Найти тему
О чем молчат картины

О чем молчат картины

Культурный код в работах художников
подборка · 21 материал
1 неделю назад
🌟 С Рождеством Христовым! 🌟 Дорогие друзья! Поздравляем вас с великим праздником — Рождеством Христовым! 🎄✨ Такие праздники связывают поколения, позволяя передавать культурный код от родителей к детям. Поэтому в сегодняшнем посте мы хотим рассказать о картинах великих художников и о том, как о них рассказывать детям. Рождество Христово — один из популярных и почитаемых евангельских сюжетов в мировом искусстве. Когда мы смотрим на картины, мы можем параллельно изучать новозаветные притчи, увидеть то, что внесла та или иная эпоха в изображение Святой ночи, или узнать нововведение конкретного художника. Как же рассматривать картины с детьми? Основной критерий — возраст. С маленькими детьми до 5 лет достаточно изучить одну-две картины. С детьми до трёх лет — одну. Неговорящим детям описываете то, что видите, задаёте вопросы: где младенец, где дева Мария, где Иосиф, где бык и т.д. Говорящих детей просите рассказать, что они видят, что им нравится, что не нравится, обратите внимание на освещение, что оно подтверждает Божественность момента и то, что Иисус Христос олицетворяет свет среди тьмы. Остановимся на нескольких известных картинах более подробно. 1️⃣ Илья Репин «Рождество Христово». Это полотно можно охарактеризовать одним словом — умиротворение. Только красное одеяние Богоматери говорит нам о будущих трагических событиях. Но пока они далеко. Художник передаёт нам спокойное и умиротворенное состояние молодой матери. Иосиф — в тени, в данный момент и в прямом, и переносном смысле — он на втором плане. Медный таз с водой характеризует будущее крещение. 2️⃣ Василий Шебуев "Рождество Христово». Творчество Василия Шебуева известно своей религиозной направленностью. Картина «Рождество Христово» привлекает внимание своим необычным местом действия, которое может быть как хлевом, так и складом. В описании С.С. Степановой упоминается фигура Иосифа, стоящего чуть поодаль, и группа детей с белыми голубями, что символизирует жертву за младенца. Примечательно наличие пастуха, играющего на волынке, и кавалькады всадников, предположительно волхвов, движущихся под звездой. Завершает сцену пара ангелов, развертывающих свиток с текстом тропаря. 3️⃣ Владимир Боровиковский "Рождество Христово». Выдающийся портретист 19 века писал и картины на религиозные сюжеты. Его современники писали о нем, как о «вдохновенном религиозном живописце». Эта работа заслуживает особого внимания благодаря своему сентиментализму, мягкости (Боровиковский этим и отличался) и прекрасной передаче света. 4️⃣ Федот Стычков «Христославы». С помощью этой картины можно обсудить колядование на Руси. Помимо поющих детей, на картине изображён бычок. Сразу представляется отсылка к рождественскому вертепу. Ну и это говорит о том, что в старину новорожденных телят, козлят и других животных заносили в тёплую избу. 5️⃣ Сергей Коровин «Рождество». Тут рассматривается интерьер дома, в котором готовятся к Рождеству - Белая скатерть, елка, самовар, красный угол. Переносимся с детьми в начало XX века (а, может быть, и середину). Воспитание искусством — это осознанное воспитание, передача ценных знаний — и тех, которые пригодятся в быту, и тех, которые значительно расширят кругозор. Желаем вам Счастливого Рождества и продуктивного погружения в историю искусства вместе с детьми! 🎨👨‍👩‍👦 @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
2 недели назад
🎨 О чем молчат картины - поклонение волхов в теме Рождества (часть 1) Сейчас время Рождества и достаточно интересным с точки зрения иконописи и в целом искусства является тема с поклонением волхвов. Откуда они появились, что символизируют и как их изображали в разные времена и в разных странах? Сама история с волхвами описана в Евангелии от Матфея. Мы не будем её пересказывать, обратим внимание только на пару моментов. Волхвы приходят с востока, следуя за звездой. Но к востоку от Вифлеема много всего. Интересно, что в оригинале Нового Завета волхвы названы как μάγοι, т.