Найти в Дзене
Миро

Миро

Все, что связано с мироварением, помазанием на царство и прочие смежные темы
подборка · 6 материалов
8 месяцев назад
И серия про помазание на царство была бы неполной, не освети мы современное ее состояние 👑 Помазание как Таинство в Европе отсутствует, за одним исключением. Испания, например, не знает помазания своих монархов с конца 15 века. Есть монархии, где вообще никогда не было коронации, не говоря уже о помазании. Можно вспомнить в этом смысле Бельгию, Нидерланды, Люксембург. Королева Дании Маргрете II была провозглашена формально. Норвежцы вообще отменили в 1908 г. положение о коронации, и два последних монарха ограничиваются церемонией благословения 🇪🇸🇧🇪🇳🇱🇩🇰🇳🇴 Великобритания в этом смысле стоит особняком - сохранены и коронация и помазание 🇬🇧 Получается, что за последние 70 лет мир видел полноценные коронации и помазание только в 1953 (Елизавета II) и в 2023 годах (Карл III). И это интересный шанс посмотреть на таинство, совершаемое столь редко и при этом скрытое от глаз. Объяснение этому дается в пятой серии телесериала «Корона», которая начинается с воспоминания о днях перед коронацией отца Елизаветы короля Георга VI. Он просит свою маленькую дочь сыграть роль архиепископа Кентерберийского, чтобы они могли попрактиковаться в ритуале, объясняя ей: «Когда святой елей* касается меня, я преображаюсь, вступаю в прямой контакт с божественным. Я изменяюсь навсегда. Связан с Богом. Это самая важная часть всей церемонии». * Упрощая, миро - это елей (оливковое масло) с разными ингредиентами. Елей не варят, это просто освящённое масло. Судя по всему, для коронации используется именно миро, но называют его елеем или просто маслом 🪔 Британские короли с 1534 года являются «главами Английской церкви», отпавшей в те годы от Католической церкви. Поэтому елей для коронации закупается у англиканских епископов и освящается ими же. Редким исключением до сих пор была коронация королевы Англии Марии I. Будучи католичкой по вероисповеданию, она отказалась использовать «протестантский елей» и закупала его у католического епископа французского Арраса ✝️ Начиная с коронации королевы Виктории в 1837 году, елей для освящения по секретной формуле варила семья Сквайров из компании Squire & Sons. В 1928 году ее поглотила компания John Bell & Croyden, в свою очередь, несколько раз перекупленная другими компаниями и в настоящее время находящаяся в собственности пакистанской компании Bestway Healthcare Group. В 2022 году компания лишилась своей королевской аккредитации (Royal Warrant) 🧪 «Фармацевты John Bell & Croyden ожидают звонка, который бывает раз в жизни, чтобы узнать, понадобятся ли их услуги во время коронации короля Карла III», — писало в сентябре 2022 года одно из британских изданий. Ведь именно они варили елей для коронации Елизаветы II, а освящал его епископ Глостерский в часовне Святого Эдуарда Исповедника Но не дождались. 3 марта 2023 г. в храме Гроба Господня в Иерусалиме предстоятель Иерусалимской православной церкви патриарх Феофил III, которому сослужил местный англиканский архиепископ Хосам Наум, на специальной церемонии освятил елей ⛪️ При этом не утихают слухи о симпатии Карла III к православию. Что вполне реально, так как его отец Филипп, герцог Эдинбургский (внук короля Греции Георга I), всегда говорил, что перешёл в англиканство, но остался в душе православным. Чарльз впервые оказался на Святой горе со своим отцом, который продолжал креститься тремя перстами уже после принятия англиканства 🏛 Филипп, в свою очередь, являлся праправнуком российского императора Николая I. А дед Чарльза (Карла III), греческий принц Андрей, в 1908 году был зачислен в список Невского императорского полка Российской армии. Также при этом, по некоторым сообщениям, Карл III посещал Афон, вплоть до участия в службах 🏰 Итого имеем, что единственный европейский помазанный монарх сейчас помазан елеем (миром), приготовленным в православной традиции (что не делает этого британского монарха православным или русофилом никоим образом). Выводы делать не будем, оставим просто как факт 🤔 Пишите, что ещё по теме вам интересно! ✍️ #миро @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
