Найти в Дзене
Легенда ЛЕМЕШЕВ

Легенда ЛЕМЕШЕВ

Статьи о Лемешеве как культурном феномене и символе своей эпохи.
подборка · 15 материалов
Воспевая кумира. Стихи лемешисток. Часть 3.
"Я вам пишу, чего же боле..." Начало здесь: В предыдущих частях очерка я хотела показать, насколько разнообразными по жанру были стихи, которые поклонницы посвящали Сергею Лемешеву. Но стоит отметить, что все эти полу-шутливые послания, стихотворные записки и "лемешиады" составляли только малую часть из того поистине огромного количества стихотворных посланий, которые получил певец за свою полувековую творческую жизнь. Большинство из них были любовной лирикой и сочиняли эти признания - искренние...
Воспевая кумира. Стихи лемешисток. Часть 2.
Продолжаю тему стихотворного творчества поклонниц великого солиста Большого театра, подлинной звезды своей эпохи - Сергея Яковлевича Лемешева. Начало здесь: Среди огромного количества стихов, которые лемешистки посвящали любимому артисту, не малую долю составляли краткие куплеты-послания Кумиру, которые они, в виде записочек, оставляли в подносимых Лемешеву букетах. Например, такие: "Жалко с Вами расставаться Словно детству изменить. Так легко к Вам привязаться И так трудно разлюбить!" *** "Говорят, что дожди Будут вечно идти И весенним лучам Не сиять москвичам...
Воспевая кумира. Стихи лемешисток. Часть 1.
На страницах своего блога я уже рассказывала о таком ярком культурном и социальном феномене в СССР, как "лемешистки" или "сыры" - так звали пламенных почитателей таланта великого оперного певца Сергея Яковлевича Лемешева. Статью о них вы найдете здесь: Зародившись еще в довоенной Москве, как неформальное сообщество театралов, преимущественно юного возраста и женского пола, круг лемешистов увеличивался пропорционально тому, как росла поистине всенародная слава молодого солиста Большого театра Сергея Лемешева...
ДРУЖЕСКИЕ ШАРЖИ НА СЕРГЕЯ ЛЕМЕШЕВА. В советское время был очень распространен такой жанр графики, как дружеский шарж. Шаржи в изобразительном искусстве (а ведь бывают еще и литературные шаржи!) относят обычно в раздел карикатур, но в СССР это были скорее не сатирические, а добродушно-юмористические изображения, в которых, при внешнем сходстве преувеличенно подчеркивались какие-то внешние черты модели, а предметы, изображенные на рисунке, намекали на род занятий или какие-то эпизоды биографии изображенной личности. Часто шаржи сопровождались эпиграммами. Шарж должен был вызывать у зрителей или читателей журнала добрую улыбку и эффект узнавания, их так и называли - "дружеские". Особенно часто объектом дружеских шаржей в СССР выступали артисты и певцы. Это был своего рода знак популярности для деятеля культуры той эпохи. В этом жанре графики прославились Кукрыниксы, Иосиф Игин, Борис Ефимов, Николай Радлов. Дружеские шаржи регулярно публиковал журнал "Крокодил", газеты "Советский артист" , "Литературная газета" и множество других переодических изданий. В 1958 году вышла отдельная книжка "Действующие лица" с шаржами Ефимова и Игина на советских звезд театра и экрана. Конечно же, нашлось в ней место и для Сергея Яковлевича Лемешева, который в то время уже не был постоянным солистом Большого театра, зато занимал там должность заместителя директора. Сопровождался рисунок вот такими стихами : Его триумфы не забылись: В пластинки вписаны они, Вот почему не «удалились Весны его златые дни». (А. Жаров) Дружеские шаржи на всенародно известного певца появлялись на страницах печати еще до войны, но любопытно, что первым был шарж, который изображал Лемешева в образе Пети Говоркова, героя нашумевшей в 1940 году "Музыкальной истории". Здесь вы увидите подборку тех дружеских шаржей на Сергея Лемешева, которые мне удалось найти в старых советских газетах и журналах. Возможно, что были и другие, просто они мне пока не попались на глаза. Среди этих шаржей, конечно, были более удачные и похожие, а были и менее талантливые. А вам какой больше нравится, мой читатель?
