Найти в Дзене
Родина

Родина

О моем родном крае
подборка · 14 материалов
281 читали · 6 месяцев назад
Андриян Григорьевич Николаев покоритель космоса
Андриан Григорьевич Николаев — третий космонавт Земли Ранние годы и путь к звездам Андриан Григорьевич Николаев родился 5 сентября 1929 года в деревне Шоршелы Чувашской АССР. С самого детства он мечтал о небе и звездах, проводя бессонные ночи, глядя на мерцающие огоньки на ночном небосклоне. Интерес к технике и науке привел его к важному решению — стать лётчиком, После школы перебрался к старшему брату в Мариинский Посад, поступил в лесотехникум. В 1947 году окончил Мариинско-Посадский лесотехнический техникум...
Легенда о происхождении деревни Алмандаево
🐻По легенде когда то очень давно охотился в наших краях охотник Алмантай. Имя его означает "знающий лучше всех" .  🐻 Охотился он на медведя, по чувашски "упа".  . 🐻Была его охота удачной.Собрался он с добычей домой но огляделся и увидел красоту этого места. Настолько ему понравилось место , что решил он тут поселиться...
Алмандаево
Алмандаево деревня в Чувашии.  Деревне Алмандаево в Мариинско-Посадском районе предположительно уже 500 лет.  В 1517-1525 годах австрийский исследователь ГербертШейн проехал по территории нынешнего Вурнарского района, при этом чертил карту. На данной карте указаны деревни Тойсы (нынешние Хирпоси).  Точно известно что Тойси основали переселенцы деревень Алмандаево (Маринско-посадский район), Салтыганово, Бигильдино (Цивильский район)...
ВЕРХНИЕ ИРХ-СИРМЫ по чувашски Тури Упакасси – деревня в Мариинско-Посадском р-не, Первочурашевского сельскогопоселения. Расстояние до Чебоксар 43 км, Историческое название – Верхний Тугас (Верхняя Ирх-Сирма). Ирх-Сирмы (Йĕрĕх çырми) Деревня Верхние Ирх-Сирма известна с 1897 года как околоток деревни Ирх-Сирма (ныне не существует) с 116 жителями. В 1926 году было учтено 29 дворов и 134 жителя, в 1939—107 жителей, в 1979 — 82. В 2002 году было 23 двора, в 2010 — 17 домохозяйств. В 1930 году образован колхоз «Малалла», в 2010 году действовал СХПК «Звезда» Постоянное население составляло 55 человек (чуваши 100 %) в 2002 году, 41 в 2010. Происхождение названия скорее всего Йерех -бог, ҫырма- речной овраг. Йерех у чувашей — бог правосудия, покровитель семьи и хозяйства. Его изображения в виде куколки, одетой в мужской или женский костюм, хранили в каждой чувашской семье и передавали по наследству по женской линии.  По логике получается что деревня названа в честь бога покровителя семьи Йерех, а ҫырма -добавили из за того что деревня находится рядом с речным орагом. В нашей округе есть -Синьял -Ирх-Сирмы, Нижние Ирх-Сирмы, Ирх-Сирмы-Кошки, Ирх-Сирмы- Ронги и собственно моя деревня Верхние Ирх-Сирмы. Самой деревни Ирх-Сирмы уже не существуют, к сожалению не смогла найти информацию где она находилась.
Обычаи и гадания на Сурхури. . 🐍Одним из самых забавных было девичье гадание «по овечьей ноге». Чтобы определить, каким будет суженый, девушки ночью отправлялись в хлев и наугад хватали одну из овец. В кромешной темноте животному на ноге завязывали ленту. Наутро девица смотрела, на какой овечке красуется её ленточка. Если овца была белого цвета, следовало ждать сватов от блондина. Если чёрного – означало, что в девушку влюблён брюнет. Если же овца была пегого цвета, это означало, что будущий супруг будет некрасивым. 🐍Из того что я помню , было перекидывание валенка через забор. Куда носок обуви укажет с той стороны и будет жених. Еще одно гадание из моей юности , тоже связано с перекидыванием предмета через забор. На этот раз кидали пояс, потом смотрели в какую букву он сложился. Соответственно на эту букву и начинается имя твоего суженого. 🐍Когда были мелкие , есть воспоминание о ряженых , но те ходили на Крещение.Но Сурхури как говорилось ранее празднуется не один день) Старшие ребята наряжались кто во что горазд и ходили по домам пели песни и исполняли частушки. Необходимо было их накормить и налить алкоголь, иначе в дом придут несчастья. Нам маленьким это было жутко интересно когда вся компания ряженых вываливалась с мороза в дом. Сложно было угадать кто есть кто, помню дядю угадала по бабушкиной шубке из овчины , и то не было 100% уверенности в том что это он.А после обязательно надо было идти окунаться , так как проруби у нас не было , я помню они ходили на родник умываться. А какие гадания из детства помните вы?
Новый год у Чувашей. 🧊 Наши предки Новый год отмечали, но не 1 января. А эта дата попадала на один из праздников годового цикла, связанного с движением солнца. 22 декабря, самый короткий день в году. В этот день чуваши надевали шубы шиворот-навыворот, дрова раскидывали, скамейки ломали — показывали буйство темных, разрушительных сил. 🧊25 декабря начинался праздник Сурхури — "овечья нога" дословный перевод. Он считался днем рождения солнца. С этого дня солнце идет на возрастание. На эту дату назначали дни рождения божеств. До 25-го декабря поминали усопших, а с этого момента отмечали праздник живых. Он длился семь дней — Зимнюю неделю или Кăшарни. 🧊1 января приходилось как раз на это время. Но это не Новый год. Новый год у древних чувашей сначала отмечался 21 марта, в день весеннего равноденствия. Но так как в это время в природе праздник еще не чувствуется — сыро, холодно, туманно, и снег еще лежит, чуваши стали отсчитывать неделю до 21 марта — кӗçӗн Çăварни, то есть «поворотная неделя». С этого момента и шел отсчет чувашского календаря. От этого дня отсчитывалось семь недель, и на возрастающую луну назначалась дата Нового года — Мăнкун или Великий день, который приходился на конец апреля — начало мая.