Найти в Дзене
Тула, которую мы потеряли

Тула, которую мы потеряли

Эти места когда-то украшали Тулу
подборка · 17 материалов
1 месяц назад
Стадион "Локомотив" в Туле. Долгий путь от спорта к торговле.
В День физкультурника вспомнилось о стадионе, который всегда оставался в тени своих спортивных оппонентов. Со стадионом "Локомотив" связаны воспоминания целого поколения учеников и учителей школ Привокзального района. Во время работы в 19-й школе мне больше 10 лет доводилось водить школьников на легкоатлетические и конькобежные соревнования, старты допризывной молодёжи, проводившиеся там долгое время под чутким руководством председателя спорткомитета района Захара Борисовича Абрамова. Юные спортсмены...
119 читали · 1 месяц назад
Водная станция на Упе. Занятия по водно-моторному спорту в Туле. Водная станция была открыта в Туле летом 1930 года чуть выше по течению современного Чулковского моста. Первоначально она называлась "Водная станция ОСПС" и включала водный стадион на левом берегу Упы и лодочную пристань на правом. Находилась она чуть выше старого Чулковского моста, там же находился городской пляж. Перед войной она изменила название и стала "Водной станцией металлистов", позднее - "Динамо". Станция пострадала во время войны и была восстановлена пленными немецкими солдатами во второй половине 1940-х годов. По правую руку от моста расположился водный стадион «Динамо», по левую – водная станция ДСО «Труд». Теперь здесь были две вышки для прыжков, плавательные дорожки, трибуны, пляж, лодочная станция. На водном стадионе проходили сборы велосипедисты (фото 1, 2, 1958 год). После постройки первого в Туле закрытого бассейна на ул. Гоголевской в 1958 году, а также вследствие обмеления и загрязнения Упы популярность открытого стадиона упала, а в начале 1970–х годов с началом строительства нового Чулковского моста была закрыта окончательно. Некоторое время ещё работала лодочная станция, уступившая своё место ТРЦ "Макси". «С Чулковского моста, который был значительно выше 10-метровой вышки, мы, пацаны, преодолевая определенный страх, прыгали в воду. А сейчас в местах нашего приводнения из воды торчат кусты каких-то растений, — писал в своей книге воспоминаний „Хроника судьбы“ Александр Черносвитов. — Там же, на реке, где стояли скутера, я в 1962 году, как допризывник, в водолазном костюме опускался на дно реки». В августе 1958 года в Киев на заключительный этап Всесоюзной спартакиады комсомольцев и молодёжи приехали тульские спортсмены - водномоторники, как их тогда называли. Проходили старты на Матвеевском заливе Днепра. Тульская лодка своим внешним видом вызвала усмешку у искушённой публики. Её сразу окрестили "тульским ящиком", а самих спортсменов "сухопутными моряками". Но после победы в первый день на дистанции 10 км (четыре круга по 2,5 км) экипажа в составе водителя Бориса Марьина и механика Михаила Рогачёва и удачного финиша ещё трёх экипажей, мнение о наших земляках изменилось. Во второй день туляки опять были первыми, а команда Тульской области стала победителем спартакиады. Через десять дней здесь же туляки выиграли всесоюзные соревнования по водно-моторному спорту. Отвечая на вопрос "почему вы так быстро ходите?" Борис Марьин ответил: "Мы самовар тульский в корму ставим. Миша сапогом огонь в трубе раздувает - вот и идём". На 8-м снимке запечатлены слева направо механик-инструктор А. Комаров, спортсмены А. Корнеева, Б. Марьин, М. Рогачёв, И. Бордашова и Е. Кузовлев. В 1949 году клуб расположился в здании, получившем новое название "Морская школа" на Менделеевской в историческом доме бывшего Спасо-Преображенского собора женского Успенского монастыря . На берегу Упы построили небольшую водную станцию. Через 10 лет в клубе занималось уже 370 человек, было 20 скутеров, в большинстве сделанных своими руками, 15 подвесных моторов, 5 буеров и даже катер. Марьин и Рогачёв стали мастерами спорта СССР. Тренировки в 1959 году на Упе начались 1 апреля, а 10 мая прошли гонки, посвящённые открытию летнего сезона. Из-за узости реки, на тренировки спортсмены неоднократно выезжали в Шатск, Суворов, Щёкино, Алексин. Клуб и спортсмены принесли городу всесоюзную известность. Неоднократно писали о них в газетах и журналах. «Многолюдно было в минувшее воскресенье на берегах Упы в Туле. Здесь проходил водно-спортивный праздник, посвященный Дню Военно-Морского флота СССР. Большой интерес вызвал заезд на скутерах. Словно ракеты проносятся они, едва касаясь воды». «Молодой коммунар», 28 июля 1965 г. Подписывайтесь на канал "О Туле с любовью" чтобы быть в курсе о выходе наших новых публикаций о славном Городе-Герое.
