Найти в Дзене
Москва в картинах известных художников

Москва в картинах известных художников

Здесь будут представлены картины известных художников, хранящиеся в Третьяковской галерее, известных музеях и в частных коллекциях с изображениями Москвы. И современные фото изображенных мест для сравнения.
подборка · 22 материала
Старинная картина Москвы - Жерар Делабарт - Вид на Москворецкий мост и Кремль Картина написана в 1796 году (Холст, масло, 73 x 141). На ней изображено то место, где сейчас располагается парк «Зарядье». Точка, откуда писалась картина, расположена, не доходя современного Парящего моста в Зарядье, если идти вдоль набережной со стороны Яузы. Передний план картины — часть стены Китай-города с Глухой Безымянной башней. Слева — грузовая пристань на Москве-реке. В центре — Кремлёвская стена с Беклемишевской (Москворецкой) башней, за стеной — колокольня Ивана Великого. Перед китайгородской стеной — набережная с проездом, к стене пристроены каменные мучные лабазы без окон. Вдали — лёгкий деревянный Москворецкий мост, который ежегодно после половодья заново наводился по сваям. Китай-город – один из древнейших районов Москвы, непосредственно примыкающий к Кремлю и ограниченный реками Москвой-рекой и Неглинкой. На протяжении столетий был обнесен земляным валом, в 1535–1538 годах по проекту итальянского архитектора Петрока Малого Фрязина была выстроена защитная стена с двенадцатью башнями. Стена Китай-города, длиной 2567 метров, была ниже Кремлевской, но имела большую толщину, была способна выдержать артиллерийскую атаку. Делабарт изобразил деревья, растущие в трещинах древней стены, уподобив её римским руинам. Для сравнения ниже загружена не только репродукция самой картины, но и современные фотографии изображенного пейзажа с нынешним Москворецким мостом и Кремлем со схожего ракурса. Ранее на сайте @odinmirage.ru уже говорилось об этом художнике и серии его рисунков или эскизов  «Серебрянические бани в Москве» . Добавим к этому общей информации. Французский живописец и гравер Жерар Антуан Делабарт особенно знаменит своими видами Москвы. Он родился в 1730 году, учился у известного живописца Жан-Мари Вьена, открывшего в Париже в 1750 году свою школу. В России работал с 1787 по 1810 год. Кем были заказаны художнику первые виды Москвы в точности неизвестно, хотя в 1871 году при продаже всей серии видов Москвы наследнику цесаревичу, будущему Александру III, она была обозначена как «Заказанная императрицей Екатериной II». Композиции свои Делабарт выстраивал примерно так: на заднем плане изображал архитектурные достопримечательности, на их фоне на переднем плане проистекает обыкновенная жизнь города с характерной московской пестротой состава и разнообразными занятиями людей. Больше интересных фактов и занимательных историй о Москве можно прочитать в главах книг серии odinmirage на  канале ДЗЕН .
Алексей Шалаев – картина Тверской Заставы
Полностью картина называется «Вид на площадь Тверская Застава и Белорусский вокзал из дома #2». Холст, масло, размер: 40х60см., год создания – 2008, серия работ называется "Мосгортранс". Площадь возникла на пересечении Тверской улицы с Камер Коллежским валом, где с 1742 по 1854 годы находилась Тверская застава. В 1827-1834 гг. на площади были построены Новые Триумфальные ворота, и она стала называться пл. Новых Триумфальных Ворот. В 1936 году Триумфальные ворота были снесены при реконструкции Тверской, 1-й Тверской-Ямской улиц и Ленинградского проспекта (в 1968 г...
Алексей Шалаев – картина начала Кутузовского проспекта
Точное название картины довольно длинное "Красный октябрь, синий троллейбус. Новоарбатский мост. Старая Москва." Она написана на холсте маслом в 2016 году, но отражает другое, более раннее время. Это детские впечатления художника из советских времен. Москва, которой сейчас уже нет, а есть узнаваемые силуэты, например, силуэт высотки гостиница Украина, но уже в новом обрамлении. Название полотна говорит само за себя. Синий троллейбус (такие действительно ходили в те времена) на фоне красных знамен Первомая...