8 месяцев назад
А теперь, собственно, обсудим помазание на царство на Руси. Общепринято в исторической науке, что первым венчался на царство Иоанн IV Васильевич (без помазания, но чин при нем составили). Также существует расхожее мнение, что до него никто из князей никогда не был помазан. В том числе, по утверждению о. И. Мейендорфа, не было никакого акта передачи императорской власти (translatio imperii) Владимиру I Святому, который оставался в подчинении шурину, законному императору Василию II. При этом решающим для авторов становится византийский фактор, связанный с тезисом об отсутствии инаугурационного помазания в инвеституре самих византийских императоров до начала XIII в. Однако, как мы показали ранее, к моменту крещения Руси помазание миром при восшествии на престол стало во всей Европе обязательной нормой, которую Владимир просто не мог проигнорировать. Прежде всего, нужно отметить, что Великая княгиня Ольга, бабка Владимира, была в Царьграде, к ней сватался император Константин VII. Даже опуская «легенды» о ее происхождении (могла ли дочь безвестных псковских жителей «отличаться независимостью суждений и умом среди мужчин-архонтов Империи ромеев», а, представляясь базилевсу, не преклонить колени, а всего лишь склонить голову и не быть наказанной?), можно ли представить, что она не узнала все о византийских императорах и как их права передаются? И не рассказать об этом своему сыну и потом внуку? Следует также учесть, что «порфирородная» царевна Анна, сестра Василия II Болгаробойцы, ставшая по условиям межгосударственного брачного договора женой Владимира, вряд ли могла допустить несоблюдение византийской инаугурационной традиции и как следствие принижения статуса своего супруга. Как известно, и в Византии, и на Западе инаугурационное миропомазание предшествовало обряду венчания на царство, при этом крещальное помазание приравнивалось к инаугурационному, если крещение предваряло «настолование». В данном случае именно такая последовательность указана в летописном рассказе о крещении Владимира в Корсуни: «по крещеньи же приведе царицю на браченье». Не случайно на основании фрагмента из Жития Владимира, а также некоторых других данных, возникла гипотеза Д. Оболенского, согласно которой Владимир мог принять императорский титул. Действительно, в конце наиболее древней редакции Жития Владимира, включенной в текст Памяти и похвалы Иакова Мниха, титул «святые цесари» применен одновременно к Киевскому князю и к императору Константину Великому. Наравне с византийским императором Владимир именуется «царем» в трудах таких арабских историков, как Яхья Антиохийский, Абу-Шоджа и Ибн ал-Асир. В «Послании Брунона королю Генриху» Владимир упомянут ок. 1008 г. как «государь Русов (senior Ruzorum), великий властью». Итак, лишь инаугурационное миропомазание могло стать единственной легитимной причиной для введения царского этикета при дворе Владимира. На равных правах с василевсами Византии Владимир Святой приступил к собственной чеканке золотых (на фото) и серебряных монет, где исключительные прерогативы русского самодержца были обозначены одним выражением — «На столе (престоле)». На всех этих монетах русский государь представлен с такими же, как у византийского императора, инсигниями: византийская императорская корона с крестом, в правой руке — скипетр с крестом, а одежда полностью повторяет императорское облачение (лор). Изображение нимба вокруг головы Владимира Святого несомненно указывает на декларирование полного равенства с правителем Византийской империи. Породнившись с императорским Македонским домом, династия Рюриковичей на Руси смогла сразу же войти в европейскую монархическую семью и занять одно из самых привилегированных мест в ее монолитной иерархии. Именно благодаря этому как Рюриковичи, так и потом Романовы, могли отдавать и принимать невест из любых христианских монарших домов. И про культурный код тоже, но позже. По материалам XVIII Всероссийской научной сессии византинистов. Валентин Серов. Миропомазание Николая II в Успенском соборе (1897). #миро #история @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
