Музейный экспонат

Музейный экспонат

Экспонаты Политехнического Музея
подборка · 81 материал
17,4K подписчиков
Демонстрационный микроскоп Ивана Переверзева
*** Музейный экспонат ***
Во времена царствования Николая I на кафедре Императорской Медико-хирургической академии в Петербурге служил прозектор Иван Переверзев. Воспитанник академии, он был лекарем в Измайловском полку, но в конце концов вернулся в альма-матер. Прозекторы помогают профессору на кафедре, готовя препараты для наблюдения под микроскопом. Этим Переверзев и занимался. При академии был так называемый кабинет Либеркюна — коллекция препаратов, в основном человеческих тканей, которую приобрела ещё Екатерина II. Прозектор, исполняя свои обязанности, взялся за сборку микроскопа, а также улучшение и пополнение коллекции.
В основе микроскопа Переверзева — система, придуманная ещё в XVII веке Иоганном Либеркюном. Микроскоп Либеркюна был первым в истории, предназначенным для изучения непрозрачных препаратов. Устроен он очень просто: всего одна линза, вогнутое зеркало с отверстием в центре, вроде того, которое используют врачи-отоларингологи, и за ним — сам препарат. Свет, попадая в вогнутое зеркало, фокусируется, отражается на препарат и освещает его, а наблюдатель смотрит на препарат через лупу и отверстие в зеркале.
Переверзев придумал устройство, с помощью которого можно было быстро сменять препараты. Он закрепил 14 препаратов на металлических спицах, расходящихся по кругу, как спицы колеса. Круг с образцами он расположил в круглой коробке, на которой закреплён микроскоп. Вращением винта можно крутить круг, и препараты сменяют друг друга под лупой микроскопа. Всего Переверзев сделал пять таких кругов, на них помещалось 70 препаратов.
Прозектор представил свои сменяемые препараты академической комиссии, и она нашла, «что они с большою пользою для учащихся, по причине их поучительности, могут быть приобретены для Академического кабинета и что труды г. Переверзева заслуживают особенного вознаграждения и поощрения».
Микроскоп Переверзева долго использовался для демонстрации препаратов на занятиях студентов академии. Со временем прибор утратил практическую, но сохранил историческую ценность. Так, в 1930 году кабинет Либеркюна вместе с препаратами и микроскопом Переверзева оказался в Музее микроскопии, а затем, в 1968 году, — в Политехническом.
1 неделю назад • 37 просмотров
17,4K подписчиков
Апланатическое зеркало
*** Музейный экспонат ***
Если встать перед таким зеркалом, можно увидеть своё многократно увеличенное отражение. Но это зеркало применялось не только для демонстрации оптических свойств параболических поверхностей. Именно с его помощью впервые была определена температура Солнца.
Параболические зеркала устроены так, что падающий на них параллельный пучок лучей собирается в точке, называемой фокусом. В 1895 году астроном Витольд Цераский провёл впечатляющий эксперимент: в ясный весенний день он поставил на улице зеркало, взятое из Политехнического музея, сфокусировал солнечные лучи и нагревал различные вещества.
Исследователь рассуждал так: при помощи теплового излучения, испускаемого каким-либо нагретым телом, можно нагреть другое тело. И самое важное — при этом температура нагреваемого тела не может превысить температуру того объекта, лучи от которого мы используем. Так что если бы Солнце, к примеру, имело температуру в 3000 градусов — в фокусе зеркала можно было бы расплавить лишь предметы, чья точка плавления заметно ниже.
Но опыт показал, что даже огнестойкие кирпичи и самые тугоплавкие материалы из минералогической коллекции Московского университета не выдерживают солнечного жара. Цераский сделал осторожный вывод о том, что температура нашего светила, по всей видимости, никак не меньше 3500 °С. Несколько лет спустя физик Юлиус Шейнер на основе опытов Цераского вывел температуру Солнца — 6600 °С. Это почти совпадает с современными данными.
2 недели назад • 57 просмотров
17,4K подписчиков
Напольные часы Ивана Бутенопа
*** Музейный экспонат ***
Фирма братьев Бутеноп не производила напольных часов. Обычными кабинетными эти часы только кажутся. Их внутреннее устройство больше напоминает механизм башенных часов.
В 1851 году братья Иван и Николай Бутеноп взялись за ремонт курантов на Спасской башне Кремля. В тот момент механизм башенных часов, изготовленный ещё при Екатерине II, совершенно износился. После работы над курантами Иван Бутеноп сделал эти напольные часы — на их механизме он отрабатывал смелые идеи для будущих проектов.
Особую конструкцию маятника, опробованную в напольных часах, братья Бутеноп реализовали в часах Петропавловской крепости в 1857 году.
В чём уникальность этой конструкции?
Теоретически колебания маятника стабильны и зависят только от длины его подвеса. Но на практике длина маятника непостоянна: при нагреве летом маятник удлиняется, а зимой сжимается от мороза. Если эти изменения не учитывать, часы будут спешить под Новый год и отставать в летний зной. Иван Бутеноп придумал собственную оригинальную конструкцию и изготовил компенсационный маятник из стальных стержней и коротких цинковых трубок, длина которого не менялась при перепадах температуры.
Мастер реализовал ещё несколько идей, особенно важных для больших башенных часов.
