Найти в Дзене
Посты

Посты

Фото и краткое описание интересных объектов
подборка · 196 материалов
11 месяцев назад
Городище Лбище 1982 г. Фотоснимки были сделаны фотокорреспондентом газеты Куйбышевского госуниверситета «Университетская жизнь» Татьяной Норейко в последний день работы экспедиции. На одной из фото (с лопатами) на заднем плане видно как Г.И. Матвеева руководит погрузкой оборудования в грузовую машину. Фото на раскопе – постановочные (к тому моменту оставалось только засыпать его). На фотографиях участники экспедиции, студенты и школьники Марина Шитова (спасибо ей за предоставленные фото из ее личного архива), Елена Ковалева, Ольга Зубова, Михаил Орехов, Александр Набоков, Александр Курочкин, Светлана Сомова и другие. Подробнее в нашей монографии Богачев А.В., Кузнецов А.В., Хохлов А.А. Венеды: индоевропейский контекст. Самара, 2022.
11 месяцев назад
История России XX века дает нам показательные примеры резкого повсеместного насильственного слома тысячелетних (в том числе и погребальных) традиций и их удивительного возрождения. После революции 1917 года по всей стране, как и в древнем Египте, поставили монументальные скульптуры вождя. Подробнее в нашей монографии Богачев А.В., Кузнецов А.В., Хохлов А.А. Венеды: индоевропейский контекст. Самара, 2022.
11 месяцев назад
История России XX века дает нам показательные примеры резкого повсеместного насильственного слома тысячелетних (в том числе и погребальных) традиций и их удивительного возрождения. После революции 1917 года на городских кладбищах вместо христианских крестов и мусульманских стел над могилами стали устанавливать уменьшенные копии египетских обелисков. Подробнее в нашей монографии Богачев А.В., Кузнецов А.В., Хохлов А.А. Венеды: индоевропейский контекст. Самара, 2022.
11 месяцев назад
История России XX века дает нам показательные примеры резкого повсеместного насильственного слома тысячелетних (в том числе и погребальных) традиций и их удивительного возрождения. События революции 1917 года и борьба Советской власти с религиозной верой привели, в частности, к тому, что «многие традиционные церковные обряды и обычаи подменялись новыми противоположными по содержанию акциями. Большевики рубили традиционную культуру под самый корень. Общероссийская кампания по изъятию и поруганию мощей святых закончилась легализацией «мощей» Ленина – в Мавзолее. У Кремлевской стены формировался пантеон новых «святых» – пламенных революционеров» (Захарова, 2013. С. 129-130). Действительно, на Красной площади был возведен мавзолей – фактически уменьшенная копия ступенчатой пирамиды фараона Джосера, в которую в саркофаге была положена мумия правителя. Даже Кремлевский Дворец съездов Коммунистической партии Советского союза своими внешними очертаниями был уподоблен дворцу египетской царицы Хатшепсут (илл. 68). Подробнее в нашей монографии Богачев А.В., Кузнецов А.В., Хохлов А.А. Венеды: индоевропейский контекст. Самара, 2022.
11 месяцев назад
Овраг в представлении чувашей-язычников – некая, разделяющая (и одновременно – соединяющая) миры линия. Через овраг, из поленьев строился символический временный мост, который в с. Старое Афонькино называется Шинават (илл. 67). Согласно обычаю, по нему умерший (а на сороковой день – юпа) переносится из деревни (мира живых) на кладбище (мир мертвых). Заметим, что, по мнению современных исследователей «идея моста через овраг в чувашской мифологии тесно связана с древнеиранской традицией погребения усопших» (Лепешкина, 2011. С. 258). Действительно в представлениях зороастрийцев есть мост Чинват (Дорошенко, 1982. С. 56). Под стопой грешника Чинват становиться узким «как лезвие бритвы», праведнику кажется шириной «в девять копий или двадцать семь стрел» (Мифологический словарь, 1990. С. 597). Подробнее в нашей монографии Богачев А.В., Кузнецов А.В., Хохлов А.А. Венеды: индоевропейский контекст. Самара, 2022. Нашей исследовательской группе в селе Старое Афонькино удалось увидеть и зафиксировать на пленку остатки самого моста через овраг и столы со стульчиками для покойников на другой стороне оврага. Картина полностью соответствует описаниям исследователей: «Мост строили из 3-5 коротких круглых бревен, расколотых пополам. Их перебрасывают через овражек в неглубоком месте, обычно у самого русла. Для вида и ради безопасности устраивают и перила, вбив по четырем углам палки и соединив их концы палками подлиннее. Рядом, чуть повыше от моста, зажигают костер. В качестве основного средства используют солому с телеги, на что исследователям следует обратить особое внимание. Тут же устраивают стол и стул, предназначенные опять только для покойника. Эти примитивные средства непременно на одних ножках, острые концы которых вбивают в землю. Туда же вешают полотенце, чтобы умерший мог вытереться после еды. Установив стол и стул, начинают обряд хывни — угощение покойника кусочками принесенной еды» (Салмин, 2003. С.102—105). В некоторых древних текстах этот мост называется словом «Чандвар», которое переводится как «качающаяся дорога»: «мост Чандвар, к которому приходят все – и праведный и грешный» (Зороастрийские тексты, 1997. С. 84-88). .
11 месяцев назад
Старейшина языческой общины села Петр Тухтаманович Альмендеев (илл. 66) по просьбам своей односельчанки участницы экспедиции Н.П. Осиповой, а так же, сопровождавшего нашу группу, представителя поселковой администрации, с неохотой, но все же, согласился показать нам овраг, где у священного дерева Кереметь (большая раскидистая ива) чуваши-язычники проводят свои обряды. Подробнее в нашей монографии Богачев А.В., Кузнецов А.В., Хохлов А.А. Венеды: индоевропейский контекст. Самара, 2022.