«Москва. Вид на Кремль от Софийской набережной» (также «Вид Московского Кремля») — картина русского художника Петра Верещагина, написанная в 1879 году. Нет, нет, не спешите думать, что вы знаете этого художника и его другие знаменитые картины! Пётр Верещагин — старший брат художника Василия Верещагина. Братьев часто путают, хотя стили и темы их работ совсем не похожи. Младший Василий любил историзм («Апофеоз войны», «Двери Тамерлана»), а старший Пётр писал пейзажи. Хранится полотно в Художественном музее в Ярославле. На картине запечатлен обновлённый Кремль после реконструкции набережной реки и строительства здания Большого Кремлёвского дворца, проект которого разработал архитектор Константин Тон. Чтобы оттенить и сделать более понятным исторический контекст, запечатленный на полотне, следом подгружены более поздние фотографии Кремля со стороны Софийской набережной и Большого Каменного моста, включая вид сверху. На своей картине Верещагин изобразил реальный вид на город с применением приёмов академической живописи. Строго переданы пропорции архитектуры и соблюдён закон перспективы: чем дальше предмет, тем меньше он выглядит на полотне. Петр запечатлел исторические обновления самого сердца Москвы, возможно, сам того не подозревая. Стены Кремля на полотне имеют свежую побелку в последний раз в истории. С 1880 года стены уже не белили, а после революции и не пытались возобновить эту традицию. На кремлевских башнях видны обновленные царские орлы. Их устанавливали с 17 века и меняли примерно раз в сто лет — последняя замена была в 1870 году. В 1935 году орлов с башен убрали и заменили звездами. Еще одна новинка — новый коллектор для Неглинки. Реку спрятали в трубу еще в 1819 году, а в 1860 году, устав от наводнений, обновили подземное русло. Доминанта картины — Большой Кремлевский дворец —был достроен в 1849 году. Кремлевская и Софийская набережные были обновлены в 1840 году. Во время реконструкции Кремлёвской набережной в наше время (в 2016 году) рисунок мощения крупными плитами светлого гранита был воспроизведён по картине Петра Верещагина «Москва. Вид на Кремль от Софийской набережной». #odinmirage #картина #Верещагин #Москва #Кремль #Софийская_набережная #Кремлевская_набережная
Картины Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова ««Отблеск заката» и «Сон божества» были написаны в 1904 году в Введенском около Звенигорода на западе Подмосковья. Темпера, холст. В.Э. Борисов-Мусатов (1870 — 1905) — русский живописец и рисовальщик, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Родился в Саратове в семье бывших крепостных. В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжёлую травму позвоночника, у него стал расти горб. Проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни. Общее образование Виктор получил в Саратовском I-ом Александро-Мариинском реальном училище. В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств. Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. В конце 1903 г. семья Борисова-Мусатова снимается с места (с 1898 года он проживал в Саратовской губернии) , и вот уже они под Москвой, в Подольске. Именно в этот период, после переезда из Саратова в Подмосковье Борисов-Мусатов гостил с семьёй в подмосковной усадьбе Введенское. В это же время там собралась большая художническая компания, близкая В.Э. Борисову-Мусатову. Во Введенском в 1904 году художник создал картину «Отблеск заката», а позже, работая над эскизами фресок к росписям особняка госпожи Дерожинской, в эскизе «Сон божества» использовал тот же пейзаж. Две дамы прогуливаются вместе в сюжетах обоих картин на фоне усадебного особняка наверху на холме. Только в первой картине дамы изображены со спины, как бы уходя к особняку, а на второй они идут от особняка к художнику, их лица видны. Сейчас Введенское ― село в Одинцовском районе Московской области, в трёх километрах на юго-восток от города Звенигород, рядом с конечной железнодорожной станцией звенигородской одноколейки. Место известно дворянской усадьбой «Введенское», которая занята санаторием «Звенигород», созданным еще в 1933 году (в настоящее время принадлежит московской мэрии). Вход на территорию санатория и, соответственно усадьбы, ограничен. История возникновения усадебного комплекса, каковым он дошел до наших дней, следующая. В конце XVIII в. император Павел I подарил Введенское Екатерине Николаевне Лопухиной (1763-1839), второй жене князя П.