8 месяцев назад
👑 Продолжаем про помазание на царство Не совсем тема нашего канала, но уж больно интересная и необычная. На этот раз про истоки обряда в Европе. Но она помогает понять некоторые моменты культурного кода, к чему мы позднее вернемся. В научной среде существует мнение о первенстве визиготской традиции помазания при возведении на престол. На самом деле вестготские короли, начиная уже с первого короля Реккареда («История готов» Исидора Севильского), всего лишь подражали инаугурационной практике Византийской империи. Первым королем вестготов, о котором можно сказать, что над ним было совершено помазание в сентябре 672 г., был Вамба, хотя автор описания всей церемонии воспринимал ее как традиционную. Кельты-христиане, судя по сочинению Гилдаса Мудрого «De excidio et conquestu Britanniae» VI в., также были знакомы к тому времени с помазанием при «посвящении в сан» короля, что отражено в ирландском собрании канонов «Hibernensis» VIII в., оказавшем большое влияние на франкскую церковь. Хотя западную традицию инаугурационного помазания монарха принято возводить к Пипину III Короткому, помазанному с согласия Рима в 751 г. Бонифацием, архиепископом майнцским (Ann. reg. Franc., 750), при изучении древнейшего из франкских требников (в составе мюнхенской рукописи IX в.) возникла гипотеза, что миропомазание королей было известно в Галлии уже в меровингскую эпоху, начиная с помазания Хлодвига в 496 г. В последнем случае весьма характерно предание о чуде с миром св. Ремигия в контексте исключительных прав римского папа и вселенского патриарха на мироварение и рассылку мира. Лишь после помазания франкские короли, единственные из мирян, могли участвовать в церковных церемониях, подобно тому, как это было узаконено в Византии. Вслед за франками данный обряд к концу VIII века был воспринят в Англии, по всей вероятности, в 787 г., когда впервые произошло помазание на престол Эгберта, сына короля Мерсии Оффы, который был «посвящен в короли» (to cyninᵹe ᵸehalᵸod) во время Челсийского собора (Cealchythe) в присутствии легатов папы Адриана II. О рецепции византийской модели монарха как «нового Давида» свидетельствует инаугурационное миропомазание Эдгара Миротворца в 973 г. Распространение и кодификация миропомазания в качестве правовой основы легитимной интронизации как в Византии, так и на Западе заставляет пересмотреть известный эпизод венчания на царство Болгарское Симеона в 913 г. в церкви Иоанна Предтечи в Евдоме, где в 582 г. был коронован Маврикий, а в 602 г. — Фока, связанный с наложением на Симеона патриархом Николаем I Мистиком т. н. «накидки». Для сравнения следует привлечь процедуру утверждения на соборе 876 г. императорского титула франкского короля Карла II Лысого (840–877), который возложил корону «по-гречески», т. е. поверх головного покрывала (venit imperator Graecisco more paratus et coronatus). Подобное покрывало именовалось «epirriptarion», и его использование при интронизации Симеона в 913 г. косвенно указывает на инаугурационное миропомазание, как следует из чина коронации Мануила II Палеолога, глава которого после помазания патриархом была покрыта куколем и лишь затем венцом. И следующим постом в данной теме мы, наконец, перейдем к Руси. Подписывайтесь и ставьте лайки 👍, этим вы нас мотивируете на поиск новых интересных тем! По материалам XVIII Всероссийской научной сессии византинистов, Москва 20–21 октября 2008 года. Франсуа Дюбуа. Помазание на царство Пипина Короткого в аббатстве Сен-Дени. (1837) #миро #история @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
9 месяцев назад
