Найти в Дзене
Детские кризисы

Детские кризисы

Информация про основные детские кризисы: 1 год, 3 года, 7 лет и подростковый. Признаки кризиса. Смысл кризиса. Стратегия поведения для родителей.
подборка · 5 материалов
10 месяцев назад
ДЕТСКИЕ КРИЗИСЫ Запускаю цикл постов про детские кризисы 🔥 Кризисы - это про сепарацию. С каждым кризисом ребёнок обретает новые навыки, способы восприятия информации, переходит на следующую ступень развития, чтобы к 17-20 годам полностью отделиться от родителей и жить самостоятельно. Ключевой признак кризиса: наличие не только психологических, но и физиологических изменений. Они идут параллельно. В кризис у ребёнка происходит гормональная перестройка и скачки роста. Плохое поведение ребёнка - это не всегда кризис, это может быть следствие детско-родительских отношений. Важно правильное поведение родителей в период кризиса, адекватное возрасту, иначе он может затянуться. Например, кризис 3 лет по факту длится в районе 3-4 недель, но многие родители могут отмечать сложности в поведении с 2 до 4 лет. Ещё есть накопительный эффект. Например, если ребёнок прошёл кризис 3 лет не совсем удачно, недополучил самостоятельности, возможности принимать решения, то его кризис 7 лет или подростковый будет протекать более бурно, ведь ему нужно будет нагнать упущенное. Яркий признак отсутствия сепарации - это когда родители говорят "МЫ". "МЫ пошли в школу", "МЫ ленимся делать домашнее задание", "МЫ плохо сдали ЕГЭ", "МЫ поступили на юридический факультет". В 3 года у ребёнка появляется "Я сам", а у родителя - Я и мой ребёнок, поэтому к трём годам или раньше "МЫ" уходит из лексикона родителей. В следующих постах я расскажу про: 🔹кризис 1 года и кризис 3 лет 🔹кризис 7 лет 🔹подростковый кризис: первая волна 11-14 лет, вторая волна 15-18 лет. Относитесь к кризисам с позитивом 😊 Радуйтесь кризису - это показатель, что ваш ребенок развивается по возрасту и выходит на новый уровень, он взрослеет и это хорошо! А если вы не хотите его отпускать - это повод задуматься о причинах, почему для вас это сложно, какие у вас от этого вторичные выгоды и кем вы являетесь без роли родителя. Поисследовать глубже свою ситуацию, свои отношения с детьми, понять как правильно вести себя в кризисы можно в рамках коучинга родительства. Диагностическая сессия бесплатно - обращайтесь 🤗 @nastyademyanova Кому актуальна тема детских кризисов - ставьте 🔥 Пишите ваши вопросы про кризисы - отвечу в комментариях или раскрою в будущих постах.
10 месяцев назад
КРИЗИС 1 ГОДА До 1 года малыш находится в слиянии с мамой или другим взрослым, он не ощущает себя отдельно даже физически. Смысл кризиса: ребёнок осознаёт, что он отдельный человек, а не продолжение взрослого. Постепенно он учится ползать, потом ходить, физически отделяется от значимого взрослого и в этот момент происходит кризис. Показателен в этом возрасте следующий пример: ребенок отходит от мамы и хочет потрогать розетку/миску кота или что-то запрещённое. Мама говорит: "нельзя", а малыш улыбается и продолжает делать тоже самое. Именно в этот момент он делает открытие для себя: о, оказывается мама существует отдельно, она не разрешает, а я всё равно могу! Он поэтому и улыбается, ему нравится это ощущение 😊 Дети в возрасте 10-12 месяцев многое стремятся делать сами: держать ложку, собрать игрушки, пылесосить или мыть пол, пойти по лестнице. Часто взрослые обрывают эти порывы к самостоятельности и в итоге встречают негативную реакцию, либо к 3 годам недоумевают почему ребенок не хочет сам есть ложкой, учиться одеваться и т. д. Стратегия поведения: дать максимум самостоятельности, насколько это возможно. Пусть будет грязно, но позволить самому держать ложку. Разрешить спуститься с лестницы самому, просто быть рядом и страховать. Очень важно ребёнку прожить этот момент, когда он что-то делает сам. Радуйтесь вместе с ним, отмечайте и поощрайте эти порывы самостоятельности!
