Найти в Дзене
Говорим и пишем красиво

Говорим и пишем красиво

Рассказываю здесь о средствах выразительности речи
подборка · 15 материалов
281 читали · 4 месяца назад
Срывание всех и всяческих масок. Об отглагольщине в русском языке
Почему мы так любим заимствовать из английского формы герундия (фишинг, фактчекинг, маркетинг, шопинг, монастыринг и др.)? Краткость английского всем известна, но фактчекинг — это не самое удобное слово для нашего артикуляционного аппарата. А что же наши отглагольные существительные, чем они нас не устраивают? Мы со школы хорошо помним, что существительное обозначает предмет, а действие выражается глаголом. Но у нас в языке есть существительные, которые образуются от глаголов, и соответственно мы говорим об опредмеченном действии, это уже не предмет в буквальном смысле, а процесс...
375 читали · 10 месяцев назад
Хиастический каламбур
Сегодня познакомлю вас с одним приемом выразительности речи, о котором вы вряд ли слышали. Я и сама недавно обратила на него внимание, когда пару раз наткнулась на эти обороты. Чтобы вас долго не томить, сразу приведу пример хиастического каламбура: пересолить борщ и переборщить с солью. Ну а в чем тут соль, рассмотрим дальше. Для этого сначала разберем, что такое каламбур и что такое хиазм. Вроде все хорошо знают этот термин. Речь идет о словесно-звуковом стилистическом приеме, основанном на комическом использовании одинакового или похожего звучания слов или групп слов...
437 читали · 11 месяцев назад
Метафора. Семантическая несочетаемость и художественное озарение
Поговорим сегодня о метафоре как средстве выразительности. У меня, как всегда, накопилось много удачных и неудачных примеров. Начнем с того, что все относительно. Любой троп (средство выразительности, основанное на переносном значении) является ошибочным употреблением слов с точки зрения их значения (семантики). Давайте посмотрим на пример из Есенина: В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Если мы посмотрим в словари, то увидим, что словом «костер» нельзя назвать дерево...
143 читали · 1 год назад
Канцеляризмы — это не наш метод, но и занудствовать не надо
Почему, услышав от кого-то или прочитав в книжке про «сон предсказательного характера, который в результате сопоставления фактов и тщательного анализа вызвал паническую атаку», вы сами начинаете испытывать паническую атаку? Потому что речь рассказчика заражена канцеляритом — опасным вирусом, убивающим все живое в речи. Так что же это за зверь такой и как избежать встречи с ним в своем тексте? «Какая гадость чиновничий язык. “Исходя из положения”, “с одной стороны...”, “с другой стороны”, и все это без всякой надобности...
Паронимы. Часть 2. Предоставим/представим убедительные/убежденные доказательства
Кто ж из нас не спотыкался, когда хотел представить доказательства или предоставить аргументы! Таких далеко не сладких парочек у нас в языке имеется великое множество. Продолжаем рассматривать примеры очень похожих, но не взаимозаменяемых слов. Иллюстративного материала у меня накоплено немало. Напомню, паронимы — это однокоренные слова одной части речи, похожие по звучанию, но отличающиеся по значению. Легче всего понять, о чем речь, на примерах: Она в последнее время совсем поменялась (изменилась)...
3346 читали · 1 год назад
О слове «который», которое не рекомендуется употреблять писателям
Если вы не учились в литинституте, то вряд ли вы обращали внимание на использование в художественных текстах местоимения «который». Это союзное слово служит в русском языке средством связи простых предложений в составе сложного. Но писателям его использовать запрещают. Не хочу показаться невеждой и плыть против мейнстрима, но выскажу пару своих соображений. О вреде местоимения «который» в художественных текстах материала нашла совсем с гулькин нос, видимо, это секретная информация ЛИТО😉. И нигде не увидела обоснования, почему же такая нелюбовь к этому слову...