МОДНЫЙ ЛЕМЕШЕВ. Сергей Яковлевич Лемешев обладал прекрасным вкусом и чувством стиля не только в вокальном искусстве но и в одежде. Еще будучи учеником Московской консерватории, "худой и голодный", как описал его в своих заметках К.С. Станиславский, сын крестьянина-бедняка и бывший курсант кавалерийского училища стремился одеваться аккуратно, элегантно, следуя скорее буржуазной, а не пролетарской моде, чем заслужил недовольство своих более "идейных" однокурсников. И пусть его белые перчатки были заштопаны, а ботинки боялись луж, зато они всегда были идеально вычищены. С самого начала творческого пути Сергей руководствовался принципом - встречают по одежке, тем более артиста. Два сезона в качестве солиста Русской Харбинской оперы в 1926-1927 гг. оказали большое влияние не только на певческую карьеру, но и на гардероб Лемешева - из-за границы Сергей вернулся щеголем. Он привез много модной одежды превосходного качества, о которой рядовые граждане советской страны могли только мечтать. По фотографиям певца видно, что некоторые вещи из Харбина ( галстуки, ремни, трости) верой и правдой служили Лемешеву вплоть до 1950-х годов. Когда после долгой разлуки он наведался на малую родину в деревню Князево - в летнюю жару в элегантном пальто, при шляпе и перчатках - родные его не сразу признали и не хотели пускать в дом. Зато некий лоск и уверенность в себе, приобретенные за границей, помогли Лемешеву завоевать сердце вдовы царского офицера Алисы Багрин-Каменской. Эта женщина, обладавшая большим вкусом и прекрасным "старорежимным" воспитанием, без сомнения, оказала большое влияние на бытовые привычки и пристрастия мужа, который был моложе ее на 6 лет. Накрахмаленные столовые салфетки и носовые платки с вышитой монограммой, антикварная мебель и даже игра в шахматы вместо привычных карт вошли в дом Лемешева вместе с Алисой, которая стала его второй, но далеко не последней, женой. После войны, несмотря на постигшую его болезнь и житейские испытания, Сергей Яковлевич по прежнему старался выглядеть безукоризненно. Где бы он ни появлялся: в студии звукозаписи, на репетициях в Большом театре или просто на прогулке по Тверскому бульвару - везде его костюм отличался слегка небрежной элегантностью, аккуратностью, идеальным подбором цвета. Но иногда и он мог увлечься безумством моды - ширина его брюк в начале 1950-х была явно чрезмерной :) Шляпы всегда были к лицу Лемешеву и он умел их как то по-особенному, лихо носить. А вот кепки которые он носил только на отдыхе, очень простили. Этим воспользовались костюмеры кинофильма "Музыкальная история", нарядив в демократичную кепку героя Лемешева - шофера Петю Говоркова, тем самым подчеркнув его пролетарское происхождение. В обычной же жизни, в своих манерах, речи, в отношении к людям и своей профессии Сергей Яковлевич был, как вспоминали его современники, подлинным аристократом. На концертах Лемешев всегда предпочитал выступать в безукоризненно сидящем фрачном костюме, который называл рабочей формой оперного артиста, настраивающей его на нужный лад перед выходом на сцену. Коллеги Сергея Яковлевича и зрители, которым посчастливилось видеть его в оперных спектаклях, единодушно отмечали, насколько естественен был великий артист в исторических костюмах любой эпохи, как прекрасно носил и офицерский мундир XIX века, и сюртук-крылатку Ленского и своеобразный, пышный наряд эпохи Возрождения. В этом вы можете убедиться, просто посмотрев фрагмент Кино-концерта 1941 года с Балладой Герцога из оперы "Риголетто" в исполнении Лемешева. www.youtube.com/...ezs
"Соловьиный голос". Беседа о голосе С. Я. Лемешева с В. Н. Кудрявцевой-Лемешевой
Когда о голосе Сергея Лемешева пишут или рассказывают те, кому выпало счастье слышать певца в концертах или видеть на сцене в опере, то часто употребляют эпитеты "светлый", "солнечный", "божественный тембр", "соловьиный голос"и прочие восторженные и поэтичные слова. Но как оценивают его голос профессионалы? Как рассказать о нем в технических терминах? Профессиональный разговор о свойствах тенора Лемешева и о том, какие технические приемы он использовал в пении, состоялся у теоретика оперного вокала В...