Найти в Дзене
«Культурный полюс. Таруса» в музее «Новый Иерусалим»

«Культурный полюс. Таруса» в музее «Новый Иерусалим»

Здесь собраны материалы о выставочно-просветительском проекте «Культурный полюс. Таруса», который объединяет более 100 живописных, графических, скульптурных и мозаичных произведений мастеров, чье творчество неразрывно связано с Тарусой — Поленова, Борисова-Мусатова, Штейнберга, — и других.
подборка · 15 материалов
Таруса. Художники и храмы
Сегодня, заходя сюда, народ диву дается: «Какая же здесь красота!» Действительно, убранство церквей восхитительно. Да и как могло быть иначе, когда в Тарусе столько художников. В 30-е годы прошлого века оба строения были разорены, разобраны колокольни, шатры. В соборе святых Петра и Павла был устроен Дом пионеров, где на месте алтаря возвели сцену. Воскресенская церковь повидала в советские годы и балетную труппу, и зерносклад, и пекарню, склад РАЙПО. Храм пережил несколько пожаров. Ни одного фрагмента внутренней росписи, пригодной для реставрации, не сохранилось...
В этом году исполняется 132 года со дня рождения Марины Цветаевой
Родилась Марина Ивановна 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, но счастливые детские годы связывает с Тарусой. Младшая сестра поэтессы, Анастасия, в своей книге «Воспоминания» написала: «Полноценнее, счастливее детства, чем наше в Тарусе, я не знаю и не могу вообразить». Цветаевых называют первыми дачниками Тарусы. Говорят, именно с них пошла мода приезжать из Москвы на лето в Тарусу. Цветаевы сняли в аренду дачу «Песочное» на берегу Оки в 1892 году, а приезжать туда стали с лета 1893 года...
Таруса. Зачем художнику лыжи в Долине грёз? #КультурныйПолюсТаруса  В Советском Союзе в окрестности Тарусы, на встречу с натурой, природой стали посылать своих студентов московские художественные учебные заведения. Но даже самым преданным искусству живописцам надо было где-то жить. Решено было организовать Дом творчества.  Это сейчас в историческом центре Тарусы можно увидеть красивое здание Дома творчества МСХ, построенное по старинным чертежам купеческого дома, архитектор — Яна Браговская, внучка художника Э.Г. Браговского. А поначалу это был обычный пионерский лагерь «Солнечный» в деревне Почёво, недалеко от Тарусы. Летом сюда за оздоровлением отправляли детей, а в остальные времена года приезжали творить художники.  Условия были довольно спартанские, но «Солнечный» — Дом творчества был ценен, во- первых тем, что бывали здесь старики да молодёжь, то есть встречались два поколения художников, причем старшие товарищи по цеху знавали лично и Кандинского, и Малевича, пережили революцию, НЭП и даже запрет на выражение личного в искусстве. А во-вторых, помимо преемственности художественных традиций, живого общения, здесь была прекрасная возможность много работать на пленэре, впитывая, чувствуя приокскую красоту.  Работу «на натуре» ценил и любил художник-шестидесятник Александр Александрович Подколзин. В Дом творчества он приезжал уже в начале 1960-х и ездил туда практически ежегодно, каждую зиму, проводя там по три-четыре месяца. Именно там и родились многие зимние пейзажи Подколзина, занимающие в творчестве мастера едва ли не центральное место.  Желающих подолгу работать зимой, по пояс в снегу, на ветру, — было немного. По воспоминаниям самих художников, Подколзин работал так долго, пока на этюднике можно было еще различать цвета и кисть набирала краску. И да, лыжи, валенки, тулуп — были что ни на есть самым подходящим обмундированием для таких пленэров.  Зато зимние пейзажи художника выглядят как будто нерукотворные. Ты смотришь на холст, а чувствуешь дыхание зимнего леса или видишь ту самую Долину грёз — овраг на южной окраине Тарусы, поэтичное название которому, по словам местных жителей, подарила Марина Цветаева. Увидеть работы Александра Подколзина можно на выставке «Культурный полюс. Таруса». Александр Подколзин. Деревня Почево. Тарусский район. 1961. Музей «Новый Иерусалим».
5 работ с выставки «Культурный полюс. Таруса»
Василий Поленов. Ока осенью. 1903. Музей-заповедник В.Д. Поленова Красоту Тарусы по достоинству оценили русские художники. Первым из них был В. Д. Поленов. Будучи от рождения городским жителем, Василий Дмитриевич очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам, поэтому художник всегда мечтал поселиться где-нибудь на природе. Весной 1889 г. Василий Поленов вместе со своим любимым учеником К.А. Коровиным проехал на пароходе по Оке от Калуги до Тарусы и далее до села Бехова...