Солнце, огонь и меч: кому посвящались ритуальные костры скифов? Чтобы мы знали о могучих скифах, если бы не древние античные историки, старательно записавшие сведения об этом союзе племён, некогда контролировавших всю евразийскую степь? Записи, безусловно, дополняются археологическими находками и интерпретацией произведений искусства. Но основные знания научный мир всё-таки черпает из книг Геродота и Страбона. Эти же почтенные мужи донесли до потомков основы религии скифов. По правде говоря, собственно религии в классическом виде у этих народов не было. В отличие, скажем, от эллинов или иудеев того же периода. И тем не менее, верования были, и божества, и устоявшиеся традиции, ритуальные обряды. Большинство учёных убеждены, что у скифов был небольшой пантеон богов, называемый «семибожие», характерный для многих индоевропейских (арийских) народов. Геродот прямо утверждал: «У скифов не в обычае воздвигать кумиры, алтари и храмы богам». Но были святилища. Именно этот непростой вопрос в свете знаний современной археологии и взялись изучить исследователи РГГУ, проанализировав информацию, связанную со степными святилищами скифов и сарматов, созданными с VI века до н. э. по IV век н. э. Они обратили внимание, что обычно изучают могилы скифов и сарматов, не обращая внимание на святилища. Степные ритуальные комплексы представляют собой круглые курганы, окружены рвами и валами для отделения от мира живых (или мёртвых, если расположены на местах захоронений). По понятным причинам, святилища очень заметны на местности, часто они располагались либо на холмах, либо в излучинах рек и нередко имели довольно большие размеры — до 300 м в диаметре. В центре комплекса могли быть холм, жертвенник из камня из группы камней, яма для огненных ритуалов. Огонь символизировал и солнце, и очаг, а следовательно предков и, по верованиям скифов, имел очистительную силу. Вспомнили ли вы об очистительных кострах «монголов», через которые нужно было пройти для «очищения» перед визитом к хану Орды? Есть, по мнению учёных, и другие схожие ритуалы. Можно без преувеличения написать, что главным предметом почитания у скифов считается меч, как олицетворение бога войны Арея (Ареса). Это имя, которое воспроизвёл Геродот по аналогии с греческим пантеоном, как скифы сами называли своего бога, он, к сожалению, не записал. Воткнутый в землю остриём меч также может быть вам известен по легенде о короле Артуре, куда он, скорее всего, попал из мифов алан, входивших в скифский союз племён. В ритуальные костры, посвящённые богу войны, приносились обильные жертвоприношения посудой, скотом и даже пленными. Эти страшные обряды также донесли до нас вездесущие античные историки. И они имеют общие черты с обрядами «монголов». Где монголы, а где скифы, интересно, правда? Можно вспомнить и чаши из черепов, плащи из скальпов поверженных врагов, почёт воинов, имеющих на своём счету убитых врагов и многое другое. Есть также смысл вспомнить, что по сведениям арабских путешественников, древние русы особо почитали меч, встречая с ним жизнь и уходя из неё вместе с личным оружием. Между тем, Страбон утверждает, что массагеты поклонялись только солнцу, принося в жертву лошадей. На мой взгляд, нашим учёным в этой части работы непочатый край. Ясно видно, что верования и ритуалы многих евразийских народов, в том числе славян, в значительной степени сходны. Это ли не свидетельство их общей истории и культуры? Из этого многое может следовать, если иметь желание видеть и волю идти против течения, будем надеяться, что так оно и будет. Рекомендую к прочтению по теме материалы: Меч короля Артура - у кого англичане украли сюжет? / Найдены редкие обрядовые места ранних славян / Откуда у индейцев традиция снимать скальпы? / Где жили первые всадники? / Хозяева степи. Легенды и мифы о Великой Скифии. Копирование только с указанием автора и ссылкой на сайт: Великая Евразия. Каталог моего канала в Яндекс Дзен: Добро пожаловать или посторонним В. Рекомендую вам мои книги: «Скифы — белые кочевники Евразии» /«Тайны древнего мира» / «Интересная археология. Артефакты, меняющие историю».
1 месяц назад