Найти в Дзене
О чем молчат картины

О чем молчат картины

Культурный код в работах художников
подборка · 27 материалов
8 месяцев назад
О чем молчат картины: главные особенности творчества Виктора Васнецова 🎨🌳 Друзья, мы уже как-то писали о творчестве Виктора Васнецова, но в одном посте сложно отразить весь талант этого великого мастера. Поэтому решили более подробно раскрыть тему его творчества и подход к передаче русского культурного кода 🖼️ Картины на социальные темы Совсем юный Виктор, обучаясь в Академии, очень быстро проникся духом Передвижников. Его первые триумфы на выставках были связаны с картинами на остросоциальные сюжеты. Например, полотно «С квартиры на квартиру» 🏠 Русская тема Одной из первых его по-настоящему «русских» работ стала картина «Витязь на распутье» 🏹. В ней можно увидеть главную особенность его трактовки русской темы. В картинах Васнецова самым важным оказывается стремление показать русский дух. Все исторические подробности или социальная проблематика уходят даже не на второй, а на третий план. Сказочные сюжеты Тема сказки и мифа — главная в творчестве Виктора Васнецова 🌲. Однако его произведения — не просто иллюстрации к знакомым сюжетам. Разберем на примере деталей в картине «Иван-царевич на сером волке» 🐺 (кстати, эту сказку мы разбирали здесь): 📌 Мощные стволы деревьев: В этом образе можно увидеть не простое реалистичное изображение деревьев, а визуализацию языческих представлений славян о сущности леса. 📌 Утренняя заря: Лучи света здесь становятся лучиками надежды, которую художник дарит не только своим героям, но и зрителям. 📌 Болото: Придает ощущение вязкости момента и шаткости положения влюбленных. Погоня продолжается, а значит, еще ничего в их судьбе не решено. И только расцветшее дерево яблони на переднем плане — однозначно положительный символ. Это знак всепобеждающей любви. Как видите, картина при помощи иносказательных элементов сообщает дополнительные сведения о сюжете. Такое обилие метафорических деталей — тоже особенность сказочного повествования Виктора Васнецова. Религиозная живопись Сказочную и былинную живопись Васнецова знают все со школьной скамьи. А про другой огромный и не менее интересный пласт творчества мастера часто забывают. Именно Васнецов разрабатывает совершенно новый подход к росписи храмов. Он фокусируется на эмоции, словно позволяет святым вести личный диалог со зрителем. Это нашло отражение во многих его работах на религиозную тему. Виктор Васнецов — яркий пример мастера, чьи работы скрывают намного больше, чем кажется на первый взгляд. Это хранилище историй и смыслов, зашифрованных в деталях и символах 🎨🔍. #картины @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
8 месяцев назад
🎨О чем молчат картины : Павел Шардаков - «Уральский Самородок» Сегодня в нашей традиционной рубрике «О чем молчат картины» мы поговорим об интересном творце Павле Шардакове. Родился он в 1929 году в деревне Копылы Оханского района Пермского края, в крестьянской семье. У него рано проявились незаурядные способности к рисованию. Павел блестяще окончил Свердловское художественно-педагогическое училище. Дальнейшее профессиональное образование он получил в Ленинграде, в Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной, отделение монументально-декоративной живописи. Учителями уральского самородка были Глеб Савинов, Кирилл Иогансен, Пётр Пуко и другие известные педагоги. Павел Шардаков проявил себя лучшим рисовальщиком училища и защитил диплом с отличием. Практику он проходил в Русском музее и на лоне природы в Великом Новгороде. В дальнейшем работал по специальности в Перми и Волгограде, получил почётное звание «Заслуженный художник России». 🏆 Его творчество – многопланово. Павел Федорович широко известен как выдающийся художник исторической и бытовой живописи. Очень успешен был в декоративно-прикладном искусстве и рисовании. 