозгового кровообращения перед интеллектуальной нагрузкой.
АЛФАВИТ ЖОХОВА: Д – ДРУЖБА Дружить – здорово. Понятие «дружба» никогда не вызывает вопросов, это априори – хорошо и правильно. Когда ребенок идет в школу, взрослые говорят ему: «У тебя появится много друзей». Появится почему? Потому, что в классе 25 или 30 детей? Но они не станут друзьями просто по принципу того, что все теперь “ашки” или “бэшки”. Владимир Иванович Жохов считал дружбу абсолютной ценностью в детском коллективе. Процесс обучения и воспитания детей в жоховских классах формируется по модели школьного братства, как это было в пушкинском Лицее. В нем заложены не декларативные, а повседневные практические действия, которые учат младших школьников с первого школьного дня дружить и помогать друг другу. Действия, которые со временем становятся правилом и присваиваются ребятами, как еще одна хорошая привычка.  Ярослава Владимировна Абайдуллина, жоховский учитель из села Еткуль Челябинской области рассказывает – как именно этот процесс происходит в классе:  Детский коллектив формирует каждого ребёнка, позволяя ему чувствовать себя востребованным, талантливым, уникальным, неповторимым и при этом полностью интегрированного в классную семью. Приемы, с помощью которых педагог помогает своим учениками стать настоящими друзьями, формируют коллектив единомышленников, в котором ребятам интересно друг с другом, они с пониманием относятся к недостаткам и слабостям одноклассников, помогают преодолеть страхи. Вот некоторые из них: «Могу помочь!» Часто на уроках ребята говорят друг другу: «Могу помочь!» И вместе решают сложные задачи и примеры. Такой приём, кроме обучающей функции, позволяет выстраивать доверительные отношения между одноклассниками.  Апплоисменты. За правильный ответ, выразительное прочтение стихотворения или просто, за то, что мальчишка или девчонка преодолел свой страх, ребята аплодируют. Без напоминания, без характерного жеста учителя, просто потому, что привыкли так поддерживают друг друга и рады каждой маленькой победе.  «Хочу рассказать!» Одна из наших «постоянных рубрик» в классе. В определенное время дети делятся своими интересами и тайнами, придумывают, фантазируют и рассказывают об этом в классе. Так оттачивается навыки публичного выступления, а ребята учатся слушать друг друга. И это далеко не все! Много интересных приемов есть в нашей школьной жизни, которые помогают ребятам учиться, взрослеть и по-настоящему дружить! За 15 лет работы в традиционной школьной системе мной, конечно, были накоплены различные приемы сплочения коллектива и опыт решения конфликтных ситуаций. Перейдя на работу по жоховской системе, я со своими учениками учусь обходить эти подводные камни!
АЛФАВИТ ЖОХОВА: Г – ГОВОРЕНИЕ Детям в начальной школе свойственно много двигаться и много говорить, это сообразно их природе и естественному развитию. Однако в обычной школе эти потребности заметно ограничиваются рамками урока: учитель говорит – дети слушают. Как правило ученики сидят неподвижно большую часть урока. В жоховском классе не так. Учитель заинтересован в том, чтобы дети говорили и двигались, уделяет этому значительную часть урока и стимулирует такую активность. Для этого используется несколько приемов:  Время, когда дети должны что-то проговаривать вслух, читать и отвечать хором или по-отдельности, заложено в алгоритм урока.  Учитель знает, что в среднем не более 30% времени урока он может вести его в обычной манере – объясняя что-то у доски. 70% распределяется так, чтобы говорили ученики.  В классе много коллективной работы, когда ребята могут разговаривать между собой. Учитель задает правильные вопросы, чтобы стимулировать ответы детей. Почти на каждом уроке в жоховском классе дети поют. Владимир Иванович Жохов говорил, что вопрос социализации – важнейший на начальной ступени обучения. Умение общаться, обращаться за помощью, задавать вопросы, отвечать аргументированно – часть этого процесса. Если ребёнок умеет общаться, он будет легко выражать свои мысли. А значит, будет уверен в себе. Грамотная и яркая речь помогает лучше учиться, успешно решать возникающие вопросы, быстро мыслить и принимать решения. В процессе активного говорения обогащается словарный запас, дети учатся рассказывать, управлять тоном и стилем общения. Через специальные задания и педагогические приемы в жоховском классе закладываются навыки, от которых зависит успешность ребенка. Активное говорение – один из этих важнейших навыков.