141 читали · 2 месяца назад
Дом Сергея Ивановича Мосина в Туле. В 1874 году Мосину стало известно, что отец живет у тульских помещиков Арсеньевых. Сергей навестил отца и решил обосноваться в Туле. В 1875 году он закончил Михайловскую артиллерийскую академию и в звании штабс-капитана по полевой конной артиллерии получает назначение на Тульский Императорский оружейный завод помощником начальника инструментальной мастерской. В первые пять лет он пробует свои силы в инструментальном деле, работая в починочной, замочной и приборной мастерских. В это время Мосин организовал машинное производство охотничьих ружей. С октября 1877 по февраль 1880 ему доверили возглавить замочное производство. В 1880 году Мосин был назначен начальником инструментальной мастерской ТОЗа. По распоряжению Главного артиллерийского управления в 1881 году он был назначен членом "комиссии для осмотра механических средств и зданий" Сестрорецкого и Ижевского заводов. В 1882 году Мосин начал заниматься переделкой однозарядной винтовки Бердана в магазинную винтовку и уже в 1883 году он представил на рассмотрение комиссии разработанные им образцы. Испытания, проведённые в Петербурге в 1884 году, выявили ряд недостатков предоставленного образца. В 1885 году комиссия признала винтовку Мосина лучшей из 119 представленных, и заказала Тульскому оружейному заводу первую тысячу винтовок для войсковых испытаний. К середине февраля 1890 года он, ведя работы в мастерской Ораниенбаумской офицерской стрелковой школы, сконструировал новый образец винтовки, уменьшив её калибр, а, соответственно, и вес, одновременно увеличив скорость пули и дальность стрельбы. Скорострельность возросла с 5 до 15 выстрелов в минуту. Испытания отобранных комиссией винтовок Мосина и Нагана завершились 19 марта 1891 года. 16 (28) апреля 1891 года император Александр III утвердил образец "трехлинейки". Приказом по военному ведомству 11 мая 1891 года была введена "новая пачечная винтовка уменьшенного калибра", в названии которой отсутствовали слово "русская" и, впервые в истории, фамилия изобретателя. С.И. Мосин был повышен в звании, став в конце августа 1891 года полковником гвардейской артиллерии, и награждён орденом Св.Владимира 3-й степени. Также он был назначен председателем приемной комиссии ТОЗа. Далее были Гран-при на Парижской выставке и Большая Михайловская премия, единогласно присужденная Мосину 15 ноября 1891 года за достижения в артиллерийском деле. Тульский оружейный завод начал сдачу винтовок в войска в ноябре 1892 года, а винтовка с № 1 поступила в Музей оружия при заводе. С.И. Мосин проработал на заводе в Туле почти 20 лет. 21 апреля 1894 года полковник Мосин был назначен начальником Сестрорецкого оружейного завода, где и проработал до последних дней своей жизни. В Туле конструктору устроили торжественные проводы. На Курском вокзале тульскими оружейниками Мосину был торжественно вручен футляр черной хромовой кожи с миниатюрной винтовкой образца 1891 года. За Пушкинским садом (на месте современного Театра Драмы) стоял дом, в котором жил капитан С. И. Мосин (1849- 1902). Сейчас об этом напоминает только стела около драматического театра. До 1964 года, когда дом был снесён, на его стене была мемориальная доска. Туле выпало право установки памятника прославленному оружейнику. Для этого был выбран сквер оружейного завода, где 10 июня 1958 года открыли монумент работы скульптора Веры Мухиной в содружестве с архитектором Александром Заварзиным. В 2014 году капитан Мосин одним из первых был увековечен на Аллее памяти и славы Тульских оружейников возле Музея оружия.. Подписывайтесь на канал "О Туле с любовью" чтобы быть в курсе о выходе наших новых публикаций о славном Городе-Герое.
121 читали · 3 месяца назад
О чём рассказали старые афиши. Театр и сад "Эрмитаж" в Туле.
В 1898 году в Москве и Туле практически одновременно открылись Московский художественный общедоступный театр-сад «Эрмитаж» К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и частный театр «Эрмитаж» купца Федотова в Туле. В 1896 году приезжий купец Яков Михайлович Федотов приобрёл за 7500 рублей у наследников усадьбу почетного гражданина Тулы, купца первой гильдии Александра Прокофьевича Молчанова и приступил к обустройству участка на перекрестке трех тульских улиц: Воздвиженской, Серебрянской и Калужской (Революции, Халтурина и Демонстрации) для открытия сада и, в перспективе, театра...
4 месяца назад
Музей лошади в Прилепах. Тернистый путь в Москву.
В течение всей своей жизни Яков Иванович Бутович коллекционировал картины, фотографии и другие изображения лошадей, книги по коневодству и истории конного дела. Со временем у него собралась ценная экспозиция, которую в качестве первого и самого крупного в мире Музея лошади разместили в Прилепах в старом барском доме. Музей характеризовался как уникальный, имеющий единственное не только в Европе, но и в мире собрание, посвященное изображению лошади, ее жизни и службе человеку, знакомившее с многообразием конских пород, их лучшими представителями...
6 месяцев назад
Улица Фридриха Энгельса: два исторических дома, которых больше нет. Александра Васильевна Баташева.
Супруга врача Ивана Степановича Баташева (младшего ребёнка фабриканта С.Ф.Баташева, одно время активно участвовавшего в производстве) Александра Васильевна Баташева проживала в доме №64 по ул. Гоголевской, стоявшего на пересечении с улицей Фридриха Энгельса. Эта героическая женщина оставила значительный след в истории не только Тульского края, но и России в целом. Здание представляло собой типичный двухэтажный дом дореволюционной Тулы у которого первый этаж был кирпичным, а второй - полностью деревянным...