Найти в Дзене
Пермская Фантасмагория

Пермская Фантасмагория

Рецензии и отзывы на спектакли международного мистического фестиваля "Пермская Фантасмагория",
подборка · 3 материала
11 месяцев назад
Этот человек не уйдёт отсюда
Здесь так пусто, что пустоту приходится заполнять словами. Говорить, не замолкая ни на минуту, перебивать друг друга, только не останавливаться, иначе иллюзия размеренности и постоянства обрушится вместе с неустойчивым проёмом двери, и тогда, наверное, всё затопчут козы. Этот странный абсурдный мир спектакля «Козий остров» в постановке Белорусского государственного молодежного театра (режиссёр-постановщик – Искандер Сакаев) пробуждает в зрителе языческие воспоминания чуть ли не из прошлых жизней,...
11 месяцев назад
Спектакль иранского театра Bojnourd Art Theater Group, который в афише фестиваля «Пермская Фантасмагория» назывался «Мать», в билетах и разговорах чаще именовался словом «Мама». Разные переводы – разные смыслы, а между ними целая пропасть толкований и полутонов. Для меня слово «мать» всегда было таким далёким и отстранённым, может быть, даже сухим. Слово же «мама» – это как попытка залезть ко мне под кожу, это слово тёплое, ласковое и даже интимное. В случае же этого спектакля глубина впечатления находится где-то на пересечении этих двух слов, которые, вроде бы, означают одно. И всё-таки, мне кажется, в слове «мать», которое вынесено в афишу спектакля, чувствуется некий статус, отношение, которое заведомо требует почтения. Суть происходящего на сцене до такой степени ясна и прозрачна, что пронять может даже без субтитров, но и сами по себе диалоги несут до боли пронзительную остроту. По сюжету вот уже двадцать лет мать (Бадранлуэй) приходит на границу в ожидании сына, который не вернулся с войны. Она видит его во снах, беседует с ним и однажды встречает молодого мужчину, в точности похожего на её сына, каким он был, когда отправлялся на войну. И она приходит к этому человеку, уговаривая его наконец вернуться домой. Этот молодой военный, – по-видимому, так совпало, что его тоже зовут Мохаммад (Джавад Раббани) – всё больше втягивается в историю с матерью. По наставлению начальника он, вроде как, вынужден писать письма этой не-своей матери, если не поддерживать, то хотя бы не разрушать созданную ею иллюзию. И здесь, говоря о статусе Матери, стоит заметить, что вот это уважение, почтение проявляется даже в мелочах, вплоть до того, что Мохаммад скрывает, что курит, всем своим видом показывая, что он вообще не знает, что такое сигареты, а найденные при нём пачки – это вообще какое-то недоразумение. Как это точно и понятно, причём вне времени и культуры. С другой стороны, у самого Мохаммада тоже есть мать, своя, и он получает тревожные послания из дома и до последнего не хочет знать, что там происходит. В каком-то смысле он тоже пребывает в это состоянии ожидания, неопределённости и, возможно, неосознанной потери, когда страшное уже произошло, а ты ещё живёшь в мире, где этого не случилось. Хочется отметить художественное оформление спектакля, которое одновременно исчерпывающе и минималистично. С помощью высоких зеркал каждый раз создаётся некое новое пространство со своей геометрией и со своей степенью потусторонности (в какой-то момент зритель сам, отражённый в зеркале, как бы оказывается на сцене). Вторым элементом декораций становятся деревянные ящики, из которых собирается обстановка каждого помещения – казармы, столовой, комнаты. Из этих же ящиков в нужное время появляется реквизит, они же при необходимости служат и столом, и табуретками, и собственно ящиками. Красиво, пронзительно, тонко, точно и минималистично. Автор: Марина Щелканова P.S. К сожалению, фотографий со спектакля нигде не выложили, поэтому будет фото афиши.
11 месяцев назад
Вы слышали? Умер Казангап
Помните, как там было у Набокова в «Других берегах»: колыбель качается над бездной. От рождения и до последнего вздоха рядом с нами находится смерть. Время приходит из смерти. Наша конечность определяет ценность каждой минуты, но конечность же вызывает у нас самый пронизывающий ужас. Однако есть и другой взгляд на эту проблему: для самого человека смерти нет: это близкие несут потерю. Это нам, живым, надо знать, куда приходить, чтобы вспомнить своих предков. В этом смысле постановка Баткенского театра им...