В. Лопухина. Екатерина Николаевна была мачехой фаворитки императора Павла, Анны Лопухиной. Её муж Пётр Васильевич Лопухин пригласил для строительства усадьбы во Введенском Николая Александровича Львова (1751-1804), выдающегося архитектора (хотя он не имел специального архитектурного образования), учёного и поэта, тайного советника, собирателя фольклора. Львов построил деревянный оштукатуренный дом, отличающийся благородством форм и флигеля (в советское время были надстроены переходы к флигелям, чем был нарушен силуэт дома). По его плану был разбит липовый парк и прорублена подъездная аллея. Уже после смерти архитектора по его же проекту была построена каменная, ныне существующая церковь Введения во храм Божией Матери. Фабриканту Василию Ивановичу Якунчикову усадьба принадлежала с 1827 по 1909 года. Скрипач-любитель, он собирал всю музыкальную Москву на свои домашние концерты и был в числе тех, кто субсидировал строительство Московской консерватории. Очень любила усадьбу его дочь известная художница М. В. Якунчикова. Зиму она проводила в городе, а летом приезжала сюда. Ряд картин был написан ей в окрестностях Введенского. Здесь у нее гостили и работали В. Э. Борисов-Мусатов, И. И. Левитан, бывали П. И. Чайковский, А. П. Чехов. #odinmirage #Западное_Подмосковье #Звенигород #Введенское #Борсиов-Мусатов #Русский_художник @odinmirage.ru
Картина Константина Юона. "Ночь. Тверской бульвар" написана в 1909 году. Бумага на картоне, акварель, белила, карандаш. Константин Федорович Юон (1875—1958) начал рисовать с восьми лет и быстро понял, что это и есть его призвание. В 1900 году Юон уже продает первую картину – «У Новодевичьего монастыря весной» – Третьяковской галерее. Дела молодого художника шли в гору: его пейзажи, в основном посвященные красотам родной Москвы и Подмосковья, полюбились ценителям живописи и быстро раскупались. Свою будущую жену Клавдию он встретил в конце 1890-х годов и счастливо прожил с ней более полувека, несмотря на сопротивление со стороны отца (Юоны считались обеспеченной семьей, Клавдия же была из простых крестьян). Знакомые говорили, что они понимали друг друга с полуслова. Один из товарищей Юона запомнил трогательную историю. Как-то раз они с Константином Федоровичем зашли к художнику домой, но обнаружили, что лифт в подъезде не работает. Юон тогда уже был пожилым человеком и испытывал немалые трудности, поднимаясь по лестнице. Однако, пришлось идти. На последней ступени художник остановился, чтобы отдышаться, и заметил стоящее рядом ведро. Ударив по нему ногой, он объяснил товарищу: «Клавдия Алексеевна будет волноваться, а звук от удара похож на скрежет дверей лифта. Пусть она думает, что мы приехали на лифте». Уже в квартире к гостю незаметно подошла супруга художника и вполголоса спросила, не слишком ли трудно Константину Федоровичу было подниматься по лестнице. В ответ на недоуменный взгляд она пояснила, что специально выставила на лестничную клетку ведро, чтобы супруг не думал, что заставил ее переживать. Что касается самой картины, то стоит отметить, что число живописных изображений Тверского бульвара гораздо меньше, чем описаний в литературе. Игрой света и тьмы акварель напоминает картины импрессионистов, писавших парижские бульвары и кафе с красивыми женщинами. Залитый светом электричества бульвар полон ночной жизни. Горят огни фонарей, манит прохожих заведение, где у входа как часовой стоит половой в белом. В книге «Москва в моем творчестве» Константин Юон назвал «Ночь на Тверском бульваре» ноктюрном, «с таинственными силуэтами фигур, выступающих на фоне рассыпавшегося звездой света от яркого фонаря кафе». За столиками завсегдатаи. Две пары молодых мужчин и женщин и две грациозные дамы в многоэтажных шляпках и длиннополых платьях по парижской моде доживают счастливые дни перед грядущими революциями. Добавим к этому описание вечернего Тверского бульвара того времени из книги А.Я. Гуревича "Москва в начале ХХ века". Заметки современника. «… Часам к 6-7 вечера состав публики на бульваре менялся. В деревянной ракушке-эстраде, стоявшей против Богословского переулка, рассаживался военный духовой оркестр под управлением бравого капельмейстера. Против эстрады устанавливались складные стулья, за пользование которыми взималась плата не то 3, не то 5 копеек, собираемая старичком сторожем с сумкой и билетиками, как у трамвайного кондуктора. Бульварные сторожа (их было несколько человек, следивших за чистотой и порядком) куда-то исчезали, зато появлялись городовые и дежурный околоточный надзиратель. Появлялось много молодых людей типа приказчиков с дешевыми металлическими тросточками и девушек типа модисток, портных и горничных. Начиналось завязывание знакомств. К этому же кругу тяготели гимназисты и реалисты из старших классов в лихо изломанных фуражках. … К вечеру картина такая. Темнеет. Зажигаются немногочисленные и неяркие фонари. Гремит полковая музыка. Солидная публика исчезла, разве несколько человек остались на стульях и слушают музыку. В небольшой будке поблизости раздается смех — это на силомере пробуют свою силу приказчики и над слабосильными смеются стоящие рядом девицы». Для лучшего совмещения современного и прошлого образов Тверского бульвара к посту кроме самой картины добавлены его исторические и современные фотографии. Напомним, что бульвар описан в первой книге «О Москве в стиле odinmirage», а глава о бульваре доступна в полном объеме на одноименном канале ДЗЕН.