Первые аптеки. Сегодня хочу рассказать о появлении первых аптек в нашей стране. Итак, в XVI в. в России открываются первые аптеки. Для этих целей, организуются аптекарские огороды для выращивания лекарственных трав. Заготовка же дикорастущих трав осуществляется не только в самой России, но и в Сибири. Также в это время сформировалась и особая система сбора и заготовки лечебных трав. Кроме того, учреждается Аптекарский приказ. Учрежденный в середине XVII в. Аптекарский приказ подбирал травников - "помяс", инструктировал их, что и где собирать и как доставлять в Москву. Известен нижегородский помяс Омелька Мухановский. В 1663г. он был назначен в Аптекарском приказе лекарем и травником. Перевели его на жительство в Москву, а на сбор трав и кореньев он ездил в Нижний Новгород. Аптекарский приказ обязывал воевод вызывать "знатцев" трав и содержать их на службе. Заготовители направлялись для закупок сырья в отдельные области или за границу. Согласно указу от 13 июня 1663г. лекарь Андрюшка Федотов выехал в Архангельск для закупок привозимых туда "хины из дерева сасафасу и коры святого дерева". Параллельно существовала "ягодная повинность". По весне и осени в Воронеже и Саратове собирали, так называемое, "солодковое корень", из Ярославского уезда привозили ягоды можжевельника, из Казани - почечную траву. Валериану или "кошкину траву" копали в Рязани. Везли травы и из Сибири. Контроль за ягодной повинностью осуществлял также Аптекарский приказ, за ее невыполнение полагался денежный штраф или тюремное заключение. На этом пока что все. Спасибо за внимание! Спасибо за лайки и комментарии. Подписываемся на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Китайские травники. Сегодня хочу уделить внимание китайским травникам. Итак, указания на применение лекарственных трав в Древнем Китае в эпоху Чжоу имеются и в общем литературе: "в Книге Тан", в "Шань-хай-цзине" (книга о географии) и др. Ученые-медики Древнего Китая стали описывать отдельные лекарственные растения, их лечебное применение. До нас дошла работа Чжан Чжунцзина в 10 томах в интерпретации Ван-Шу-Хэ "Шань-лунь" ("Рассуждения о тифозной горячке"), которая получила широкое признание китайских ученых и медиков. В ней автор привел 113 прописей, отличающихся простотой и включающих растительные ингредиенты. Так, отвар из веток хинного дерева включал пион, солодку, имбирь и финики; другой декокт состоял из 7 ингридиентов. Здесь же описаны мочегонные и успокаивающие средства. Из лекарств растительного происхождения особое место занимал женьшень, который применялся при лечении малокровия, лихорадочные заболеваний, туберкулеза и т.д. Применялись лимонник, корни ревеня, почки молодого бамбука, чай, лук, чеснок, растительные смолы, ипекакуна, папоротник, перец, бутоны гвоздики. На этом пока что все. Спасибо за внимание! Спасибо за лайки и комментарии. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Прохладный Ветроград. Не могу не рассказать вам, что в свое время было написано много трудов по лекарствоведению. Сегодня хочу рассказать об одном из основных и, так сказать, древнем труде под названием "Прохладный Ветроград". Для начала маленькое отвлечение, но по теме: ...Тем временем, "строгая врачебная интеллигенция" достала из дорожного чемодана бутылку вина и, громко отхлебнув, уселась за письменный стол, принимаясь листать книгу, затем продолжила жадно прихлебывать, а вскоре препротивно зашуршала шоколадной оберткой. Итак, в 1672 году на Руси появилась книга под названием "Прохладный Ветроград". По сути своей, это уникальный труд по истории лекарствоведения, в котором содержится довольно обширный материал с упоминанием причин, вызывающих различные заболевания. Кроме того, в данном труде обобщается многовековой опыт народной медицины по оказанию помощи больным и пострадавшим. "Ветроград" состоял из 340 глав. С первой по пятидесятую главы излагались сведения о злаках, плодах и овощах с указанием их питательных веществ, пищевой и лекарственной ценности. В следующих 18 главах перечислялись продукты диких и домашних животных, которые применялись с лечебной целью. Затем шли главы о речных и морских рыбах; о пчелах, меде и воске; о заморских и русских землях и травах, деревьях и водах, на траве пропущенных. Далее рассматривались лечебные свойства масел, сахаров и сиропов, драгоценный камней, металлов и минералов. Кроме вышеперечисленного в оном труде отмечались изменения, которые являлись следствием заболеваний, уделялось внимание характеристике совместного влияния применяемых средств, а также сложных лекарственных препаратов на деятельность органов и жизненных систем человека. Помимо этого, излагались сведения о заразных болезнях и их диагностики на определенных стадиях развития того или иного заболевания. На этом пока что все. Спасибо за внимание! Спасибо за лайки и комментарии. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Изображение взято из интернета, а цитата приведена из первого тома А. Низовцевой "Запретные дали", электронный вариант данной книги здесь, печатный вариант здесь, здесь, здесь, здесь и здесь. Приятного прочтения!
Монастырская формация Западной Европы. В прошлой раз я писала пост о монастырской медицине на Руси. Прочитать об этом можно здесь. Сегодня хочется рассказать вам, как дело обстояло в монастырях Западной Европы. Итак, монастыри (от греч. monasterion - келья отшельника) представляли собой общины монахов или монахинь, имеющие единые правила жизни. В раннем средневековье монастыри играли в жизни общества весьма положительную роль и способствовали распространению грамотности и медицинских знаний среди населения. Одним из самых влиятельных орденов монахов был орден бенедиктинцев, основанный Бенедиктом Нурсийским. По роду деятельности монахи-бенедиктинцы приложили немало усилий для переводов и переписывания старинных рукописных книг, сопровождая их необходимыми комментариями, которые сделали данные книги крайне полезными для широкого читателя. В частности, из старинных медицинских книг извлекались описания методов лечения различных заболеваний, а также способы приготовления лекарств для лечения оных. Помимо этого, при монастырях монахи закладывали огороды лекарственных растений, занимались их выращиванием и разведением, составляли свои собственные книги - зелейники, они же herbaria. В этих книгах описывались лекарственные растения. Характерным для монастырской медицины и фармации являлось присвоение лечебным растениям имен святых. На этом пока что все. Спасибо за внимание! Спасибо за лайки и комментарии. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
В российских аптеках XIXв. изготавливали самые разнообразные лекарственные формы: порошки, мази, пилюли, линименты, пластыри, настои, отвары и т.д. Широкое распространение имели лекарства, которые в настоящее время забыты. Среди них особое место занимают питательные или, так называемые, врачебные супы. Эти супы готовили из устриц или черепах в бульоне из птичьего мяса. Находили применение и студни из оленьего рога и сухой белок. В мазях для печени и экзем использовали очищенное свиное сало и яичное масло...