Найти в Дзене
Бизнес-модели

Бизнес-модели

от Додо до Газпрома
подборка · 10 материалов
ИНДИЙСКИЙ ЕДИНОРОГ ZEPTO В этом году в Индии появился первый индийский единорог – компания с оценкой $1,4 млрд. Хотя последние 1,5 года считались потерянными для венчурного рынка, и единорогов было считанные единицы. А этот единорог появился еще и в сфере экспресс-доставки продуктов – в сфере, где один из ключевых сервисов доставки в США Instacart снизил свою оценку почти на 40% . Рынок выглядит нестабильным. Однако Zepto подали документы на IPO, и на данный момент общая сумма финансирования Zepto достигла $560 млн. На венчурном рынке доставки происходят позитивные перемены. Несмотря на то, что с 2000-х говорили, что доткомы — это всего лишь временный тренд, который просуществует недолго. Но время показывает, что эта модель продолжает жить и развиваться. Хорошо себя показывает и рынок Индии в целом, который представляет хорошие перспективы для российских стартапов наравне с Китаем, Турцией и Ираном. В 2023 по данным МВФ Индия заняла пятое место по величине ВВП в мире, уступив места США, Китаю, Японии и Германии. #открывашка_новости
​​ПОЧЕМУ МОДЕЛЬ STARBUCKS ОКАЗАЛАСЬ НЕЖИЗНЕСПОСОБНОЙ В РОССИИ #открывашка_клиент Почему Starbucks ушел из России? Есть, конечно, серьезная официальная причина. А как тебе новость о том, что прибыль компании перед уходом составляла меньше 4%. И это для кофейни, которая занимает около 50% мирового рынка кофе (компания работает почти в 80 странах мира), а в США ее доля доходит до 65%. УСПЕХ НЕ В КОФЕ По сути Starbucks был создателем индустрии кофеен с моделью потребления кофе вне дома. Люди платят Starbucks совсем не за кофе  –  они платят за кофе в Starbucks.  ▪️Starbucks сделал кофе символом производительности и утонченности, модного и современного образа жизни.   ▪️В основе обслуживания  –  доброжелательность и обращение к каждому по имени.  ▪️Особое внимание  –  к атмосфере. Для кофеен выбираются лучшие локации с удобным и атмосферным помещением, где классно работать, вести переговоры, строить планы с одним или двумя партнерами и время от времени покупать кондитерские изделия, когда чувствуешь голод.  Звучит здорово, пока речь не заходит о выручке. ПОЧЕМУ ЗВЕЗДНАЯ МОДЕЛЬ НЕ ЗАШЛА В РОССИИ Есть мнение, что модель Starbucks не учла специфику потребителей в разных странах. В Америке для построения бизнес-модели проводились исследования, которые позволили сделать выводы о том, почему американцам нужен именно такой формат. В России и еще ряде стран эта модель оказалась менее успешной. И если до пандемии еще показывала стабильный плюс, то с 2020 года значительно просела.   В ЧЕМ РАЗНИЦА? ▪️Мы иначе выстраиваем социальные связи. Мы меньше заинтересованы в том, чтобы наше имя знали окружающие, мы более семейные и более закрытые в плане новых социальных контактов.  ▪️В России более развита культура проводить время в компании. В то время как у Starbucks небольшие столики, за которыми могут разместиться только 2-3 человека. Да, в России есть подобные модели мини-кафе и кофеен, но их помещение обустроено так, что люди не засиживаются и трафик проходит намного быстрее. Starbucks сделал ставку на комфорт и нетворкинг, в итоге люди в кофейне могут подолгу сидеть и ничего не заказывать.   ▪️Другие условия аренды. В Америке Starbucks  –  это сильный бренд. Благодаря этому кофейня может арендовать помещение всего за 1$ в год. В России совсем другое отношение к бренду: топовые локации достаются компании на общих условиях, а закрыть арендную ставку можно за счет трафика, которого, как мы помним из п.2, недостаточно.  За 50 лет кофейни Starbucks распространились по всему миру, показывая стабильный рост по 10% в год. Пандемия внесла свои коррективы. И теперь Starbucks освобождает место для других игроков. Однако уход мирового супер лидера с Российского рынка еще не приговор кофейням и рынку кофе. Тем более что на остальные компоненты бизнес-модели Starbucks запрос остался и рынок кофе будет расти.
ЧТО ПРОДАЕТ HARLEY СЕЙЧАС #открывашка_клиент Товар Harley – совсем не мотоциклы. Одна шишка из компании описал это так: «На самом деле, мы продаем 43-летнему бухгалтеру возможность одеться в черную кожу, проехаться по маленьким городкам, и пусть люди его боятся». Такая философия в свое время изменила не только товар, но и целевую аудиторию «Харлеев». ◾их возраст вырос с 20-30 до 48 лет ◾теперь Харлей стал восприниматься как символ дерзкого, сильного и стильного мужчины ◾Harley стали покупать не как средство передвижения, а ради того, чтобы поймать ощущение юности и безграничной свободы Наш мир состоит не из товаров, а прежде всего из сервиса, который окружает их. Компании повышают ценность продукта не только за счет качества, но в первую очередь за счет эмоций и создания желания купить здесь и сейчас.  Кстати, знаешь, как звучит слоган Harley-Davidson? «Жить, чтобы ездить, а ездить, чтобы жить»
​​ЛИЧНЫЙ ОПЫТ: КАК Я ИНВЕСТИРОВАЛ В СТАРТАП ПО БАССЕЙНАМ
​​Однажды ко мне пришел предприниматель с запросом: «Очень хочу один бизнес запустить, даже бросил работу. Могу пару вопросов задать?». Сфера – бассейны по обучению детей плаванию. Идея бизнеса появилась, когда он искал бассейн для своего ребёнка. А что ждет отец от секции плавания? Чтобы бассейн был недалеко от дома. Чтобы был инструктор, с которым будет ребенку комфортно. И чтобы от занятий был результат. Такого бассейна в своем районе не нашел. 💡 Это был инсайт! Есть потребность, ниша свободна – надо занимать...
​​UNIT-ЭКОНОМИКА SKYENG
​​UNIT-ЭКОНОМИКА SKYENG  Некоторые руководители застряли в шаблоне «деньги мотивируют». И делают из этого убеждения бизнес-модель для онлайн-школы, боясь, что недоплатят преподавателю и потеряют его.     Здесь не всё так просто. Посмотри, как с этим работала онлайн-школа английского языка Skyeng.   О Skyeng: Российская онлайн-школа по изучению английского языка.  В 2020 году компания заняла тринадцатую позицию в рейтинге «20 самых дорогих компаний Рунета – 2020» (Forbes). Обороты компании составляют около 10 млрд руб...
САМОУСИЛИВАЮЩАЯСЯ ПЕТЛЯ РОСТА AMAZON
Недавно я давал задачу про экспоненциальный рост. Верный ответ: если бы было возможно сложить лист бумаги 40 раз, то его толщина была бы равна расстоянию до Луны. Думаешь, это нереальная история и в жизни таких ситуаций не бывает? Вот пример компании Amazon, которая развивалась в таком формате. Безос с самого начала вкладывался в рост, построив компанию как систему взаимоусиливающих циклов роста, когда небольшие изменения приводят к грандиозным результатам. Поэтому и скорость развития компании космическая...