Найти в Дзене
Этнография

Этнография

Этнографический материал, подаваемый на базе лингвистических данных.
подборка · 4 материала
Трактовка ромботочечной композиции как идеограммы земной прецессии (III)
Важнейшим разделом русского народного искусства оказываются те категории предметов, которые соприкасаются с культом, ритуалом и религией. Таковыми категориями прежде всего являются прялки и полотенца, и в меньшей степени — свадебные подзоры, скатерти или ковши. С древнейших времён прялка была важнейшим орудием производства благ, без которой нельзя ни сплести сеть на рыбу, ни изготовить тенета на птицу, ни силки на зверя. Недаром считается что сама судьба, как «среча», предстаёт в образе женщины-пряхи,...
Трактовка ромботочечной композиции как идеограммы земной прецессии (I)
Географическое распространение ромботочечной композиции в украшении на женской одежде, поясах и головных уборах чрезвычайно велико и наблюдается на всём русском Севере (Архангельск, Вологда), территории западных и южных великорусов (Смоленск, Рязань, Брянск), в украинских землях (Киев, Чернигов, Карпаты) и у беларусов, а за пределами восточнославянских земель, — у карел, марийцев, удмуртов, коми-зырян, эстонцев, немцев и у западных славян. Предварительный исторический охват археологических данных...
Небольшое дополнение к вопросу о библейском сюжете «манна небесная»
Выразительное и бережное отношение к хлебу — явление, которое характерно прежде всего для древних славян. И попечительство громовержца над хлебом в рамках индоевропейской мифологии имеет чисто славянскую принадлежность. Сохранилось предание, что хлебный колос когда-то по всему стеблю шёл, снизу доверху. А глупая женщина подтёрла обмаравшееся дитя пучком колосьев или куском хлеба. В наказание за это бог провёл рукой по стеблю, обдирая злак. И вовсе бы оставил растение без зёрен, да собака взмолилась о том, чтобы хоть на её долю немного осталось...
Велес — скотий бог. Краткая история культа по Рыбакову Б. А. Часть вторая.
Один из исследователей вопроса помимо прочего опирается на два источника, такие как «Сказание о построении града Ярославля» и «Повесть о водворении христианства в Ростове» из «Жития» святого Авраамия Ростовского, в которых говорится о поклонении идолу беса Волоса или идолу каменну Велеса, на месте которого воздвигнут один из древнейших монастырей в России, Богоявленский Авраамов монастырь, названный так в честь преподобного святителя Авраамия Ростовского, «сокрушившего» идол. В продолжение того представляет интерес легенда, записанная Симеоном Миславским (1731-1796 г...