🖌 Павел Шардаков продолжил традиции своего прославленного предшественника Василия Сурикова. В этом убеждает его большая станковая картина «На русской Масленице». Глядя на её, восхищаешься и вспоминаешь классическое суриковское полотно «Взятие снежного городка». Прекрасна и шардаковская серия миниатюр о легендарном атамане Ермаке Тимофеевиче и его походе в Западную Сибирь, выполненная в стиле старинных икон и пронизанная духом русского фольклора. Картины хранятся в храме-музее, в городе Чусовом. 🎭 Павел Федорович всю жизнь (его не стало в 2007 году) трудился непрерывно и плодотворно. Им созданы портреты современников, пейзажи, натюрморты, панно для клубов, он выполнял иконописные заказы церкви. И всё сделано превосходно. Он – скульптор мемориала Уральскому добровольческому танковому корпусу, установленного в Перми. Воины этого корпуса освобождали Венгрию, Германию и Чехословакию. Художник также внёс весомый вклад в оформление декора музея-заповедника «Сталинградское сражение» – в Волгограде. 🏛 Благодаря своему таланту Шардаков запечатлел XX век во всей его сложности и красоте. Живописец много ездил по России, путешествовал по Европе и Африке, рисовал с натуры в Сенегале. 🌍 #картины @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
8 месяцев назад
Недавно мы писали о выставке Виктора Михайловича Васнецова в Русском музее 🎨 и о том, как относиться к неорусскому стилю с точки зрения сохранения и передачи культурного кода 📜 И вот почти сразу после этого посетили выставку Николая Константиновича Рериха в Эрмитаже 🏛 Сама выставка интересна, мастерство художника неоспоримо, его достижения как археолога несомненны. Это чтобы отсеять вопросы культурологические 🤔 Но выходишь с ощущением давления, некоторого насилия над собой. Картины Васнецова, при всей их спорности, ложатся в голову и сердце "бесшовно", а Рериха - нет 💔 Почему, можно задать себе вопрос. Ведь он всегда считал себя русским, просто в путешествии (полжизни прожил в Индии и умер там же) 🌏 Закончил Академию художеств в классе Куинджи, прослушал весь курс исторического факультета Санкт-Петербургского университета параллельно с учёбой ещё и на юриста. Раскапывал как археолог Древнюю Русь... Но нет. Даже иконы в его исполнении кажутся чужими. На выставке их интересно разбавили "настоящими" (насколько настоящей может быть икона вне молитвы), но это только усилило контраст 🎭 И если до эмиграции (говорят, вынужденной) ещё можно как-то подстраиваться под его стиль, то после уже не получается 🚫 Мы не сторонники конспирологии и не думаем, что это все заговор каких-то сил (кто сказал масоны?) по разрушению православия и русского культурного кода, и Рерих к нему присоединился в его поездке через Лондон и США (или уже давно был среди них?), а потом с неким заданием (искать Шамбалу?) уехал в Азию создавать свою философию и практику 🌍 Более реально выглядит настоящее, как и должно быть у мастера, погружение в иную культуру, её восприятие на уровне сердца. Это погружение, проведенное в эпоху отказа от старого мира, его фактического разрушения всеми сторонами, сделало Рериха одним из первых "граждан мира". Тогда это было ново. Судить за желание погружаться сердцем нельзя, это выбор каждого. Но в итоге имеем подспудно ощущение чужого 😐 Такие мысли по итогам выставки. В любом случае рекомендуем! Что думаете? 🤔 #картины @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
9 месяцев назад
О чем молчат картины - поклонение волхов в теме Рождества (часть 3) 🎨✨ Сегодня мы заканчиваем рождественскую тематику и ответим еще на несколько вопросов по теме волхов. Почему волхвы так одеты? С помощью роскошных и вычурных одежд волхвов художники подчеркивали их статус (они богаты и уважаемы в своих краях), а также то, что они чужаки, люди из другой цивилизации 🌟 Правда, костюмы волхвов обычно имеют мало общего с реальными национальными костюмами жителей Азии или Африки. Как правило, это фантазийные наряды. А некоторые художники и вовсе одевали волхвов по моде своего времени, придавая значение лишь их богатству 👗. Помимо волхвов рядом с Мадонной и Младенцем изображается обычно ещё и святой Иосиф, супруг Марии. Его узнать легко: он, плотник по профессии, одет гораздо скромнее волхвов 👨‍🔧 Почему некоторые картины выглядят так, будто перед Иисусом - митинг? 