Фламандское (дамское!) барокко. Михаэлина Вотье (Michaelina Wautier, 1614–1689), художница 17 века из Брюсселя, о жизни которой почти ничего неизвестно. Имя художницы по жизни было Мишель. Она решила подписывать свои полотна Михайлиной, чтобы ее не путали с мужчинами. Но все равно спутали! Многие ее полотна эксперты веками приписывали другим художникам. Тут особо «отличилась» известная публике картина «Триумф Вакха», на котором Вотье изобразила себя в образе полуобнаженной светлой вакханки, у ног которой колоритный дьявольский козел (в галерее ниже, после «Пяти чувств»). То есть автопортрет художницы, о которой так мало известно. Считалось, что женщина того времени не могла изобразить столь точно так много обнаженных мужских тел (писали-то тогда с натуры). Вот почему профессионалы заблуждались… И вот в 1993 году, заинтересовавшись именно этой работой, «чего-то фламандского», молодая исследовательница Катлин Ван дер Стигилен, доказала, что полотно принадлежит не «кому-то», а Михаэлине Вотье, которая в свое время делила мастерскую (ателье) с родным братом Чарльзом, тоже художником (работала под прикрытием?). Оба - брат и сестра - были бездетны (это одна из причин будущей «безымянности» Михаэлины в искусстве на многие годы), умерли оба в Брюсселе. Дальше почерк художницы атрибутировать искусствоведам было уже легче - доверительная интимная живопись имела свои особенности и линии. В Вене, в музее Kunsthistorisches проходит триумфальная выставка, на которой представлены все известные на сегодня работы Вотье, включая недавно найденный в частной коллекции цикл «Пять чувств». Вот эти «Пять чувств» буквально опьяняют. Пять тонких мальчиков рассказывают о чувствах с энциклопедической скрупулезностью. Пасьянс, который легко складывается в твоем воображении, включая запахи. Уникальная манера письма. Детали, точность, психологизм. Женское письмо, бросившее вызов нашему представлению о женщине в искусстве XVII века. Всмотритесь. Это того стоит. Что еще ждет нас? Какие открытия? …А мадам Катлин Ван дер Стигелен - соавтор каталога текущей выставки в Вене. Браво, мадам! Женщины все-таки отличаются в работе скрупулезностью, которая мужчинам часто кажется излишней. Все дело в нюансах, думаю и я. Полнота мира и чувств - в нюансах! Иначе, просто конструкция или, если угодно, схема.
1 месяц назад