Найти в Дзене
Труды крестьянские

Труды крестьянские

Как трудились наши крестьяне, как добывали хлеб в поте лица своего.
подборка · 16 материалов
2 года назад
БЫТ КРЕСТЬЯН: РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В СЕМЕЙСТВЕ
Всякая семеюшка на Руси бескрайней хранила завет седой старины: без труда нет добра, хлеб даром не даётся да хороша вера у дела. За труды-заботы-хлопоты насущные в семействе завсегда держал ответ пред Богом его голова - большак. На могутных* плечах большака да воедино с ним всех взростных* мужичков-домочадцев - то бишь с сыновей да неотделённых братцев - лежит самый притужный* полевой, лесной и всяк другой тягой* труд, что требует дюжей силушки мужеской да седьмого пота. С работой попроще - той, что по дому, в огороде иль на пажити* - справлялась женская пола* семейства...
139 читали · 2 года назад
БЫТ КРЕСТЬЯН: СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЛИ БАТРАКИ
Всех работ не переработаешь, однакось без дела жить - токмо небо коптить. Вот и ходит мужик в батраки-работники, в чужие люди, коли нужда толкает. Наёмные страдники бывали годовые - те, что спину гнули по году, да бывали летние - те, что батрачили о летнюю пору. По заведённому обиходу крестьяне присматривали себе в наём тяжателей* на базарах-ярманках недалёче от трактиров и харчевен. Как токмо в деловом разговорце о сроке да хабаре* сговорятся, так идут в трактир закрепить согласие косушкой*, другой, третьей магарыча...
3 года назад
БЫТ КРЕСТЬЯН: КТО ТАКИЕ ПРОСОЛЫ И КРАСНОРЯДЦЫ
“Продал - прожил, купил - нажил”, - краснобаили* наши деды да прадеды. Без негоции* на посельщине никуда - и тамо, где у мужичков барыш водился, и в нужливых* деревеньках, где голопятые мужички от долгов бегали. Купчишки ушлые в больших городах о сём ведали. Оттудава и пошёл обиход торыжничать* пешим людом. В седую годину пришлый торгаш самолично приходил ко двору и разлаживал товар на рассмотрение. Простецкий разносчик предлагал на продачу* всяко барахло - булавки, иголки, нитки, тряпицы, платочки, подшальнички* и прочую рухлядь...
3 года назад
ПОМИН ЛОДОК БЕЛОЗЕРОК
Из-за сильных ветров волна на Белом озере - затяжная, а из-за мелководья - высокая и крутая. Она легко поднимает со дна ил и песок с мелкими камнями, оттого становится тяжёлой и разрушительной. Поморский карбас или онежская сойма здесь не ходоки. Испокон веков на этих берегах строили широкие развалистые осиновые лодки особой формы с определенной высотой бортов. Только они могли достойно выдержать суровый нрав мелководного Белоозера. Эти лодки так и называли: "белозерки". Не исключено, что на них...
1464 читали · 3 года назад
БЫТ КРЕСТЬЯН: КТО И КАК В ИЗБЕ МЫЛ ПОЛ
"Жить в бедности не стыдно, а в грязи – позорно", - сказывала старина наша посельская седая-приснопамятная. А стало быть, ежели чистота и порядок в избе есть, то и хозяину завсегда честь. Чистоту и порядок в избе улаживали бабы, а послушание мыть пол в покоях* и сенях водилось за девками-невестами. Ежели таковых в семье не бывало, то сия обуза доставалась невестка. Коли не было невестки, за дело бралась сама большуха*. На новгородской посельщине бабы плескали на пол горячую воду и сыпали песок. Засим...
182 читали · 3 года назад
БЫТ КРЕСТЬЯН: КТО ЗАВЕДОВАЛ ОГОРОДОМ В РУССКОЙ ДЕРЕВНЕ
Для чего огород городить, коли капусты не садить? Многажды где на светлорусских просторах такой вопрос водился, но токмо не в Сольвычегодском уезде Вологодчины. На той широкой стороне при батюшке-государе Александре III загороду ставили не для капусты, а всё больше для картофеля, лучка, свеклы, редьки да испоредь* для морковки. В ту пору тамошний крестьянин наживал картофелю до шести мешков каждогодно. На большое семейство сие бывало в недохват. Копать его зачинали с Успеньева дня (28 августа по-новому)...