👥 Первое объяснение многолюдности — бытовое: богатые волхвы не отправились бы в путь без свиты и слуг. На некоторых картинах мы видим даже охотничьих собак: волхвы в пути развлекались и добывали себе пищу 🐶. Кроме того, длинная, «движущаяся нескончаемым потоком» процессия выглядит торжественнее трёх одиноких паломников. И сама толпа поклоняющихся, за которой ещё попробуй разглядеть младенца с богоматерью, даёт понять, какое грандиозное событие перед нами 👨‍👩‍👧‍👦. Нередко художнику приходилось разрабатывать сложную многофигурную композицию, чтобы уместить на полотне заказчика картины и всю его родню: ценители живописи считали вполне нормальным представать на картинах в образах библейских персонажей 🎨. А иногда художники объединяли на одной картине сразу два сюжета — поклонение пастухов (они первыми принесли дары Младенцу, об этом рассказывает евангелист Лука) и поклонение волхвов. Так на картине становится не только больше людей, но и больше даров 🎁. Самих подарков на картинах часто и не рассмотреть: художники сосредоточены в основном на изображении упаковки. В VIII веке бенедиктинский монах и богослов Беда Достопочтеный (ударение в имени — на первом слоге) объяснил символическое значение каждого из даров, принесённых младенцу: Золото — это дар царю, означающий, что волхвы признали в Младенце человека, рождённого для того, чтобы царствовать 👑. Ладан (ароматическая древесная смола, которую издавна воскуряют в храмах) — это дар священнику, признание в Младенце того, кто станет Учителем 🕯. Смирна (она же мирра — тоже древесная смола, использующаяся в религиозных ритуалах) — намёк на будущие страдания Христа и его смерть во искупление человеческих грехов. В Древнем Израиле мирру использовали для бальзамирования тел умерших. Тело распятого Иисуса будут умащивать смесью из смирны и алоэ ✝️. Это из-за истории с волхвами мы теперь дарим друг другу подарки на Рождество? 🎅 Да, но на то, как именно принято преподносить рождественские подарки (под покровом ночи подкладывать в чулок, под подушку или под ёлочку), повлияла другая легенда — о святом Николае, который подбросил ночью в окно трём бедным сёстрам золотые слитки — чтобы они и их отец могли не беспокоиться о приданом. Святой Николай — прообраз Санта-Клауса и Деда Мороза 🎅. Есть ещё один нюанс. В некоторых странах — например, в Испании и испаноязычной Латинской Америке — подарки дарят и самые шумные зимние гуляния устраивают через 12 дней после Рождества — в день Богоявления, когда церковь вспоминает и волхвов, пришедших с дарами к Младенцу Иисусу. На улицах городов в этот День трёх королей устраивают карнавальные шествия, напоминающее о прибытии волхвов 👑 #картины @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK 🏛
9 месяцев назад
Неорусский стиль XIX - начала XX веков 🎨🏛 В свете прекрасной выставки работ Васнецова в Русском Музее (всем рекомендуем!) хотелось бы поговорить о феномене неорусского стиля. Он характере не только для живописи, но и для зодчества и многих других направлений искусства. Некоторые шедевры мы уже разбирали на канале и ещё не раз вернёмся 🖼🏰 А мысль вот в чем. При погружении в те же картины Васнецова рано или поздно появляется ощущение "ненастоящего". Хотя ум говорит, что вот же они, каноничные "Три богатыря", чего уж более! 🎭🎬 Ан нет. При всем восхищении образами и мастерством живописца, не покидает ощущение театра. Что это скорее декорации, чем реальность, пусть и в глазах смотрящего художника.🎪🎬 Васнецов честно пытался воссоздать "русскость" или "народность", как он её представлял. Изучал народное творчество, зарождавшуюся тогда историю как науку со всеми её направлениями, в том числе в археологии. И много достиг. 📚🏛 Но многое тогда было ещё не известно в "научной среде". Уже найдено "Слово о полку Игореве", изучается Лицевой летописный свод, однако ещё не "раскрыты" древнерусские иконы, а тем более не найдены берестяные грамоты. 📜🏛 Получается, что неорусский стиль это романтизированное представление о древнерусской культуре; скорее реконструкция, чем объективное знание, которое невозможно, но новые открытия потихоньку приближают нас к некой условно-правдоподобной картине Древнерусского мира. 