10 месяцев назад
КРИЗИС 3 ЛЕТ Начинается в среднем в 3 года. Длится около 4 недель. Смысл кризиса - отделение ЛИЧНОСТИ ребёнка. Научиться отделять свои желания от желаний других. Физические признаки: 🔹 сокращается объём еды 🔹 меняются вкусовые предпочтения: начинает есть то, чего не ел раньше или отказывается от еды, которую всегда ел с удовольствием. 🔹 гормональная перестройка: часто у детей к этому возрасту проходит атопический дерматит, созревает имунная система 🔹 скачок в речи 🔹 смены в настроении, плаксивость, истерики Психологические признаки: 🔹 появляется слово "Я". Примерно до 3 лет дети обычно говорят о себе в третьем лице 🔹 ярко проявляется "моё" - нежелание делиться своими игрушками, вещами 🔹 однолюбство: пусть качает на качели только мама, одевает только папа 🔹 слëзы и истерики по поводам, которые сложно понять взрослым: сломалась печенька, не с той стороны открыли банан, кто-то вставил трубочку в кефир, а он хотел сам. Стратегия поведения: 🔹 не заставляйте ребёнка делиться. Человек не может осознать "чужое", пока не прочувствует что такое "моё". Это очень важный этап в формировании личности ребёнка, этап осознания собственности. 🔹 будьте гибкими. В этот период ребёнок оттачивает на вас навык говорить "нет", навык выражать собственное мнение, проявлять свои желания. И он может встретиться с разными реакциями: где-то от вас будет чёткое нет, где-то пойдёте на поводу у ребенка, а где-то будете искать компромисс и договариваться 🔹 давать выбор. Определите для себя, где вы можете позволить дать выбор ребенку. Например пойти в сад - тут решает родитель, а выбрать в какой футболке пойти - решает ребёнок. Завтракать нужно, это решает родитель, а ребёнку можно предложить выбор блюда: каша или омлет? Ребёнок может выбирать одежду, в которой хочет пойти, книжку, которую хочет почитать, игрушку, которую хочет взять на прогулку. 🔹 давайте ребенку пространство для принятия решений и самостоятельности. Вот он не знает чего хочет или у него что-то не получается - не надо вмешиваться и предлагать варианты, сразу активно ему помогать. Наблюдайте, выждите несколько минут, а потом предложите помощь. 🔹 в момент скандалов и истерик не обесценивайте причину, не запрещайте плакать и расстраиваться, не заводитесь сами эмоционально, просто будьте рядом, пожалейте, поддержите. 🔹 когда возникает ситуация "надо", например надо одеваться и ехать к врачу, ребёнок сопротивляется, вы даёте выбор: либо ты сейчас одеваешься сам, либо я тебя одену и действуете по ситуации. При такой стратегии поведения ребёнок понимает, что родители любят и принимают его любым. Что можно быть частью семьи и при этом быть личностью, отстаивать свою точку зрения. Он учится опираться на себя и понимать свои желания. Это основные тезисы и общие полезные рекомендации, которыми я хотела с вами поделиться 🤗 В благодарность принимаю сердечки ❤️ и огонëчки 🔥 А если вы хотите разобрать индивидуально вашу ситуацию - приходите в коучинг родительства. Диагностическая сессия - бесплатно - запись в телеграм @nastyademyanova
10 месяцев назад
КРИЗИС 7 ЛЕТ Закономерный, понятный, социальный кризис, так как ребёнок идёт в школу. Начинается в 6,5 лет +/- Длится от 6 месяцев до 1 года. Вялотекущий, нудный, может быть незаметным. Смысл кризиса: переход из игровой деятельности в учебную. У ребёнка выстраивается новая грань между его внутренним миром и внешним миром. Происходит утрата наивности и непосредственности. Формируется мнение о себе, оценка себя. Осознание "Кто Я?", "Какой Я?", "Какой мир?". Физиологические особенности: 🔹быстро вытягивается в длину 🔹меняются пропорции тела 🔹строение лица, зубов 🔹меняется звукопроизношение, артикуляция 🔹быстрее наступает физическое истощение 🔹обостряются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, психоречевым развитием, если они были Психологические особенности: 🔹 ребёнок становится более капризным 🔹 клоунада, кривляние, манерность 🔹 "маленькие старички", зануды: ворчат, зудят, ноют 🔹 начинают чаще говорить "нет" 🔹 появляются "секретики" 🔹 высокая познавательная активность - желание пробовать много разных кружков 🔹 оттачивают навыки вранья 🔹 более осмысленная ориентировка в собственных переживаниях 🔹 новое отношение к самому себе и к внешнему миру, выстраивание границ 🔹 новый уровень запросов к себе, самооценивание, сравнение себя с другими 🔹 характерны аффективные реакции: агрессия, страхи, тревога, грусть В этот кризис происходит один из самых сильных пиков падения самооценки. Ребёнок идёт в школу, а там, оказывается, что он не самый умный, не самый красивый. Есть другие дети, кто в чём-то лучше, сравнения неизбежны. Постепенно падает авторитет родителей и переходит на других значимых взрослых, обычно это учитель. Поэтому в начальной школе важен авторитет учителя. Если у ребёнка сложности в отношениях с учителем, то это будет сказываться на мотивации к учёбе. В кризис 7 лет важную роль играет среда, в которой находится ребёнок. Обстановка, атмосфера дома и в школе, на секциях. Окружение. Стратегия поведения родителей: 🔹Быть рядом, поддерживать, разделять эмоции. 