Найти в Дзене
Гоголь

Гоголь

О писателе и его произведениях
подборка · 5 материалов
Проведем последние жаркие дни лета с Гоголем. "Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, вес: потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воз душных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речи Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало — река в зеленых, гордо поднятых рамах... как полно сладострастия и неги малороссийское лето! Такою роскошью блистал один из дней жаркого августа тысячу восемьсот... восемьсот..." "Сорочинская ярмарка". Н.В. Гоголь.
Хлестаков ("Ревизор" Гоголя). Весь этот мир провинциального чиновничества и обывателей приходит в движение и разоблачает сам себя своими речами и поступками в ожидании ревизора и псое приезда мнимого ревизора - Хлестакова. Образ Хлестакова написан с исключительной художественной силой и широтой типического обобщения. По определению Гоголя, хлестаков - "один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.Говорит и действует без всякого соображения". \Хлестаков сам не знает, что он скажет в следующую минуту; "в нем все сюрприз и неожиданность" для него самого. "О/н лжет с чувством; в глазах его выражается наслаждение, полученное им от этого". Но самая основная, характерная черта Хлестакова - "стремление сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему назначена". Вот в этом и заключается сущность "хлестаковщины", она и придает образу Хлестакова широкую типичность, огромную обобщающую силу.
Гоголь и Пушкин
Гоголь познакомился с Пушкиным в мае 1831 года. Пушкин оказал большое и в высшей степени благотворное влияние на его развитие. С самого начала знакомства Пушкин оценил дарование Гоголя, стал руководителем начинающего писателя в области литературы, направлял его по пути реализма, неизменно поддерживал Гоголя во все трудные времена его жизни. По совету Пушкина Гоголь в 1835 году начинает работать над своими произведениями "Мертвые души" и "Ревизор". По позднейшему признанию самого Гоголя, сюжеты для обоих произведений дал ему Пушкин...
Оценка творчества Н.В. Гоголя. Ученик и преемник Пушкина Гоголь вошел в русскую литературу как один из великих и самобытных писателей, сыгравших огромную роль в развитии отечественной литературы и культуры. Белинский и Чернышевский назвали Гоголя "отцом русской реалистической прозы". с 40-х годов 19 века писатели-прозаики, идя по пути Гоголя, все больше совершенствуют свое художественное мастерство и основное внимание направляют на раскрытие противоречий социальной действительности. Углуби критический реализм Пушкина, Гоголь создал такие произведения, которые выросли в грозный обвинительный акт против самих устоев феодально- крепостнического мира. Такую силу придали творчеству Гоголя его великий патриотизм, духовная связь с народом. "Я живу весь..в своем народе и земле, которые носятся неразлучно со мною., и все, что там ни есть и ни заключено, ближе и ближе становится ежеминутно душе моей" - писал Гоголь в период создания им "Мертвых душ".
191 читали · 3 года назад
Идейный замысел и особенности композиции комедии "Ревизор" Н. В. Гоголя. "В "Ревизоре", - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое и тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуются от человека справедливости, и зп одним разом посмеяться над всем ". Этот замысел Гоголя нашёл блестящее осуществление в его комедии, опередив её жанр как комедии социально - политической. Движущей пружиной в " Ревизоре" является не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета комедии - переполох среди чиновников ожидающих ревизора, и их стремления скрыть от него свои "грешки". Тем самым определилась и такая композиционная особенность комедии, как отсутствие в ней центрального героя, таким героем в "Ревизоре" стала, говоря словами Белинского "корпорация разных служебных воров и грабителей", чиновничья масса. Это чиновнияество дано прежде всего в его служебной деятельности, что естественно, повлекло зп собой включение в пьесу и образов купечества и мещанства. "Ревизор" - это широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей города : пошлость, ничтожность интересов, лицемерие и ложь, отсутствии человеческого достоинства, суеверие и сплетни. Эта бытовая жизнь раскрыта в образах помещиков Бобчинского и Добчинского, жены и дочери городничего, купцов и мещанок.