Найти в Дзене
Наследие бежецких живописцев

Наследие бежецких живописцев

Росписи и иконы в храмах бывшего Бежецкого уезда. Шедевры бежецких «живописных дел» мастеров.
подборка · 9 материалов
1 месяц назад
Живописные сокровища Буйлова погоста: росписи Богоявленского храма – еще одна работа бежецкого мастера Михаила Тыранова?
Моим личным открытием этого лета стал храм в селе Буйлово. Удивительно, но, кажется, о замечательной живописи, сохранившейся в храме, известно немного и немногим. Издание «Свода памятников...» еще не добралось до Рамешкого округа, а замечательный проект «Тверские своды» почему-то обошел этот храм стороной. Возможно, потому, что храм в Буйлово не остро аварийный, хотя на деле его состояние вызывает серьезные опасения. Этот памятник относится именно к бежецкому кругу и стоит в одному ряду с живописными ансамблями в Еськах, Сукромнах, Алабузино...
8 месяцев назад
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Поздравляю со светлым праздником Воскресения Христова! На фото: композиция «Воскресший Христос является Марии Магдалине» из Благовещенского храма села Княжево под Бежецком. Работа неизвестной артели, 1887 год.
8 месяцев назад
«БЛАГОВЕЩЕНИЕ» ИЗ СУКРОМЕН И ЕГО ПРООБРАЗЫ Находящееся в 15 км от Бежецка, на старом Кашинском почтовом тракте, Сукромны в XIX в. было крупным торговым селом, волостным центром. В 1784-м г. на возвышенности в центре села был построен каменный храм. Судьба церкви сложилась счастливо: в советское время она закрывалась только на короткий срок, в конце 1930-х гг. Благодаря этому во многом уцелело уникальное убранство церкви. В главной части храма сохранился огромный, в пять ярусов, иконостас в стиле барокко, выполненный в последнее десятилетие XVIII в., в период между окончанием строительства храма и его освящением. Архивные документы свидетельствуют, что главный престол храма в Сукромнах был освящен 16 июня 1800 г. по благословению епископа Тверского и Кашинского Павла (Зернова). Доподлинно неизвестны имена мастеров, спроектировавших иконостас и выполнивших резьбу. Ближайший аналог сукроменского иконостаса находился на Ярославской земле, в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове, но до наших дней он, к сожалению, не сохранился. По мнению историка Павла Сергеевича Иванова, иконы для храма в Сукромнах были написаны мастерами Тверского архиерейского дома, в 1790-е гг. выполнявшими заказы в Бежецке и окрестных селах. Действительно, сравнивая сукроменские иконы с другими достоверно атрибутированными работами архиерейских живописцев, сложно с ним не согласиться. Но сегодня мне бы хотелось обратить внимание на образ Благовещения, написанный на створках Царских врат в Сукромнах. Стилистически он явно отличается от «ранних» тверских икон из праздничного ряда и более высоких регистров иконостаса. О том, что этот образ был написан позднее, свидетельствуют и архивные документы. В описи имущества церкви 1848 г. читаем: «Царския двери резные на полименте вызолоченныя, в них пять образов: Благовещение Пресвятыя Богородицы резное, и в клеймах четырех Евангелистов: Матфия, Марка, Луки, Иоанна, живописной работы». Итак, на момент составления описи образ Благовещения был резным, а не живописным. Скорее всего, он был выполнен в той же стилистке, что и скульптурная композиция «Господь Саваоф благословляет архангела Гавриила благовестить о воплощении Спасителя» над Царскими вратами. Значит, сохранившееся до наших дней «Благовещение» было написано в середине XIX в. и, скорее всего, бежецкими живописцами. К тому времени в городе сформировалась собственная художественная школа и местным приходам не было никакой нужды приглашать иногородних мастеров. Вероятным автором образа может быть прославленный бежецкий мастер Михаил Тыранов или же кто-то из его учеников. Тыранов ранее уже работал в Сукромнах: именно его артель в 1830-е гг. расписала стены Тихвинского храма. Прообразом для сукроменского «Благовещения» послужила картина «Благовещение Деве Марии», написанная в 1609–1611 гг. известным итальянским живописцем Рени Гвидо (1575–1642) для капеллы Квиринальского дворца в Риме. Однако бежецкие живописцы едва ли были знакомы с оригиналом. Вероятно, в их распоряжении была гравюра с картины Гвидо, выполненная другим итальянцем – Луиджи Траваллони (1814–1884). В середине XIX в. эта гравюра Траваллони была хорошо известна в России. Русские мастера часто вольно интерпретировали европейские образцы, но в данном случае художник воспроизвел гравюру предельно точно: детали и складки одежд, расположение облаков, ветку цветущей лилии в руках Архангела, даже форму приступки, на которой стоит на коленях Дева Мария. При этом автору пришлось полностью убрать верхнюю часть оригинальной композиции. Снисходящий с небес Святой Дух в виде голубя в окружении славословящих ангелов уже был представлен средствами барочной резьбы. Цвета не повторяют картину Гвидо, что неудивительно – ведь у живописца была лишь черно-белая гравюра. Иллюстрации: 1. «Благовещение», с. Сукромны. Фото автора, май 2024 г. 2. Гравюра «Благовещение». Л. Траваллони. Сер. XIX в. Сергиево-Посадский музей-заповедник. 3. «Благовещение». Р. Гвидо. 1609–1611 гг. Источник: онлайн музей Gallerix. 4. Общий вид Царских врат Тихвинской церкви с. Сукромны. Фото автора, май 2023 г.
