Найти в Дзене
История и рядом

История и рядом

Размышлизмы и недоумения о прошлом, далёком и не очень.
подборка · 51 материал
Битва при Ла Марфе или как за кувшин воды прогадить Францию
Как-то раз я уже рассказывал вам про персонажа, который лишился короны курфюрста из-за двух отобранных у колхозника лошадей. Сегодня речь пойдёт о ещё более талантливом парне. Он попил водички и потерял французскую корону. Итак, знакомьтесь – Луи Бурбон, граф Суассон, принц крови и троюродный брат короля Франции Людовика XIII. Тут надо сразу одну вещь понять про эпоху всех вот этих вот мушкетёров-кардиналов-заговорщиков: аристократия, которая интриговала против короля и кардинала, она ни то, чтобы очень боролась за власть, деньги и влияние...
Безумие
Третий день меня не отпускает Фолия Вивальди. Стоит на повторе и останавливается только, когда вынужден отвечать коллегам или клиентам. А интернет подсовывает всё новые варианты исполнения: клавесин и блок-флейты, орган, клавесин и виола да гамба, клавесин и смычковое трио... С кастаньетами и без. Только валторны соло не хватает)) И да, она такая. Страстная, порывистая и непокорная, нежная. Появилась фолия как танец в Португалии на исходе средневековья, оттуда перебралась в Испанию. Плясали её на улицах и площадях...
Когда заходит речь об эпохе Великих географических открытий, то на память приходит галерея портретов и образов. Неутомимый и ошибающийся Колумб, неудачник Магеллан, хвастун и авантюрист Дрейк, Кук с его сомнительной смертью и несокрушимые в своей решимости Лазарев и Беллинсгаузен. Трюмы, забитые чернокожими невольниками, и ужас Лошадиных широт, где корабли попадали в штиль, и умерших от жажды коней выбрасывали за борт. Ермак Тимофеевич, Кортес и Писсаро со товарищи, которые с горсткой ватажников сокрушали великие царства. Набитые американским золотом галеоны и Эдвард Тич Чёрная борода. Легенды о Летучем голландце и Дейви Джонсе. Поиски государства пресвитера Иоанна и Святого Фомы в Западных и Восточных Индиях, наконец. И много чего ещё. Однако в этом великолепном ряду теряется фигура человека, предопределившего эпоху длинной в 400 лет. Вряд ли кто-то вспомнит про Энрике Мореплавателя. Он и морских путешествий-то не совершал. А дело было так... Начало XV века. Королевство Португалия – историческая случайность на самом краю христианской ойкумены. Варварская окраина Европы. С востока – набирающая силы в ходе Реконкисты Кастилия, с запада – Атлантика, с юга – арабы. С ними перманентная экзистенциальная война. Ни торговли, ни исторических перспектив. Но умный человек всегда найдёт выход. В 1415 году во исполнение воли покойной матери Филиппы Ланкастерской принц Энрике захватывает марокканскую крепость Сеута. Инфант проявил личную храбрость в бою, получил ранение и был возведён в рыцари. Твердыня стала ключом к морской экспансии. Ведь арабов же можно обойти по морю: обогнуть враждебный берег Северной Африки и там, за Сахарой, искать выгоды и торговли. И даже морского пути в Индии. Энрике энергично принимается за осуществление этого плана. В Сагрише была основана обсерватория, затем навигацкая школа. Активно приглашались на службу картографы и корабелы. Принц финансировал торговые и исследовательские экспедиции, создание форпостов и факторий на новых землях. Воды южнее Сахары считались непригодными для плавания: солнце, сжигающее суда, и морские гады. Но португальцы создали каравеллу с латинскими парусами. Эти быстрые маневренные кораблики могли ходить против ветра и проникать в русла рек. Были открыты острова Мадейра, Канарские, Азорские и Зелёного мыса. Когда экспедиции достигли Гвинейского залива, то все инвестиции оправдались: началась торговля золотом, слоновой костью и рабами, которая всё окупила. Так было положено начало становлению первой океанической державы и целой эпохе. Человек с окраины миры определил её лицо, хотя по морю он ходил один раз и только до Сеуты. А это просто меня в седло занесло)
Про древнегреческую мифологию. Переслушивал тут лекции любимого литературоведа и наткнулся на такую мысль: как всё красиво и сообразно в античной мифологии. Всё на своём месте, как в комнате хорошего ребёнка. Скандинавская мифология жестокая, а кельтская абсурдная. Спутано там и непонятно. Да, яркий образ и как будто бы так и обстоит. Но так, да не так. Античная культура окружает нас с самого детства: фильмы, сериалы, книжки с цветными картинками и мультфильмы. Поэтому эстетика античности нам так близка. Есть и ещё один момент. За древними греками этнографы не бегали, собирая сказания. Все основные сюжеты дошли до нас уже в литературном изложении античных авторов. А потом их для нас прочитал, обработал и пересказал Кун. Так что в этой красоте и сообразности нет ничего удивительного. Работали профессионалы. А на картинке вполне себе античный сюжет – козлодрака😆😆😆