е. маги. Дело в том, что слово ὁ μάγος (magos) пришло в древнегреческий язык из Персии. Оно означало персидских (на то время парфянских, к которым можно отнести и халдейских, и прочих месопотамских) жрецов. Далее, как они узнали о Его рождении? Толковая Палея говорит нам, что "было в Рождество Христово: персидские кумиры голосили три дня каждый на свой лад". Увязав это событие с пророчествами, волхвы стали искать звезду и пошли за ней. Размышления о том, откуда конкретно они пришли и сколько времени это заняло (Парфия довольно далеко), почему их вообще принял царь Ирод и тому подобное пропустим (пишите в комментариях), у нас пост всё-таки про изображения волхвов. Сохранившиеся же наиболее ранние изображения относятся к первым векам нашей эры, когда христианство в Римской империи было под запретом. В римских катакомбах можно найти фреску, изображающую «Поклонение волхвов» в привычной для нас иконографии: трое волхвов с дарами подходят к Богородице с Младенцем. Строго говоря, сцена поклонения волхвов — не само Рождество. Мы хорошо знаем, что на привычной для православных иконе Рождества Христова в центре находятся именно только что родившийся Христос и родившая Его Богородица, а спешащие в Вифлеем волхвы, как и другие персонажи, например Иосиф Обручник или повитухи, оказываются на периферии изображения. Однако в том, что европейское искусство, рассказывая о Рождестве, чаще выбирает именно сцену с волхвами, есть своя логика. В этом эпизоде новорожденный Младенец Христос впервые предстает большому миру и, получая подношение от восточных мудрецов, прославляется как Бог и Царь всех народов, пришедший просветить их Своим учением. Важно учесть, что праздник Рождества как отдельный праздник в Древней Церкви стали отмечать не сразу, начиная только с IV века, и далеко не во всех землях. Первоначально существовал другой общепринятый праздник — Богоявление, он справлялся 6 января, в этот день вспоминались сразу несколько событий, связанных с пришествием в мир Спасителя: и Рождество, и поклонение волхвов, и Крещение. Именно отсюда идет традиция сближать два отдельных, по сути, события: собственно Рождество и поклонение волхвов. У сцены с волхвами есть своя символика, причем она имеет очень интересное развитие во времени, от эпохи к эпохе. Это, например, сами дары и их число: уже древние богословы полагали, что выбор даров был абсолютно не случаен. Как Мессии, то есть будущему Царю Израиля, который принесет народу спасение, Ему дарят золото (золото, как самый дорогой металл, в тогдашней культуре ассоциировалось с царской властью). В знак утверждения Его Божественной природы Ему дарят ладан, поскольку в ветхозаветные времена, как, впрочем, и сейчас, ладан используют на богослужениях. И наконец, ему дарят смирну (ароматную смолу, используемую для помазания усопших) как предзнаменование Его смерти за всех людей. После императора Константина (IV век), когда христианство перестает быть гонимым, когда по всей империи появляются христианские храмы, поклонение волхвов становится одним из самых популярных сюжетов. Быстро складываются его иконография: волхвов всегда три (в Евангелии не указано их число, а имена есть в более позднем Предании), волхвы с почтением, чуть сгибаясь вперед, подходят к Младенцу Христу, сидящему на коленях у Девы Марии, сама Мария, как правило, восседает на троне, над этой группой изображается звезда ⭐. Продолжение следует! На основе материалов из журнала «Фома» @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
3 недели назад
🎄✨ О чем молчат картины: "Елочный торг" Бориса Кустодиева ✨🎄 Мы открываем нашу зимнюю праздничную серию постов, и сегодня хотим разобрать картину Бориса Кустодиева "Елочный торг". Она отлично передает атмосферу подготовки к праздникам, которой мы сейчас все так заняты 🎨 Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды – портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и "Елочный торг" – произведение, созданное художником в 1918 году 🖌️ Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором – с песней и сказкой. Внимательный, вдумчивый зритель не только видит, но и "слышит" работы художника. Написанная, скорее всего, по памяти, картина не имеет точного географического адреса – это Русь вообще, а не астраханский или костромской елочный базар. Действие на полотне происходит будто "в некотором царстве, в некотором государстве". Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником – кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. 🕌 Художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто. Елочный базар изображен как праздничное зрелище. Пространство картины напоминает сценическую площадку. Расположение фигур, на первый взгляд, дано хаотично: изображение можно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это общее впечатление. 🎭 Большое место отведено в этой жанровой сценке пейзажу – сказочными кажутся церковные купола на фоне заснеженного неба, в нарядные зимние одежды убраны ели – главный предмет торга на ярмарке. Мазок кисти по холсту художник делал легко, гладко, даже как-то деликатно. Большое значение придавал Кустодиев линии, рисунку, игре цветовых пятен. Светотень в данном случае не имеет большого значения, свет становится весьма условным. Локальные цветовые пятна образуют гармоничное декоративное целое. Закрытое облаками небо не имеет глубины, купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет 🌨️ С одной стороны, Кустодиевым подмечены и перенесены на холст подлинные типажи русской провинции, передана реальная атмосфера предновогодней суеты и с другой – праздничный спектакль, костюмированное представление с красивыми декорациями разыгрывает перед нами сам художник. Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает полотно. Жизнь в этом произведении видна повсюду: хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует свои затейливые узоры снежная зима, и все это действо окутывают свежим хвойным ароматом ели-красавицы 🌲 Мир на картине Кустодиева подобен волшебному фонарю с постоянно меняющимися картинками – можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника – вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь 🌟 По материалам книги Т. Кондратенко, Ю. Солодовникова "Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко". Белый город, 2003 📚 @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
4 недели назад
🏰 О чем молчат картины: Виды средневековой Москвы в реконструкциях профессора Михаила Кудрявцева (часть 2) 🏰 Продолжаем наше путешествие по средневековой Москве через призму реконструкций профессора Михаила Кудрявцева. 1️⃣ Вид на центр Москвы с востока, с Красного холма в 17 веке Широкая панорама центра столицы раскрывается от обители Св. Никиты за Яузой с высокого Красного холма. Стена Белого города, ограничивающая передний план, поворачивает к берегу Москвы-реки и своим южным пряслом соединяется со стенами Китай-города и Кремля, дугой уходящими вдаль. Венчает панораму ансамбль Кремля с Троицким собором на Рву на Красной площади. 2️⃣ Вид на Кремль от Кузнецкого моста С севера, по долине реки Неглинки, раскрывается панорама Китай-города и Кремля. На переднем плане виден перекинутый через реку белокаменный Кузнецкий мост. По берегам реки Неглинки расположены жилые дворы московской знати и церковные дворы. Слева над жилой застройкой видны церковь Св. Иоакима и Анны и за ней ансамбль Пушечного двора с двумя массивными каменными шатровыми домницами. Над ложбиной долины Неглинки поднимается стена Китай-города, образующая своеобразный пьедестал для сложного силуэта монастырей, башен и соборов. Справа - церковь Св. Параскевы Пятницы на торгу. 3️⃣ Панорама Замоскворечья с колокольни Иван Великий в 17 веке Ближний план панорамы образуют постройки, стоящие вдоль южной бровки Кремлёвского холма. Справа от центра панорамы – главы Архангельского собора. Влево от него располагается комплекс Приказов, увенчанный десятиглавием церквей Святого Александра Невского и Святых Михаила и Фёдора Черниговских. Правее Архангельского собора стоят: Государева Казна, Благовещенский собор и Государев дворец. Внизу видна южная стена Кремля. 