В 1960 году на калифорнийском курорте Скво-Вэлли прошли VIII Зимние Олимпийские игры. Программой развлечений для гостей руководил медиа-магнат Уолт Дисней. Привлекли его на фоне успеха развлекательного парка Disneyland, запущенного за 5 лет до этого. И Уолт решил создать собственный горнолыжный курорт. Идея родилась не на пустом месте. Дисней катался на лыжах и уже вкладывал деньги в развитие другого калифорнийского курорта, Sugar Bowl: там даже происходит действие мультфильма «Art of Skiing» с Гуфи. Для будущего курорта была выбрана долина Mineral King, а компания выиграла торги на её застройку в конце 1965 года. Поначалу новость поддержали все: губернатор штата, бизнес, горнолыжники и природоохранная организация Sierra Club. Последняя даже рекомендовала долину под строительство лыжного курорта в 1940-х. В разработку был запущен мастер-план, проведены пресс-конференции, Уолт Дисней лично летал в долину на осмотр района. Но всё пошло не так. В 1966 году умер Уолт Дисней, главный идеолог проекта. Ещё три года компании и штату пришлось ждать одобрения кредита от федерального правительства на постройку всесезонного шоссе – в долину вела дорога, которую заметало зимой. За это время мнение экологов из Sierra Club поменялось: им не понравился готовый мастер-план Mineral King, который предполагал пропускную способность 2 миллиона гостей в год. Слишком много, на их взгляд. Споры разгорелись из-за неясного статуса долины. Mineral King с трёх сторон окружена нацпарком «Секвойя», и долину когда-то выделили под перспективу добычи полезных ископаемых. Потому Sierra Club и рекомендовал её под лыжный курорт: лучше он, чем карьеры и шахты. Но в 1960-х речи о добыче уже не шло, а потому огромный всесезонный курорт сам по себе стал казаться злом. Пострадали бы и долина Mineral King, и примыкающие к ней территории нацпарка «Секвойя». Например, его землю зацепило бы всесезонное шоссе. Это привело к череде протестов и критических публикаций в прессе. Так, в журнале Skiing в конце 1960-х развернулась полемика: одни читатели настаивали на курорте, другие — на сохранении экологии долины. В 1969 году против Disney подали коллективный иск. Sierra Club проиграл дело в Верховном суде, но отсрочил застройку на три года. За это время бизнес и лыжные энтузиасты потеряли интерес к новому курорту, а потому общественное мнение о проекте стало почти единодушно негативным. Компании тоже досталось. У Disney на тот момент была репутация эко-френдли – во многом благодаря серии фильмов о дикой природе «True Life adventures». Громкий публичный скандал с застройкой знатно подпортил такой имидж. PR-провал налицо. Следом прилетел второй иск – уже не к корпорации, а в Лесную службу США, которая допустила выставление долины на торги под застройку. Это означало ещё пару лет тяжбы. А компания Disney в 1972 году сильно потратилась на строительство парка Disneyworld, одновременно с которым и должен был запускаться лыжный комплекс Mineral King. В итоге они просто махнули на свои планы рукой. В 1978 году долину Mineral King включили в состав Национального парка «Секвойя». Это поставило окончательный крест на застройке. И всё же неудавшийся горнолыжный курорт Уолта Диснея оставил след в истории. Дизайнеры Disney успели разработать собственную систему маркировки горнолыжных трасс в Mineral King. Они провели исследование, где анализировали реакцию лыжников на те или иные геометрические формы и цвета. Например, они установили, что простые трассы для новичков проще всего ассоциировать с кругом, не имеющим острых углов, и спокойным, мягким зелёным цветом. Эту систему взяла на вооружение Национальная ассоциация лыжных курортов, и внедрила её в США. Зелёный круг — трассы для новичков, синий квадрат — для продвинутых, чёрный ромб — для экспертов. Кстати, последний в английском варианте звучит как black diamond — отсюда и название компании, известной всем альпинистам. Но это – уже другая история.
4 месяца назад