Продолжаем про помазание на царство. Поговорим немного про истоки, в первую очередь, про Византию. А то некоторые считают, что помазание пришло к нам из Европы... Инаугурационное миропомазание, благодаря которому особа правителя «производилась» (от греч. προχείρησις — избрание) из сферы мирского в область сакрального, уже в раннее средневековье считалось необходимым условием легитимности интронизации монарха. Идея Византийского царства исходила из того, что василевс вел свое происхождение как от римского императора, так и от египетских фараонов — через Птолемеев и сирийских Диадохов (древнеегипетский ритуал инаугурационного миропомазания). Согласно византийской концепции власти, император как их единственный прямой правопреемник не мог иметь равной себе под небом власти, являясь земным наместником Бога, защитником всей христианской церкви и чистоты веры. Через миропомазание по примеру библейских царей император получал освящение на управление всей христианской ойкуменой как Первосвященник (Pontifex Inclitus). Миропомазание императора патриархом имело огромное политическое и идеологическое значение, при этом такое помазание, как и сам чин мироварения, были исключительной привилегией (προνόμιον) лишь двух высших лиц церковной иерархии — римского папы и константинопольского патриарха. В свою очередь, они могли делегировать такие полномочия своим представителям в случае помазания королевских особ. Инаугурационное миропомазание отличало правящего монарха от императора-соправителя, которого мог короновать сам монарх, но без миропомазания. Инаугурационное миропомазание первоначально упоминается в Византии ок. 450 г., когда патриарх Анатолий (449–458) совершил церковное венчание императора Маркиана. На открытии IV Вселенского собора в Халкидоне 8 октября 451 г. Маркиана приветствовали как Царя и Первосвященника. По мнению Ж. Дагрона, эта традиция может восходить ко времени св. равноап. Константина Великого, который именуется у Евсевия Кесарийского как «внешний» или «общий» епископ. Ранее эпитет «ἱερεύς» уже звучал на соборе «σύνοδος ἐνδημοῦσα» 8 ноября 448 г. применительно к императору Феодосию II Младшему (408–450), в послании которого к III Вселенскому собору 431 г. в Эфесе упоминается об императорском входе в алтарь. В соответствии с канонами византийского права только духовные лица могли входить в алтарь (Лаод. 19, 44), поэтому исключение для василевсов, закрепленное в 69 правиле VI Вселенского собора, косвенно свидетельствует о церковном характере императорской коронации. Лев I Макелла (457–474) принимает новый царственный атрибут «боговенчанный» после венчания патриархом Анатолием на царство 7 февраля 457 г. в столице. Инаугурационное помазание миром в апостольском граде (sedes apostolicae) стало conditio sine qua non понятия легитимности власти. Такое значение инаугурационного миропомазания в Константинополе способствовало тому, что владеющий столицей в первую очередь считался императором. В письме патриарха Фотия императору Василию I (868 г.) прямо сказано об инаугурационном миропомазании: «помазание монарха и возложение на него рук». Помимо этого, на помазание Василия I указывают надпись в дворцовой палате Кенургион, а также анонимная похвала, составленная ок. 867–872 гг. В данном контексте нельзя не упомянуть том, что в созданной Василием I Новой церкви хранился рог помазания царя Давида, а само миропомазание библейских царей было со всеми церемониальными подробностями изображено на миниатюрах, датируемых 880–883 гг. Эти и другие факты говорят о том, что традиция помазания на царство по сути никогда не прерывалась и несла сакральный характер с ветхозаветных времен. В этом контексте следует рассматривать и вопрос помазания на царства в Европе и на Руси, о чем читайте далее на нашем канале. По материалам XVIII Всероссийской научной сессии византинистов, Москва 20–21 октября 2008 года. Поднятие на щите коронуемого императора. Миниатюра из Мадридской рукописи хроники Иоанна Скилицы. #миро #история @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
9 месяцев назад