4️⃣ Большая Никитская в 17 веке. Вид от церкви Вознесения Господня (Малого) Большая Никитская улица именовалась так по расположенному на ней Никитскому монастырю, она ещё называлась Царской улицей, как и Тверская, поскольку была одним из царских путей выезда из Москвы и въезда в неё. На рисунке показана часть улицы, проходящая через Белый город — место поселения московской знати. 5️⃣ Покровские ворота Скородома в 17 веке Ворота располагались на пересечении улицы Покровка со стенами Скородома (ныне — Садовое кольцо). Вид извне города от пристенного торга. Справа — торговые ряды, слева — дом купца. Слева от воротной башни за стеной виден верх церкви Св. Иоанна Предтечи. 6️⃣ Воскресенская улица Кадашёвской слободы в 17 веке Воскресенская улица - главная улица самой богатой московской ремесленной слободы (ныне-1-й Кадашевский переулок, выходящая к центру прямо против Кремля за Москвой-рекой. Справа - главный храм слободы и всего Замоскворечья-церковь Воскресения в Кадашах. Колокола этого храма звонили первыми после соборов Кремля и московских монастырей, а уже c последних начинался звон всех посадских и слободских церквей столицы. Вдали виден Кремль. Улица застроена каменными домами ремесленников-ткачей, по своему богатству близких к застройке аристократических дворов. Кадашёвская слобода имела несколько своих кирпичных заводов, что позволяло ей вести собственное строительство храмов, жилых домов и производственных сооружений. 7️⃣ Кадашёвский Ткацкий (хамовный) двор в 17 веке Ткацкий двор - уникальное промышленное сооружение 17 века, построенное зодчими государя Алексея Михайловича с учетом требований мастеров-кадашевцев. Все постройки Двора выполнены из белого камня и украшены резьбой, изразцами и росписью, золочёными коньками и символами. По своей архитектуре Кадашевский Ткацкий двор соперничал с лучшими дворцами Москвы. Если снаружи в его облике и присутствовали черты крепостной архитектуры, то внутри преобладал образ жилого двора, создававшийся разнообразными галереями, крыльцами, ярусами окон с резными наличниками. На рисунке изображён главный фасад Двора с въездными гербовыми воротами. Следите за нашими постами и узнавайте больше о истории великих русских городов! @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
1 месяц назад
🎨 О чем молчат картины: «Красный угол в избе» Василия Максимова Недавно мы писали о строении русской избы внутри и упомянули "красный угол". Оказывается, что есть картина талантливого художника Василия Максимова, которая как раз посвящена этому элементу русского культурного кода. Василий Максимович закончил работу над ней в 1869 году и назвал «Красный угол в избе» 🏡 Вообще, тот год был очень плодовитым в плане творчества у художника, что объясняется его решением, закончив обучение, отправиться пожить в деревню 🌳. Он питал особую слабость ко всему народному и крестьянскому и там находил лучшие сюжеты для своих шедевров 🎨. Во времена обучения живописец, в основном, писал портреты богатых изящных дам, однако позже осознал для себя, что это нисколько его не интересует - Максимов не видел в этом настоящей жизни русского человека. Так он и начал использовать в своих работах узнаваемые образы России 🇷🇺. Он сильно уважал традиции, обычаи, веру, да и вообще все, чем дышал обычный народ в глубинке. Сам питал к этому всему особую любовь, поэтому и картины, на которых творец изображал крестьянскую жизнь или внутренне убранство их домов, получались живыми и реалистичными 🏠. На полотно «Красный угол в избе» художник перенес интерьер обычной комнаты деревянного дома. Первое, что бросается в глаза при беглом просмотре – это иконы, которые расположились в углу. Раньше почти у всех семей находился такой молитвенный уголок, к которому они подходили каждый день и молились обо всем, что их тревожило. Иконы на картине освещены красным теплым светом, который имитировал горение свечей 🕯️. Также, можно подумать, что этот свет исходит от окна, за которым уже вечер, солнце садится и озаряет комнату последними лучами 🌅. Красным этот угол можно назвать не только из-за освещения. Даже одежда святых, Иисуса и Богоматери, окрашена в тусклый красный цвет с элементами коричневого оттенка. Все это делает картину теплой, уютной, по-своему личной и немного таинственной 🕯️. Художник