🌟🏛 Поэтому не нужно воспринимать неорусский стиль начала XX века, да и последующие "реконструкции", как окончательную редакцию. Они скорее обогатили общий культурный код, увеличили и так огромный культурный пласт, дали нам бесчисленное количество шедевров и тем самым только обогатили нашу культуру. 🎨🏛 Что же тогда в этом стиле относится к культурному коду, а что новое или авторское? Для нас очевидно, что смешаны два элемента - сказки (былины) и вера. Причём в виде минимум двух слоев - на поверхности сюжеты и образы (эстетика), в глубине вера, сакральное, базовая этика. 📜🎨 #картины @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK
9 месяцев назад
🎨 О чем молчат картины - поклонение волхов в теме Рождества (часть 2) 🌟 Сегодня мы продолжаем тему поклонения волхвов в контексте прошедшего Рождества Христова. Почему волхвы стали разного возраста? 👴🧔👦 Начиная с VI века, в искусстве появляется мотив трех возрастов волхвов: один с длинной седой бородой, второй с темной и поменьше, третий — юный и без бороды. Этот античный, языческий мотив символизирует собирательный образ человечества. Сосуды с дарами иногда изображаются одинаковыми, а иногда — разными по форме, что логично соотносится с разной природой самих даров. Число лучей у Вифлеемской звезды на разных изображениях может сильно отличаться, но это не имело символического значения в ранней Церкви. Почему так подчеркнута чужеземность волхвов? 🌍 Их «восточность» принципиальна и символизирует мысль: «свои — не признали, а чужие — признали». Святые отцы Церкви, такие как Василий Великий, подчеркивали, что волхвы, люди с Востока, стали укором для иудеев и других народов, не признавших Христа. Как волхвы превратились в царей? 👑 Во время формирования феодального общества в западном искусстве волхвы из восточных магов превратились в королей. Это произошло в X–XI веках, когда исчезли восточные штаны и фригийские шапки, а на головах волхвов появились царские короны. В Библии есть основания для этого: в Псалтири и у пророка Исаии говорится о царях, поклоняющихся Богу. Зачем к волхвам «примкнули» влиятельные люди? 🏰 В эпоху Раннего Возрождения сюжет поклонения волхвов достиг своего расцвета. В изображениях королей-волхвов и их свиты часто изображались роскошные современные одеяния и портреты заказчиков. Флоренция стала центром культа волхвов, и многие великие художники создавали сцены поклонения волхвов, соединяя ренессансную живопись с традиционным христианским сюжетом. Что было дальше? 🌟 История сюжета, разумеется, не заканчивается на художниках XV века. В XVI веке свои сложные, полные загадок, новаторские «Поклонения волхвов» напишут Босх 🎨, а сле­дом и Брейгель 🖌 Последними из великих «старых мастеров», всерьез подходивших к этой теме, я бы назвал Веласкеса 🎨  и Рембрандта 🖌. Хотя это далеко не самые сильные работы в творчестве и того, и другого. А дальше тема поклонения волхвов, как и многие другие христианские темы в искусстве, постепенно сходит на нет, становясь или просто поводом для заработка для художников средней руки, или поводом для стилизаций (вспомним «волхвов» прерафаэлита Эдварда Бёрн-Джонса 🎨) и индивидуальных экспериментов. Главные темы в искусстве Нового времени решительно меняются: природа 🌳, внутренний мир человека 🧠, отражение «я» художника 👤. Пейзаж, портрет, натюрморт и другие светские жанры постепенно вытесняют церковное искусство, и оно утрачивает свое положение в центре художественной жизни. Начиная с XVIII века искусство в России ориентируется на Европу c ее новой системой жанров, лучшие художники ездят учиться живописи в Италию, а иконопись становится одной из сфер прикладного искусства. В любом случае, в «большом искусстве» после XVII века путешествие волхвов, начавшееся еще в римских катакомбах, практически останавливается. Отдельные исключения, которые мы встречаем в совре­менном христианском искусстве, только подтверждают это положение дел 🎨✨ На основе материалов из журнала «Фома» #картины @Канал о зодчестве и смыслах «Русский Зодчий» / Дзен / VK