🔹НЕ ОБЕСЦЕНИВАТЬ переживания ребёнка, разговаривать про чувства, про взаимоотношения. 🔹Игрушки переходят в коллекционирование. Игра переходит в хобби. Создайте условия - стол для хобби, который не нужно каждый раз убирать. Полочки для коллекций. 🔹Важен спорт: укреплять организм, в этом возрасте ребёнок нарабатывает пул выносливости. 🔹Ребёнок готов по настоящему учиться только после кризиса, это в среднем 7,8 - 8 лет. В 1-2 классе детям важно дать время и пространство, чтобы доиграть. Сейчас среди родителей существует сверхценность учебных задач, интеллекта, достижений. Дети знают по 5 языков, но у них нет друзей (утрированный пример). Учитесь видеть ценность не только учебы, а ценность чувственной жизни ребёнка. Видеть его отдельность, душу, чувственный опыт, переживания, понимать его сущность ❤️ Если информация для вас полезна и интересна - поделитесь сердечком ❤️ Благодарности в комментариях приветствуются и вдохновляют автора 🤗 Запись на бесплатные диагностические сессии идёт активно - приходите 😉 телеграм @nastyademyanova
10 месяцев назад
ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС Самый сильный кризис в жизни человека. Для подросткового кризиса характерно 2 волны. Возраст указан ориентировочно, зависит от скорости развития ребенка. 1 волна: 10-13 лет, 2 волна: 14-16 лет. Каждая волна длится в среднем 6 месяцев и между ними есть период "отдыха". Смысл кризиса: этот кризис задуман природой, чтобы ребёнок перешёл во взрослую жизнь. Задача кризиса - отделиться от семьи. Понять кто я сам по себе. Родители начинают раздражать детей, а дети начинают раздражать родителей. Авторитет родителей снижается, на первый план выходит авторитет сверстников. Физиологические особенности 🔹половое созревание 🔹появляется специфический запах, начинают пахнуть волосы - так задумано природой, запах отпугивает родителей, чтобы дети и родители отдалялись друг от друга 🔹половые гормоны влияют на работу мозга. Ухудшается планирование, концентрация внимания, сложно контролировать своё поведение, характерна рассеянность, падает успеваемость в школе 🔹импульсивность, агрессия 🔹резкий, непропорциональный рост 🔹частые физиологические боли: в голове, в ногах, в спине, в животе. У подростков правда часто что-то болит в силу резкого роста и сильной гормональной перестройки. Психологические особенности 🔹самый сильный пик падения самооценки в жизни человека 🔹не принимают внешность, не нравится своё имя, некомфортно быть с собой 🔹желание отличаться, быть отдельным, чтобы всё по другому, не как у родителей: прическа, одежда, музыка, пирсинг, тату 🔹поиск себя, понять "кто я такой" через эксперименты Для подросткового кризиса характерна конкуренция с родителями того же пола: папы конкурируют с сыновьями, а мамы с дочерьми. Бывают беспочвенные стычки. Цепляют друг друга на ровном месте. Стратегия поведения родителей 🔹Уделять внимание базовой физиологии: сон, сбалансированное питание, убрать гаджеты за час до сна. СПОРТ! 🔹Чем старше дети, тем меньше им нужны родители. И это нормально. Часто в этом возрасте дети нужнее родителям, поэтому подростковый кризис усугубляется. 🔹Займитесь собой, отношениями в паре, работой, хобби самореализацией. Это не значит, что нужно "забить" на подростка. Сместить фокус внимания. 🔹Учитесь понимать и принимать его эксперименты (это не значит всё разрешать). 🔹Важна поддержка, принятие, одобрение. ❌ убрать критику, никаких комментариев про внешность, черты характера. Стремитесь доверять подросткам и быть "тихой гаванью", где они смогут найти поддержку в любой ситуации. ❤️ Проанализировать свои отношения с подростком, понять как выстроить стратегию поведения в вашем конкретном случае можно в формате коучинга родительства. Приходите на бесплатную диагностическую сессию. Для записи пишите в телеграм @nastyademyanova