10 месяцев назад
ОБРАЗЫ МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ В РОСПИСЯХ БЕЖЕЦКИХ И ВЕСЬЕГОНСКИХ ЦЕРКВЕЙ Со вчерашнего дня в церковном календаре началась неделя о мытаре и фарисее. В это время на богослужениях вспоминают притчу Иисуса Христа, записанную в 18 главе Евангелии от Луки. Думаю, что её содержание всем хорошо известно. Образы героев этой притчи встречаются в росписях трех церквей Бежецкого и соседних Весьегонского и Краснохолмского районов: Богоявленской с. Еськи, Преображенской с. Никола-Высока и Казанской с. Русское-Кошево (исторически относилось к Бежецкому уезду). Все эти церкви были расписаны в средине XIX века разными мастерами: храм в Еськах – в 1845–1847 годах артелью Михаила Васильевича Тыранова, в Никола-Высоке – в 1856–1857 годах артелью Ивана Федоровича Смирнова. Авторство росписей храма в Русском-Кошеве пока не установлено. Следуя сложившейся в эпоху классицизма традиции, художники поместили изображения мытаря и фарисея на западной стене, в нижнем ярусе, по левую и правую стороны от входа в храм. Вероятно, такое расположение образов – на уровне глаз зрителя – имело назидательное значение: молящиеся должны поставить себя на место героев притчи, подражать смирению мытаря и избегать лицемерия фарисея. О сходстве и различии образов мытаря и фарисея в упомянутых храмах пишет искусствовед Анна Леонидовна Павлова: «При сравнении образов мытаря и фарисея с аналогичными изображениями в Еськах снова наглядно видна незаурядность мастера. В Русском-Кошеве и Никола-Высока изображения в полной мере уподоблены классицистической скульптуре, они идеальны и бесстрастны, их глаза полузакрыты или написаны без зрачков. В Еськах хорошо видны тёмные глаза героев, изображённых как ожившие скульптуры. Высокий лоб мытаря бороздят морщины, чего нет в гладком "мраморном" лице мытаря из Русского-Кошева или Никола-Высока. В Еськах смирение мытаря не передано буквально: его голова не обращена вниз, и уголки губ не опущены, как в Русском-Кошеве и Никола-Высока. При красоте образа в Русском-Кошеве лик мытаря наделён некоторой театральностью, что особенно проявляется в "картинной" упавшей на лоб пряди волос, подобные приёмы совершенно отсутствуют в подлинном тихом смирении лика мытаря в Еськах». Иллюстрации: 1. Образ мытаря. Роспись артели Михаила Васильевича Тыранова, 1845–1847 годы. Богоявленский храм с. Еськи Бежецкого района. Фото автора, июнь 2023 года. 2. Образ фарисея. Роспись артели Михаила Васильевича Тыранова, 1845–1847 годы. Богоявленский храм с. Еськи Бежецкого района. Фото автора, июнь 2023 года. 3. Образ фарисея. Роспись артели Ивана Федоровича Смирнова, 1856–1857 годы. Преображенский храм с. Никола-Высока Весьегонского района. Фото автора, май 2023 года. 4. Образ мытаря. Роспись артели Ивана Федоровича Смирнова, 1856–1857 годы. Преображенский храм с. Никола-Высока Весьегонского района. Фото автора, май 2023 года. 5. Образ мытаря. Роспись неизвестной артели, 1860-е годы. Храм Казанской иконы Божией Матери, урочище Русское-Кошево Краснохолмского района. Фото автора, май 2023 года.
142 читали · 1 год назад
Вопреки дождю, снегу и равнодушию: великолепные росписи Благовещенской церковь села Княжево под Бежецком
Сказать по правде, я очень долго не решался взяться за написание материала о Благовещенской церкви села Княжево. Казалось, едва ли можно сказать что-то новое об этом храме, ставшем настоящей точкой притяжения для туристов, блогеров, фотографов. Всех их привлекают прежде всего росписи в интерьерах церкви, удивительно хорошо сохранившиеся. Здесь можно увидеть не просто отдельные композиции, а целый ансамбль. И какой! Мало кто из побывавших в храме остается равнодушным: будь то люди, никак не связанные с искусством или профессиональные реставраторы...
