Найти в Дзене
О ПРОФЕССИИ

О ПРОФЕССИИ

Рассказываю о том, о чём может рассказать только пианист и композитор. О профессии и искусстве.
подборка · 40 материалов
О концертной деятельности пианиста
📝 << В наше время (...) концертирующий пианист может и должен быть пропагандистом /музыкального искусства/, как и всякий другой художник (...). С. Рихтер* своими концертами не только доставляет удовольствие широкой публике, но и открывает ей новые горизонты, знакомит с малоизвестными превосходными сочинениями (...). В. Горовиц** говорил мне когда-то, что играет он на эстраде только то, что больше всего нравится публике, остальное он может играть дома. Один в конечном итоге идёт на поводу у публики, другой ведёт её за собой, учитывая в то же время её возможности и характер...
Можно ли научить сочинять музыку?
Этот вопрос был задан Александру Чайковскому на творческой встрече в Ростовской консерватории в рамках фестиваля «Прекрасен наш Союз». Александр Владимирович Чайковский – советский и российский композитор, профессор Московской консерватории, председатель Совета Союза композиторов России. Ответ оказался кратким: «Нет. Научить сочинять музыку, наверное, нельзя. На предмете «композиция» обучают тому, как соединять музыку . . . Я, конечно, могу написать за ученика, но я этого не делаю». Что это значит?...
Пианистка – «фигуристка», что общего? Или: что формирует зависимость от музыки у исполнителя 🎹
Заголовок может показаться странным, но уверяю дорогого читателя – заметка ей соответствует. Немного надоели статейные клише, поучительные пункты или обсуждение давно освещённых проблем и задач области музыкального исполнительства и не только. К этому всегда успеем вернуться. А что, если просто пропечатать свои мысли? Поговорить о том, что я чувствую прямо сейчас? Возможно, это может оказаться созвучным чьим-то интересам, взглядам. С детства я с особым трепетом смотрю выступления фигуристок. Внутри всё сжимается, когда вот, она стала в начальную позу – и начинается действо...
Состояние: идти за музыкой
Исполнение музыки. Создание музыки. Импровизация. Как это происходит? Что это... Музыка, которая внутри. Как она туда попадает, — наверно и не нужно знать, пытаться разгадать... Просто, идти за музыкой. Довериться ей, как своим чувствам. Научиться чувствовать. И не зависеть от своих чувств, позволяя им жить. Научиться выбирать, но не подавлять, не прятать их. Музыка идёт — а я за ней. Музыка стоит, нет музыки — и меня словно бы нет. Музыка, как способ быть. Путь к познанию этой жизни, себя, того, что не нужно объяснять...
2. Пианист не сможет стать концертирующим солистом-исполнителем, если:
Он не обладает выдающейся памятью. По крайней мере, хотя бы в некотором смысле этого понятия. Безусловно, музыкальную память возможно развивать, если активно с ней работать. Это отдельная тема. Но специфика памяти в целом на уровне врождённых возможностей конкретного индивида – может стать одним из определяющих факторов в карьере играющего пианиста. Речь о солистах, которые работают на сцене без нот (в отличие от концертмейстеров). Далее представлен фрагмент стенограммы воспоминаний студенческих лет Самуила Фейнберга, русского и советского пианиста, музыкального педагога и композитора...
Пианист не сможет стать концертирующим солистом-исполнителем, если он:
… если он не стал пианистом. Здесь можно закончить. Однако, я постараюсь уточнить. В этой части статьи поясню, что отсутствие сценической направленности в сфере деятельности дипломированного музыканта, это не фатально для музыкальной профессии, а иногда напротив – открывает другие возможности проф. реализации. А также перечислю основные причины, обуславливающие минимальную возможность становления сольным концертирующим пианистом, или же и вовсе её отсутствие. Во второй части (ссылка в конце публикации) конкретнее разберу эти несколько индивидуальных, не внешних условия...