Найти в Дзене
Когнитивные искажения

Когнитивные искажения

Редакция психологии портала «Большой российской энциклопедии» подготовила цикл публикаций про то, как когнитивные искажения на нас влияют и как научиться узнавать их в повседневной жизни.
подборка · 11 материалов
193 читали · 1 год назад
Иллюзия кластеризации: случайности не случайны
Вспомните свои школьные времена и бесконечные тесты, где нужно выбрать один правильный вариант ответа из нескольких. Не кажется ли странным, когда на несколько вопросов подряд вы выбираете ответ под одним и тем же номером? Все дело в иллюзии кластеризации: это она заставляет нас видеть закономерности в последовательности случайных данных. В случае с тестом мы ожидаем, что ответы будут распределены рандомно, поэтому можем выбрать неправильный ответ, просто чтобы прервать «неслучайный» ряд. Подробнее...
358 читали · 1 год назад
Как получается, что пророчества древних предсказателей вроде Нострадамуса сбываются?
Все дело в ошибке техасского стрелка — когнитивном искажении, которое заставляет нас «подгонять» свершившиеся события под предсказания. О том, как может проявиться ошибка техасского стрелка и можно ли её избежать, рассказала редакция психологии портала «Большая российская энциклопедия». Ошибка техасского (меткого) стрелка — это когнитивное искажение, при котором человек берет в расчёт данные, которые подтверждают его точку зрения, и ставит под сомнение или игнорирует информацию, которая противоречит ей...
239 читали · 2 года назад
Зачем магазины указывают первоначальную стоимость товара на ценнике со скидкой?
Так работает эффект якоря — когнитивное искажение, которое заставляет нас видеть выгоду там, где её может и не быть. Что это за эффект и можно ли с ним бороться, объясняет редакция психологии портала «Большая российская энциклопедия». Эффект якоря (или эффект привязки) — распространённое когнитивное искажение, которое заставляет нас фиксироваться на первой полученной числовой информации при принятии решения. Объясняем на примере Вспомните, как магазины оформляют распродажи и скидки. Например, джинсы раньше стоили 5000 рублей, но со скидкой они продаются за 4000...
168 читали · 2 года назад
Эффект IKEA
Все мы разные: кто-то привязывается к материальным вещам, а для кого-то расстаться с ненужным хламом — обычное дело. Но вряд ли у нас поднимется рука выбросить табуретку, которую мы собрали сами. Такая сентиментальность — результат эффекта IKEA. Что это такое и почему собирать мебель самостоятельно полезно для психики, рассказала редакция психологии портала «Большая российская энциклопедия». Эффект IKEA — это когнитивное искажение, которое заставляет нас гораздо выше оценивать предмет, в создании которого мы участвовали сами, чем уже готовый товар из магазина...
166 читали · 2 года назад
Эффект Даннинга-Крюгера
Пик глупости, долина отчаяния, склон просветления и плато стабильности — названия из фэнтези-книги? Нет! Это этапы, которые мы проходим на пути от новичка к профессионалу. Правда, осознать, на каком этапе мы находимся, бывает трудно. Но если знать, что такое эффект Даннинга – Крюгера, можно научиться оценивать свои умения более объективно. О том, что это за эффект и как он работает, рассказала редакция психологии портала «Большая российская энциклопедия». Эффект Даннинга–Крюгера — это когнитивное...
176 читали · 2 года назад
Эффект Пигмалиона
Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) — это психологический феномен, при котором наши ожидания определяют наше поведение, что в результате приводит к воплощению этих ожиданий в жизнь. Откуда взялся эффект Пигмалиона? Свое название эффект получил благодаря древнегреческому мифу о скульпторе Пигмалионе, который создал статую из слоновой кости, настолько прекрасную, что влюбился в неё. Видя его любовь, Афродита оживила статую, и та стала женой Пигмалиона. Открыли феномен психологи Роберт Розенталь и Леонора Якобсон в результате эксперимента...