2 недели назад • 42 просмотра
17,4K подписчиков
Авиационный поршневой двигатель М-11В
*** Музейный экспонат ***
Первый советский серийный авиадвигатель был разработан для учебных самолётов. В итоге он стал одним из самых массовых отечественных авиамоторов, прошёл войну и выпускался более 20 лет. Причём всё это — на 100 лошадиных силах.
В 1923 году командование ВВС объявило конкурс на разработку авиамотора. Участники должны были представить жюри двигатель мощностью примерно в 100 лошадиных сил, с воздушным охлаждением, способный работать на плохом бензине, требующий для производства как можно меньше импортных деталей — и дешёвый.
В конкурсе участвовали три проекта. До серийного производства дошёл только один — М-11. Звездообразный пятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 100–110 лошадиных сил был спроектирован в 1924–25 годах на авиазаводе № 4. Это крупнейшее авиапредприятие того времени называлось «Мотор». Двигатель М-11, в отличие от предшественников, был создан с нуля. В процессе доработок он переехал на авиазавод в Запорожье. Там в конструкцию мотора внесли коррективы, передовые на тот момент — переделали кривошипно-шатунный механизм и цилиндро-поршневую группу. Головки цилиндров наворачивались на резьбу, а цилиндры приводились в движение не вращением шайбы в центре «звезды», как в большинстве двигателей такого типа, а отдельными кулачковыми валиками. Мотор вышел значительно проще и дешевле в производстве, чем М-2.
В 1929 году на запорожском авиазаводе выпустили первую партию из десяти двигателей. Запорожцы постоянно улучшали конструкцию и выпускали новые модификации. В результате удалось получить такой мотор, который в итоге стал одним из самых массовых советских авиадвигателей — всего было выпущено 74 000 штук. М-11 ставили на учебные самолёты, катера на воздушной подушке. Но, пожалуй, главное его применение — в бипланах По-2. Эти самолёты использовались как ночные бомбардировщики и распылители пестицидов.
3 недели назад • 62 просмотра
17,4K подписчиков
Малая автоматическая электронная вычислительная машина «Урал-1»
*** Музейный экспонат ***
Одна из самых знаменитых советских вычислительных машин была не самой первой и не самой мощной. Зато, в отличие от предшественников, «Уралы» выпускались не отдельными экземплярами, а десятками. Именно с них для многих советских математиков, физиков, инженеров началось знакомство с вычислительной техникой.
С пензенского завода счётных машин «Уралы» поступали в основном на заводы и в вычислительные центры исследовательских институтов и университетов. Один отправился на Байконур, а некоторые экземпляры даже уехали за рубеж — в страны народной демократии.
Программисты, которые работали на «Урале», знали наизусть 29 двухсимвольных кодов. Каждый из них обозначал свою операцию. Ввести программу можно было либо вручную, с пульта, либо с предварительно подготовленной перфорированной ленты из затемнённой киноплёнки.
Клавиатуры в привычном смысле у машины не было. Вместо неё был пульт с клавишами от 0 до 7 — потому что использовалась восьмеричная система счисления. Специальный автомат переводил вводимую с пульта информацию в нули и единицы. Аналогичный автомат превращал двоичные результаты вычислений в восьмеричную либо десятичную запись, которую печатало устройство вывода.
«Урал-1» относился к классу малых ЭВМ, хотя по современным меркам был огромен. Он состоял из пяти основных шкафов и нескольких дополнительных устройств. Вместе они занимали площадь в 60 квадратных метров и потребляли много электроэнергии. Для подключения машины требовалась промышленная силовая сеть, а для нормальной работы — вентиляция. «Урал» выделял так много тепла, что в жаркие дни выходил из строя. Электронные лампы ещё могли переносить высокую температуру, а вот полупроводниковые диоды, которые тоже применялись в конструкции этой ЭВМ, уже не выдерживали.
3 недели назад • 63 просмотра
17,4K подписчиков
Паровая турбина СВК-150-1 и генератор ТВ2-150-2
*** Музейный экспонат ***
Интерактивный макет турбины СВК-150-1 создали, чтобы демонстрировать успехи отечественного турбостроения 50-х годов ХХ века. Он выставлялся сначала на Всесоюзной промышленной выставке в павильоне «Машиностроение», а с 1959 года — в отделе энергетики Политехнического музея.
Разработанная в 1952 году коллективом конструкторов Ленинградского металлического завода, СВК-150-1 была на тот момент крупнейшей в мире одновальной конденсационной паровой турбиной. Её мощность составляла 150 мегаватт.
В честь Стокгольмского воззвания «О запрете применения атомного оружия» СВК-150-1 назвали «турбиной мира». Документ был подписан на Всемирном конгрессе сторонников мира в марте 1950 года и опубликован в газете «Правда» 20 марта.
«Турбину мира» установили на Черепетской ГРЭС имени Д.Г. Жимерина в городе Суворове Тульской области на реке Черепеть. Эта ГРЭС стала первой в Европе мощной паротурбинной электростанцией, рассчитанной на сверхвысокие параметры пара.
Макет, хранящийся в музее, воспроизводит как конструктивные особенности турбины, так и внешний вид корпуса генератора ТВ2-150-2. Верхняя часть корпуса турбины приподнята, что позволяет рассмотреть её в деталях. Также представлены два масляных насоса, элементы регулирования, конденсационная установка, пульт контроля и управления. Панель подставки, на которой установлена модель, имитирует кафельный пол машинного зала ТЭС.
1 месяц назад • 46 просмотров