«НАПИСАН ОБРАЗ... БЕЖЕЦКИМ МЕЩАНИНОМ ФЕДОРОМ НЕОФИТОВЫМ ЩЕРБАКОВЫМ»: В ПОДМОСКОВНОМ ХРАМЕ НАЙДЕНА ИКОНА РАБОТЫ НЕКОГДА ИЗВЕСТНОГО БЕЖЕЦКОГО МАСТЕРА В начале текущего месяца в Введенском храме села Спирово Волоколамского района Московской области проводились работы по подготовке к ежегодному приходскому празднику. На средства благотворителей были приобретены два новых дубовых киота для старинных икон Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца. Когда иконы были сняты со старых мест, на обороте одной из них открылась надпись такого содержания: «Написан образ усердием деревни Тимонина крест. Степаном Никифоровым Грязновым; со всем и с киотой в 1869 году; мастер, бежецкий мещанином Федором Неофитовым Щербаковым». Подобные надписи делали на образах с целью сохранить добрую память о жертвователях. Очевидно, что крестьянин Степан Никифорович Грязнов почитал святителя Николая и специально заказал написать образ святого. Интересно, что икону Грязнов заказал не в Москве, где, конечно, не было недостатка в мастерах-иконописцах, а в Бежецке, отстоящем от Волоколамска на 250 км. Это еще раз подтверждает, что в XIX в. Бежецк играл роль важного художественного центра, причем не только в рамках Тверской губернии. Кем же был бежецкий мастер, к которому готовы были ехать заказчики издалека? В специальной литературе имя этого иконописца упоминается лишь однажды: в монографии «Церковная стенопись северо-востока Тверского края в XIX веке» Анна Леонидовна Павлова приводит документ, датируемый 1861 г., в котором Федор Неофитович Щербаков – мастер бежецкого живописного цеха – вместе с Михаилом Андреевичем Кудрявцевым, другим мастером, проводили экспертизу икон. Это все, что было известно об иконописце Ф.Н. Щербакове до настоящего времени. Мне удалось выяснить некоторые подробности биографии ныне забытого мастера. Федор Неофитович Щербаков происходил из дворовых людей помещика Николая Васильевича Сербенина. Усадьба Сербениных располагалась в сельце Горицы Кашинского уезда, на пограничье с Бежецким уездом. В XX в. эти земли вошли в состав Сонковского района. Сельцо превратилось в деревню, в названии которой – Сербины-Горицы – сохранилось память о бывших владельцах. Помещики нередко отдавали своих крепостных в обучение различным ремеслам и искусствам. Вероятно, так произошло и с Федором Щербаковым. Судя по документам, он играл в имении Сербениных не последнюю роль: был доверенным своего помещика, подавал от его имени документы, и даже пригласил детей барина в восприемники при крещении своей дочери. Получив от своего господина вольную, в 1857 г. Щербаков записался в мещане города Бежецка. К этому времени это был уже немолодой человек – 46 лет. Бывший крепостной мастер открыл в городе собственную «живописую и позолотную мастерскую», которая вскоре стала крупнейшей в Бежецке. По данным 1870 г., мастерская Щербакова располагалась на Кашинской улице, в ней трудились 7 человек. Однако в этой истории остается еще одна загадка. Деревня Тимонино находилась от села Спирово довольно далеко – на расстоянии почти 40 км – и относилась к другому приходу – церкви Рождества Богородицы села Тимошево. Как же икона оказалась в Спировском храме? Введенский храм с. Спирово уникален тем, что не закрывался в советские годы, поэтому стал своего рода хранилищем святынь из разоренных храмов Волоколамской земли. Церковь в Тимошево закрыли и разрушили в конце 1930-х гг. Возможно, кто-то решил сохранить икону св. Николая и передал ее в действующий храм. Неожиданная находка в Введенском храме с. Спирово – одна из тех деталей, которые, как фрагменты мозаики, составляют картину развития церковного искусства северо-востока Тверского края. До настоящего момента специалистам не было достоверно известно ни одной иконы работы мастерской Ф.Н. Щербакова. Остается надеяться, что со временем удастся обнаружить другие, ранее неизвестные, работы бежецких мастеров. Иллюстрации: 1. Икона св. Николая в новом киоте. Фото с сайта Введенского храма с. Спирово. 2. Надпись на обороте иконы. Фото с сайта Введенского храма с. Спирово. 3. Храм в с. Спирово. Фото автора.