Найти в Дзене
Моторы и моторостроение

Моторы и моторостроение

Статьи об автомобильных двигателях и технологиях их производства.
подборка · 15 материалов
1855 читали · 1 год назад
International Harvester Comanche 4-152 и 4-196: «половинки» V8
Рядные четырёхцилиндровые моторы большого объёма это не только ГАЗ и УАЗ, но и многие классические американские внедорожники. И пусть они не столь широко известны, как V8 - но своё место под капотом вполне заслужили. Рассказом об одном из семейств таких моторов я начинаю на канале как бы новый раздел (по сути он уже тут присутствует, просто не выделенный в отдельную подборку статей), посвящённый автомобильным двигателям - в особенности малоизвестным или необычным по своим техническим решениям, а также двигателестроению как отрасли в целом...
3029 читали · 1 год назад
Первый Chevrolet с воздушным охлаждением и «маятник GM»
Всю свою историю General Motors, подобно маятнику, колебалась между двумя ипостасями: компании-первопроходца с девизом "давайте сделаем это, потому что ещё никто и никогда не делал !", и компании-консерватора, панически боящейся хотя бы немного отойти от привычного и приносящего стабильную прибыль. "Спусковым крючком" для перехода из первого состояния во второе неизменно служил коммерческий провал очередной революционной новинки; однако последующие "жирные годы" неизменно ослабляли бдительность руководства...
3934 читали · 2 года назад
Купол, шатёр, клин: эволюция «советского Hemi»
О построенных на ЗИСе / ЗИЛе экспериментальных моторах с полусферическими камерами сгорания, а также о том, как и почему от этой идеи отказались и в ходе дальнейших опытно-конструкторских работ пришли сначала к так называемой шатровой камерой сгорания, а затем - и к традиционной клиновой. В своё время полусферической камерой сгорания активно интересовались все ведущие советские автомобилестроительные предприятия. Двигатель разработки АЗЛК стал серийным и сегодня широко известен, да и информация о ГАЗовских разработках встречается достаточно часто...
21,1 тыс читали · 2 года назад
Hemi V8: гениальная ошибка «Крайслера»
Chrysler Hemi - это бренд, узнаваемый даже для людей, далёких от истории американского автопрома. Однако юмор в том, что вся эта широкая известность держится в основном на славе второго поколения - культового в определённых кругах 426 Hemi, который на самом деле был очень узко специализированным мотором с мизерным масштабом выпуска, ставившимся на весьма ограниченное число моделей с 1964 по 1971 год и в основном использовавшимся в гонках серии NASCAR и стритрейсинге. При этом в массовых количествах...
2525 читали · 2 года назад
Турбо-стимпанк из ГДР с налётом технологий Третьего рейха. Как-то знакомый прислал мне фотографию с вопросом, мол, это что - "Вартбург" с турбонаддувом ? Э, вообще говоря, нет; судя по подписи Turbinenantriebs, речь идёт именно про турбину в качестве основного двигателя - причём паровую, а не газовую, как я сначала подумал ! Точнее говоря - парогазовую, так называемый двигатель Вальтера - как на построенных на излёте Второй мировой войны подводных лодках XVII серии и некоторых торпедах. Наиболее правдоподобная версия гласит, что этот прототип был разработан в конце 1970-х годов неким доктором Гансом Глаубрехтом (Dr. Hans Joachim Glaubrecht - он же мощный старик на последней из фотографий) по заказу НИИ Наземного транспорта и тракторостроения (WTZ Landmaschinen und Traktorenbau). Судя по всему, использование такой силовой установки виделось в качестве одного из вариантов преодоления топливного кризиса, в который постепенно скатывалась Восточная Германия по мере роста мировых цен на нефть - а также резкого повышения экологических характеристик автомобиля, поскольку выхлоп такой силовой установки целиком состоял из водяного пара и кислорода. В качестве источника энергии использовалась 70%-я перекись водорода (пергидроль), стабилизированная добавкой 2% ортофосфорной кислоты. В отличие от используемого в медицинских целях сильно разбавленного водного раствора, в чистом виде это крайне агрессивное, и даже взрывоопасное, вещество, в котором заключено огромное количество химической энергии - хотя её высвобождение в контролируемом процессе и сопряжено с большим количеством практических затруднений. Для того, чтобы спровоцировать распад стабилизированной перекиси на воду и атомарный кислород, необходим катализатор, в качестве которого могут быть использованы пористое серебро либо перманганаты калия, натрия или кальция. Какой именно вариант был реализован в данном случае - история, увы, умалчивает. Собственно, чёрный цилиндрический баллон в верхней части силовой установки слева по ходу движения - это и есть реактор, в котором происходило разложение перекиси водорода при её соединении с катализатором. Температура в ходе такой реакции поднимается до 700...800 градусов, поэтому образующаяся в результате вода незамедлительно превращается в очень горячий пар. Вместе с также являющимся побочным продуктом реакции кислородом он образует так называемый парогаз под высоким давлением - в количестве, которое вполне способно вращать довольно мощную паровую турбину. Первые стационарные прототипы, построенные по некоторой информации ещё в середине 1950-х годов, развивали 50...70 л.с., а финальный вариант уже имел мощность в 120 л.с. - и с ним лёгкий "Вартбург" летал по трассе на скоростях под 200 км/ч. Увы, несмотря на в целом удачные испытания, высокий расход дорогостоящих топлива и катализатора, а также отсутствие необходимой для заправки инфраструктуры, поставили крест на этой разработке - хотя и были начаты работы над повышением экономичности за счёт улавливания из выхлопа непрореагировавших остатков исходных веществ. По воспоминаниям самого разработчика, в 1990 году, буквально за несколько дней перед самым "аншлюсом" ГДР, вся имевшаяся документация по проекту, включая его докторскую диссертацию, была изъята и уничтожена - как и первый из прототипов, использовавшийся для официальных испытаний. Опять же, со слов самого доктора, он до сих пор не знает, кто именно это инициировал и для чего - то-ли восточные немцы не захотели, чтобы их разработки попали в руки коварных "весси", то-ли уже сами "западники" решили избавиться от угрозы традиционной энергетике... Однако наш Ганс оказался не так-то прост, и в наступившем хаосе сумел припрятать по частям второй прототип, построенный из его личного автомобиля - а уже в девяностые годы собрал его обратно и поставил на ход. Именно он и выставлен сейчас в Музее саксонского транспорта в Хемнице (Museum für Sächsische Fahrzeuge Chemnitz). Вот такая вот история, которую в начале 2010-х раскопал Петер Патц (Peter Patz), возглавлявший Музей пожарных машин в Цайтхайне (Saxony Fire Brigade Museum Zeithain).
38 тыс читали · 2 года назад
Двухтактные моторы можно было довести до ума, но желающих так и не нашлось
В продолжение поднятой в комментариях темы двухтактных автомобильных двигателей. Надо сказать, что у меня по ней имеется своё личное мнение, в основном сводящееся к тому, что им по целому ряду причин попросту не было дано возможности реализовать весь имевшийся у них потенциал. И главным фактором здесь было то, что массовые конструкции двухтактных автомобильных двигателей появились уже после того, как четырёхтактные получили широкое распространение и были доведены до достаточно высокой степени совершенства - по сути, как более дешёвая альтернатива им...