идеально передал важность момента вечерней молитвы. Интересно еще, что многие этюды того года использовались позже автором в полноценных больших полотнах. Так, «Красный угол в избе» стал фрагментом на картине «Семейная молитва», которую Максимов написал в 1872 году. Это творение сыскало своих зрителей и получило одобрение со стороны Товарищества передвижных выставок, которое приняло решение сделать Василия одним из членов сообщества 🖼️. Важно отметить, что художник много лет прожил в русской деревне, отказавшись от заграничной жизни. Он глубоко окунулся в мир русской глубинки и вдохновлялся им. По словам самого мастера, «он навсегда пришел к деревенской жизни»🌾. По материалам сайта Музеи Мира @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
1 месяц назад
🎨 О чем молчат картины - реконструкции Михаила Кудрявцева (часть 1) Сегодня в нашей рубрике «О чем молчат картины» представим средневековую Москву в реконструкциях профессора Михаила Кудрявцева. Профессиональные археологи и реставраторы полагают, что он излишне приукрашивал Первопрестольную. Возможно это так, но нам нравится. 1️⃣ Вид долины Успенского Вражка от Воскресенского монастыря 🏰 Великолепный вид на центр Москвы из Белого города раскрывается по долине ручья - Успенского Вражка (от нынешнего Елисеевского переулка). Мост через ручей проходил по направлению существующего Брюсова переулка. Слева находится храм Воскресения Словущего. На противоположном берегу ручья - шатровая церковь пророка Елисея. Вдали, над оградой Воскресенского храма, видна трёхшатровая церковь Успения Богородицы. По её имени получил название ручей. 2️⃣ Панорама северной линии монастырей-сторож по долине реки Неглинки в 17 веке 🌉 Монастыри северной линии располагались вдоль северной части стен Белого города (ныне это Бульварное кольцо) от Сретенских до Тверских ворот. Панорама всех четырёх монастырей лучше всего видна с пруда на реке Неглинке, расположенного между стеной Белого города и стеной Скородома (сейчас здесь Цветной бульвар). Слева вдали за стеной виден Сретенский, а ближе - Рождественский монастыри. Справа за стеной на высоком берегу Неглинки стоит Высоко-Петровский монастырь. Правее в дали видны главы Страстного монастыря. 3️⃣ Панорама восточной линии монастырей-сторож с Рязанской дороги в 17 веке 🏞️ При подходе к Москве с Рязанской дороги видна панорама всех трёх монастырей восточной линии. В центре у дороги стоит ансамбль Покровского монастыря с высокой шатровой колокольней. Слева виден Ново-Спасский монастырь, стоящий над Москвой-рекой. Справа вдали - Спасо-Андроников монастырь, возвышающийся на крутом берегу реки Яузы. Здесь Рязанская дорога проходит по высокому плато, разделяющему долины рек Москвы и Яузы, поэтому вдали видны только верха самых значительных построек московского посада. 4️⃣ Панорама южной линии монастырей-сторож с Серпуховской дороги в 17 веке 🌄 Широкая панорама четырёх монастырей южной линии, дальше других отстоящих от города, раскрывается с Серпуховской дороги, от путевой часовни (ныне здесь проходит Варшавское шоссе). Слева за часовней видны верха храмов Андреевского монастыря, стоящего у берега Москвы-реки. Затем на фоне застройки Москвы и пригородных слобод выделяются ансамбли Донского (на высоком водоразделе) и Данилова (на невысокой береговой террасе) монастырей. За рекой, на высоком крутом берегу над долиной Москвы-реки, стоит Симонов монастырь. Отсюда, несмотря на деревянные стены Скородома, видны башни Кремля и колокольни Ивана Великого. 5️⃣ Вид на центр города с юго-запада, от церкви Св. Ильи Обыденного в 17 веке 🏙️ Прекрасная панорама центра была видна с Остожья, от церкви Св. Пророка Ильи (Обыденной). На переднем плане - угловая и Семиверховая башни Белого города, за ними Алексеевский монастырь (сейчас там стоит Храм Христа Спасителя). Стена уходит влево к Пречистенским воротам и вправо вдоль берега Москвы-реки к Всехсвятским воротам и затем к Кремлю. Через реку идет Всехсвятский (Большой Каменный) мост, оканчивающийся в Замоскворечье двухшатровыми въездными воротами. Продолжение следует! @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK