Найти в Дзене
Артист и человек

Артист и человек

Здесь собраны биографические статьи, в которых я рассказываю о жизненном и творческом пути С.Я. Лемешева.
подборка · 30 материалов
7 сентября 1931 года Сергей Лемешев впервые ступил на сцену Большого театра в роли, которой суждено было стать знаковой в его творческой судьбе. В этот вечер он с большим успехом спел партию Владимира Ленского в опере П.И. Чайковского "Евгений Онегин". Партнерами Сергея Яковлевича в том, первом для него, московском " Онегине" были яркие и талантливые артисты: Евгений -Пантелеймон Норцов, Татьяна - Мария Баратова, Ольга - Бронислава Златогорова. Мог ли подумать счастливый молодой тенор, совсем недавно влившийся в труппу главного оперного театра страны, что через 34 года он выйдет, под бешеные аплодисменты влюбленной в него публики, на ту же сцену в образе вечно юного поэта в пятисотый раз, замкнув тем самым круг своей блистательной сорокалетней оперной карьеры? И что арией Ленского "Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?", исполненной в 501-й раз в год своего 70-летия, он распрощается со своим любимым героем? Дата 7 сентября всегда оставалась дорогой памятной вехой в личном календаре Лемешева. В этот день в его московской квартире на улице Горького собирался тесный кружок преданных поклонниц и друзей Сергея Яковлевича. Накрывался праздничный стол, который украшала бутылка самого дорогого коньяка, понимались тосты, велись задушевные беседы, лились воспоминания... И звучали старые патефонные пластинки, на которых молодой Сергей Лемешев - Ленский признавался в любви своей ветреной Ольге. Давайте и мы с вами сегодня послушаем эту бессмертную арию в исполнении лучшего Ленского Большого театра. Ссылка на видео: rutube.ru/...=wd
Лемешев-педагог. Мысли об оперном театре и советы молодым певцам.
Из записных книжек С.Я. Лемешева. Сергей Яковлевич Лемешев всегда был очень благожелателен к молодым певцам, стремившимся постичь сложное искусство оперы. Зная по собственному опыту, настолько важно в самом начале певческой карьеры встретить на своем пути знающих и неравнодушных педагогов и стремясь передать свой опыт молодежи, в 1959 -1961 годах Лемешев берет на себя руководство Оперной студией при Московской Консерватории. Автор статьи, посвященной студии "Здесь рождается мастерство", опубликованной...
Страдающий романтик Вертер - последняя роль Лемешева на оперной сцене
Ещё до войны Лемешев включал в свой концертный репертуар изумительную "Арию Вертера" из одноименной оперы Ж. Массне. В свое время ее очень проникновенно исполнял великий Собинов, кумир Сергея Яковлевича. Певец неоднократно записывал арию "О не буди меня,дыхание весны..." на пластинки. Он всегда мечтал сыграть возвышенный образ героя Гёте на сцене, однако эта камерная опера уже не входила в то время в репертуар Большого театра. В голове продолжали звучать слова его консерваторского наставника , профессора Назария Райского: "Серёжа, пой Вертера, пока молодой"...
В 1950 г. Лемешев получает звание Народного Артиста СССР. Это был уникальный случай, когда Заслуженный артист РСФСР, минуя следующую ступень –Народного артиста РСФСР, сразу удостоился самого высокого для деятеля культуры, звания. Это произошло из-за огромного отклика народа на выступления Сергея Яковлевича в театре, на радио и его гастроли по отдаленным областям страны. Особую роль сыграла здесь гастрольная поездка Лемешева и др. артистов Большого Театра в Таловский район Воронежской области, над колхозами которого, по практике того времени, коллектив театра принял шефство. Столичных артистов везде встречали торжественно, с оркестрами, с хлебом-солью, но самая большая порция народный любви всегда доставалась Лемешеву. Колхозники, которым не удалось попасть на его концерты, просили, чтобы им хотя бы издалека, хотя бы во время проезда гостей через их село, но показали "живого Лемешева". И певец, никогда не отделявший себя от своего народа, всегда шёл на встречу пожеланиям простых людей. В одном маленьком селе из толпы, окружившей сани с артистами, вперед выступила строгая старушка. Долго вглядывалась она в лицо Сергея Яковлевича, а затем перекрестила его, отвесила низкий поклон и сказала: "Дай Бог тебе, сынок, здоровья,живи, живи на своей родной земле!" Лемешев всегда самоотверженно служил своим искусством людям, не берег себя. Даже высокая температура, поднявшаяся у певца перед последним концертом, не смогла помешать его выступлению. Публика приветствовала артиста стоя...
ПОСЛЕДНИЙ БРАК СЕРГЕЯ ЛЕМЕШЕВА. В 1948-1950 гг. Лемешев, у которого продолжался кризис отношений с женой Ириной Масленниковой, стал часто гастролировать в Ленинграде. В Малом оперном театре (МАЛЕГОТ) он выступал в «Евгении Онегине», «Риголетто» «Севильском цирюльнике», «Ромео и Джульетте». Только в 1950 г. он спел 21 там спектакль. В качестве режиссера он с большим успехом поставил на сцене МАЛЕГОТ «Травиату». В 1948 г. на репетиции «Евгения Онегина» Лемешев познакомился с «Татьяной» - талантливой певицей Верой Николаевной Кудрявцевой (1911-2009). Правда, сначала он увлекся ее подругой - примой МАЛЕГОТа Татьяной Лавровой, но женщина отвергла его ухаживания - она была замужем. Лаврова и Лемешев остались просто друзьями. И в жизни Сергея Яковлевича повторилась та же история, которая случалась с ним прежде: он переключился на подругу Татьяны - Веру Кудрявцеву. Кудрявцева тоже была на тот момент не свободна - ее супругом был солист того же театра тенор Михаил Довенман, они воспитывали сына, но Веру Николаевну это не остановило. Имя Лемешева подействовало на нее магически. «Между нами сразу пробежала какая-то искра, - вспоминала Вера Николаевна. – Я слушала за кулисами с повышенным вниманием его партию. О том, что он слушает меня, сидя на стуле за кулисами, я не знала. Мне об этом сказали…» Она без колебаний приняла предложение Сергея Яковлевича стать его спутницей жизни и переехать в Москву. При этом певица лишилась уже готовившегося для неё звания Заслуженной артистки РСФСР. Возникли сложности и с переменой места работы - у Веры Николаевны был обширный репертуар в МАЛЕГОТе, а вот в Москве с работой возникли сложности, поэтому несколько лет ей приходилось разрываться между столицей и Ленинградом, куда она ездила вступать в спектаклях. Хотя Кудрявцева лелеяла мечту о сцене Большого театра, солисткой его она так и на стала - на прослушивании, которое ей организовал Лемешев, главный дирижер театра А. Мелик-Пашаев, не впечатлённый ее голосом , просто встал и вышел из зала. В конце концов, Лемешеву пришлось обратиться в высокие инстанции к партийному чиновнику, который курировал в то время вопросы культуры и Веру Николаевну перевели в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. С 1955 по 1968 гг. В.Н. Кудрявцева - солистка этого театра, а также постоянная партнерша Лемешева по камерным концертам в Москве и Ленинграде. В 1960 г. они вместе снялись в телевизионном фильме-опере "Дубровский". Постепенно наладился их семейный быт. Лемешев и Кудрявцева, в начале своих отношений вынужденно жившие у друзей (Сергей Яковлевич, по своему обыкновению, оставил свою обустроенную квартиру бывшей супруге Ирине Масленниковой. Скоро туда вселился ее новый муж - режиссер Большого театра Борис Покровский), теперь обставляли новую кооперативную квартиру по ул. Горького 25/9. Для этого Лемешеву приходилось совершать много гастрольных поездок по стране, зачастую в тяжелых условиях, что негативно отражалось на здоровье певца. Казалось, что в этих отношениях Сергей Яковлевич наконец-то нашёл покой, взаимопонимание и гармонию. Но многие близкие к Лемешеву люди считали это впечатление обманчивым. Жизнь Лемешева с Кудрявцевой длилась 27 лет, но далеко не все эти годы были безоблачны. После первых счастливых лет, когда с помощью Веры Николаевны певец сумел залечить душевные раны, побороть излишнее пристрастие к алкоголю и "войти в режим", наступили годы охлаждения. На вопрос друзей о своей семейной жизни Сергей Яковлевич отвечал тогда: "Вы знаете, где находится Большой Театр и где театр имени Станиславского? Вот так и мы с Верой". Только в 1972 г. Лемешев оформил свои отношения с Кудрявцевой официально (фамилию супруга Вера Николаевна присоединила к своей уже после его кончины).  Но тяжелый инфаркт, поразивший Лемешева в апреле 1968 года, парадоксальным образом сблизил его с Верой Николаевной, которая была вынуждена уйти из театра и все силы отдать на поддержание здоровья Сергея Яковлевича. Под ее опекой он провел свои последние годы. Овдовев в 1977 году, остаток жизни В.Н. Кудрявцева посвятила памяти своего великого мужа.