🌟 Мироварение в Православной Церкви 🌟 В одном из предыдущих постов мы упомянули мироварение и решили остановиться на этом интересном обряде более подробно. 🌿 Миро – это благовонное масло, которое используется для совершения Таинства Миропомазания, освящения храмов и антиминсов. В состав мира входят оливковое масло, белое вино и около 40 благовоний, таких как ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз, гвоздичное, розовое и лимонное масло. 🏛 В Русской Православной Церкви миро варится один раз в несколько лет в строго определенном месте и рассылается во все епархии, храмы и монастыри. Чем больше территория поместной Церкви, тем чаще варится миро. 🕯 Чин мироварения совершается на Страстной седмице в Малом соборе Донского монастыря. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения и зажигает огонь в печи с котлом в 350 литров. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. 🌟 Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя, после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. В Крестовом храме хранится сосуд – алавастр, с уже освящённым миром с апостольских времён. При освящении нового мира патриарх добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира и пополняет его новоосвящённым миром. 👑 Миро используется не только для Миропомазания и освящения храмов, но и в обряде помазания на царство. О многих интересных моментах, связанных с этим обрядом, мы расскажем в одном из следующих постов. Использованы материалы журнала "Фома", сайтов azbyka.ru и patriarchia.ru. #миро @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
9 месяцев назад
🕌 Донской монастырь: История и особенности архитектуры Продолжаем исследовать культурный код через призму зодчества и сегодня посмотрим на Донской монастырь — одно из самых значимых духовных мест Москвы. Учитывая наш интерес к шатровым храмам, в первую очередь обратим внимание на Малый собор Донской иконы Божией Матери, построенный в 1591-1593 годах. 🏛История монастыря начинается в 1591 году, когда царь Фёдор Иванович, сын Ивана IV Грозного, распорядился построить здесь небольшой собор Божьей Матери. Его возвели в честь освобождения Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви преподобного Сергия Радонежского, в которой находилась икона Пресвятой Богородицы Донской, та самая, благодаря которой князь Дмитрий Донской одержал победу в Куликовской битве. Из-за этого сразу после основания монастырь называли монастырем Пресвятой Богородицы Донской, что в Обозе. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий. Предположительно, строителем был московский зодчий Фёдор Конь, кроме Малого Собора построивший также стены и башни как московского Белого Города (по линии нынешних бульваров), так и самую протяженную крепость России – Смоленскую крепостную стену. 🏛 🏛 Архитектурные особенности и убранство Первоначально собор имел бесстолпный объем, почти квадратный в плане, который переходил в «горку кокошников» и венчался шлемовидной главой. Это один из первых храмов с крещатым сводом, что позволило отказаться от опорных столбов и увеличить полезную площадь храма. В 1673 году к основному объему храма была пристроена трапезная часть, а в 1677-1678 годах возведены приделы, увенчанные луковичными главами. В 1679 году к собору были пристроены шатровая колокольня и двустолпная трапезная «о 12 окнах». В это же время храм и приделы были заново расписаны мастерами Оружейной палаты Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым. В 1748 году барабан был переложен, а шлемовидная глава заменена на луковичную. 🏛🎨 🕯 Историческое значение и святыни В 1946 году в храме была установлена мироваренная печь, и до сих пор здесь варится святое миро для всех русских приходов. До 1917 года миро варилось в Крестовой (Мироваренной) палате Патриаршего дворца в Московском Кремле. Немногие осознают важность данного процесса для Церкви и для страны в целом. Если интересно, пишите в комментариях, разберём. В 1992 году, после пожара в Малом соборе Донского монастыря, во время ремонтных работ были проведены раскопки под полом церкви и там, в склепе, 19 февраля обнаружен гроб с нетленными мощами святого Патриарха Тихона. В книге «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова) события тех дней предстают перед нами как реальное чудо.🕯🕌 🕌 Донской монастырь — это не только архитектурное сокровище, но и духовный центр, который продолжает жить и развиваться, несмотря на все испытания времени. 🕯 #храмы @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK