Найти в Дзене
Фантастический хронограф "Интересной фантастики"

Фантастический хронограф "Интересной фантастики"

Посты и статьи про интересные даты, связанные с научной фантастикой и фэнтези.
подборка · 20 материалов
374 читали · 1 месяц назад
О фантастических археологах. Про инопланетную археологию, палеконтакт и прочую научно-фантастическую древность
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня, 15 августа отмечают свой профессиональный праздник ученые, изучающие прошлое, по оставшейся нам от предков материальной культуре. Кто в детстве не зачитывался познавательными книжками о раскопавшем Трою Генрихе Шлимане, открывшем Критскую цивилизацию Артуре Эвансе, первом прочитавшем дренеегипетские иероглифы Жан-Франсуа Шампольоне?! В далекие уже советские времена, в библиотеках, в нагрузку к фантастике, детективам и приключенческим книжкам, всегда добавляли что-нибудь научно-популярное: журналы, брошюры, книжки...
165 читали · 1 месяц назад
Фантастический хронограф: 3 августа 1904 г. родился Клиффорд Саймак. Обзор десяти книг фантаста
Здравствуйте, уважаемые читатели. Решил наполнить старую рубрику «Фантастический хронограф», посвященную датам, связанным с научной фантастикой и фэнтези. Повод более, чем убедительный: 3 августа 1904 г. родился один из творцов и столпов современной научной фантастики Клиффорд Саймак. Можно почтить память великого гуманиста НФ очередной статьей про его жизненный и творческий путь. Их много в сети. Только смысла особого не вижу: читатели и так легко могут найти материал о Саймаке, если возникнет необходимость...
936 читали · 2 года назад
Фантастический хронограф. Всемирный день контакта В рубрике "Хронограф" сегодня говорим о фантастической дате, выпадающей на 15 марта. Называется она "Всемирным днем контакта", а ее первое упоминание состоялось в 1953 году, когда организация с тенденциозным названием "Международное бюро летающих тарелок" опубликовало призыв ко всем своим участникам. Им предлагалось обратиться посредством телепатии к экипажам инопланетных космических кораблей для установления контакта. Главной целью такого обращения являлось не только приглашение инопланетных космонавтов к общению и знакомству с землянами, но и побуждение их к решению насущных проблем землян, с которыми сами они справиться не могут. Конечно, по сегодняшним меркам такая дата, как и сообщество Международного бюро летающих тарелок, воспринимается даже не с ухмылкой, а с легким недоумением. Ее основатель, американец Альберт Бендер был с юных лет человеком эксцентричным, увлекающимся странными хобби. Вполне естественно, что на волне моды на летающие блюдца, начавшейся в конце сороковых годов, он тоже приобщился к этому делу. Кстати, инопланетяне таки вынудили Альберта закрыть Международное бюро. Вот так явились к нему и угрожали, мол не надо лезть в дела внедренцев из глубин космоса. Ну и что нам до блажи разных чудаков, живших где-то за океаном?! Тем более, что спустя семь десятков лет их "коллеги" по конспирологии уже обсуждают не сокрытие правительствами следов НЛО, а заговоры историков, Аркаим, Гиперборею, "глобальную катастрофу" 19-го века и другие хм... проявления буйной человеческой фантазии. Начнем с того, что просто люблю искать разного рода необычные даты, связанные с научной фантастикой и фэнтези. Пусть даже в такой форме: замешанной на конспирологических гипотезах и обязательном заговоре сильных мира сего, утаивающих от простых смертных всякое такое - космическое. Если говорить о заокеанском адресе данной истории, то есть логичное объяснение и здесь. Если бы мы говорили о высокой кухне и моде, то упоминание Франции бы никого не удивило. Боевые единоборства, так или иначе, связаны с Дальним Востоком (Таиланд, Китай, Япония и др.). Без Канады нет хоккея. Это главная хоккейная географическая точка планеты. Ну а фантастика (научная фантастика и фэнтези) неразрывно связана со Штатами. Так уж случилось. У нас есть Стругацкие, у поляков - Лем, французы гордятся Карсаком и Ж. Верном, ну а англосаксонская фантастика породила десятки выдающихся авторов, не забываем также и кинофантастику. Кстати, упоминаемый выше Альберт Бендер также внес свою лепту. Именно с его подачи появился прообраз "людей в черных". Тех самых, что пришли и заставили его закрыть Бюро НЛО. Затем тема черных людей получила продолжение в комиксах, а уже на рубеже веков появились фильмы с Уиллом Смитом и Томми Ли Джонсом. Ну а еще, День контакта послужил основой для нескольких рок - баллад. Особую популярность получил трек в исполнении канадской группы «The Carpenters» 1976 года. Попробую найти его в аудиоформате или видеоклипе, и прикрепить в группе "Интересная фантастика" в ВК и на одноименном телеграмм - канале. Наконец, временной аспект. Средина прошлого века знаменовалась интересом к космосу, дальнейшему прогрессу человечества, контакту с инопланетным разумом и др. Казалось, что вот немного и если не нас, то наших детей, ждут иные миры (кстати, дети ведь это мы, наше поколение). Получилось несколько иначе. Будем надеяться, что пауза человечества на пути в космические дали будет небольшой. Потому и интересно посмотреть на недавнее прошлое, мечты и моды того времени. Само собой, в ракурсе "Интересной фантастики": всего связанного с НФ и фэнтези. На этом, по данной теме у меня все. С Днем контакта вас, друзья. Желаю всем достижения взаимопонимания, обмена знаниями и идеями со всеми разумами и индивидами на вашем жизненном пути. Кстати, совсем в тему будет сегодня просмотр атмосферной советской психоделики - мульта "Контакт" реж. В. Тарасова (1978). Пожалуй, его тоже прикреплю в соц. сетях Интересной фантастики.
965 читали · 2 года назад
Фантастический хронограф. Первая премия "Небьюла" 11 марта 1966 года состоялось первое вручение Премии в области научно-фантастической и фэнтезийной литературы "Небьюла", одной из двух важнейших премий американской фантастики. Само собой, данное событие вписывается в контент любого фантастического сообщества. Поэтому "раскрою" Небьюлу чуть подробнее. Учредителем премии стала Организация писателей - фантастов Америки (SFWA) - некоммерческое сообщество, возникшее годом ранее (1965 г.). Основателем и первым президентом SFWA стал фантаст Демойн Найт. Идею премии "Небьюла" предложил коллега Найта по писательскому цеху Ллойд Биггл - младший. Ее главная особенность заключается в "корпоративном" принципе. Если лауреатов еще одной топовой литературно - фантастической премии "Хьюго" выбирали аккредитованные на ежегодном Всемирном конвенте научной фантастике участники, то номинанты на "Небьюлу" и победы в этих номинациях выбираются и присуждаются только зарегистрированными резидентами SFWA. Финальное награждение осуществляется на ежегодной церемонии вручении "Небьюлы". В настоящее время, "Небьюла" вручается в следующих категориях: лучший роман; лучшая повесть, лучшая короткая повесть, лучший рассказ, лучший сценарий компьютерных игр, Премия Андре Нортон (премия для книг, рассчитанных на юношескую и молодую аудиторию); Премия Рэя Брэдбери (за лучшее драматическое представление, то есть худ. фильм или серию (эпизод) сериала). Существуют также отдельные премии, формально не относящиеся к "Небьюле", но вручаемые под эгидой SFWA на ежегодной церемонии "Небьюлы". К этим премиям до недавнего времени относились и Премии Андрэ Нортон и Рэя Бредбери, ставшие официальными уже в новом тысячелетии. Как и в любых других долгоиграющих конкурсах, в номинации и категории "Небьюлы", с течением времени, вносили дополнения и изменения. Но, пожалуй, в рамках данного поста я все эти вещи расписывать не буду. Лишнее. "Небьюла" вручается за произведения, изданные на территории Штатов на английском языке за предыдущий год (то есть, к примеру, весной 2022 года вручалась премия за изданное и опубликованное в 2021 году). При этом, номинанты на награду не обязательно должны быть американцами. Допускаются к участию и произведения, оригинальным языком которых является иной язык. Но за представляемый год они обязательно должны быть переведены и изданы на английском. Важно подчеркнуть, что SFWA не разделяет научную фантастику и фэнтэзи на отдельные категории, что еще раз говорит о правильности отнесения этих двух блоков фантастики к единому жанру. Мне остается лишь привести немного интересных фактов о рекордсменах премии. Четыре раза "Небьюла" за лучший роман доставалась произведениям Урсулы Ле Гуин. При этом, она номинировалась шесть раз. А вот книги Джо Холдемана удостаивались выдвижения четыре раза. Зато Холдеману досталось три статуэтки с туманностями и кристаллами. Больше всего наград в номинации "повесть" имеет писательница Нэнси Кресс (четыре); в номинации "короткая повесть" - фантаст Тед Чанг (три); наибольшее количество раз "Небьюлой" удостоены рассказы Харлана Эллисона (три рассказа). Сама награда представляет собой прозрачный прямоугольный блок, с встроенной спиральной туманностью и минералами, вырезанными в форме планет. Собственно, в переводе с латинского "Небьюла" и являются туманностью. На этом у меня на сегодня все. Продолжу и далее искать для вас самую разную информацию из мира научной фантастики и фэнтези.
1054 читали · 2 года назад
Фантастический хронограф. 25 января - День мистических проявлений В рубрике "Хронограф" стараюсь публиковать посты с привязкой к датам, не связанным с рождением и уходом из жизни тех или иных писателей - фантастов, что составляет большую часть контента подобного плана на профильных сайтах, блогах и т.п. Ничего плохого в таких датах нет, просто не хочется повторяться и занимать время читателей тем, чего много в сети. Приходиться искать что-нибудь эдакое. Классно получается, когда дата привязана к знаковой книге (фильму, сериалу). Как, например, День полотенца в честь романа Д. Адамса "Автостопом по галактике". Интересно сделать пост на основе даты из вымышленного художественного фильма (книги и т.д.). Так, в рубрике "Хронограф" был пост о дне первого путешествия Марти Макфлая и Дока в будущее. Но иногда попадается дата, про которую информации найти не удается. Откуда? Какова предыстория? Какие традиции? Непонятно. Неизвестно. Есть день с названием, и его "передирают" друг у друга многочисленные тематические ресурсы про праздники и даты. Бывает еще и так, что кроме числа и названия больше данных не имеется, но работать есть с чем. Как, например, и с виновником сегодняшнего "торжества". Итак, мне не удалось собрать ни грамма информации о Дне мистических проявлений и потому попробую просто порассуждать на тему мистики в произвольном порядке. Что такое мистика? Если попытаться определить данный термин простыми словами без зауми, то я бы сказал, что это взаимодействие человека со сверхъестественными силами. То есть, не просто наличие богов, ангелов, духов, загробного мира и т.п., но пересечение его с миром живых людей. К примеру, общение с духами предков, или набеги какого-нибудь привидения, изгнание демона, вселившегося в живого человека, являются вполне себе мистическими проявлениями. Мистика и мистические проявления возникли очень давно, на заре человеческой истории. Когда люди изобрели более совершенные охотничьи приспособления: копья, луки со стрелами и т.п. научились возделывать землю и разводить домашних животных, появилось немного свободного времени. Т.е. 24 часа в сутки, с перерывом на сон, теперь не тратились на выживание. Люди стали задумываться, а от чего происходят все беды: наводнения, пожары, похолодания. И наоборот: благодатная погода с изобилием дичи и хорошим урожаем. Они одушевляли силы природы. Нашлет речка паводок, или смилостивится, и не будет топить жилье? Вот вам и мистика, духи реки и воды. Потом пришло осмысление смерти и жизни: появились духи предков, загробный мир и все такое. Религия стала более развитой, как и мистические проявления. С принятием христианства и других мировых религий, тематика жизни после смерти вообще становится ведущей и уж мистики тут, хоть отбавляй: в сказках, былинах, страшных историях. Ну а потом вся нежить, появившаяся в языческие времена и средневековье, потянулась в города. Вслед за людьми, с их промышленным переворотом. Какой-нибудь культ вуду, или привидения с городских кладбищ, - пример более поздних мистических проявлений. Дальше, писатели, издатели первых развлекательных журналов, голливудские кинематографисты и т.п., сделали мистические проявления достоянием всей мировой масскультуры. Смотрели "Омен", или "Охотники за привидениями"? Вот вам современная мистика. Ну или на наш лад, с героями сериала "Вампиры средней полосы". А еще всевозможные гадалки, экстрасенсы и контактеры с потусторонним миром. Думаю, многие читатели помнят конец перестройки, с повальным увлечением советских людей барабашками и полтергейстами. Резюмируя вышесказанное: можно ли так сказать, что современный человек не может отказаться от своей глубокой истории? Когда наконец настало время, что не всегда нужно было сражаться с голодом и холодом, и человек попробовал заговорить с природой, предками, богами и т.п. Ну а мы - современники, эту архаику консервируем в разные обертки: страшные истории и истории иного плана (к примеру, красивый фильм "Привидение"). Сильно ли мы отличаемся от людей далекой древности, с их первыми таинственными выдумками, наскальными рисунками и т.п.?
971 читали · 2 года назад
Фантастический хронограф. 21 января 1972 года состоялся первый конвент стартреккеров (поклонников "Звёздного пути") Сегодня, в рубрике "Фантастический хронограф" поговорим о треккерах. Так в США называют фанатов Вселенной "Звездного пути". Поводом для обсуждения данной темы стал первый официальный конвент поклонников "Звездного пути", состоявшийся 21 января 1972 года. К тому времени, уже несколько лет, как завершился первый показ оригинального сериала "Звездный путь" (1966 - 69 гг.). Он стал настоящей революцией в мире кинофантастики. Автор идеи сериала и продюсер проекта Джин Родденбери привнес на экраны элементы твердой научной фантастики, органично вплетенные в канву остросюжетных приключений в космосе, что было достаточно революционно для шестидесятых годов. Родденбери показал широкому кругу зрителей будущее, которое можно назвать утопическим. Кроме того, создатель Стартрека угадал с общественным посылом того времени. Образ таких персонажей, как Нийота Ухура и Павел Чехов, в условиях продолжающейся сегрегации и противостояния с Советским Союзом, можно считать символом прогресса, слома всяких замшелых устоев и традиций. Для тех времен это было актуально. Однако, в дальнейшем, жанр все больше коммерциализировался. В том плане, что зрителям стало интересней смотреть более легкие фильмы, где все проще. К примеру, хорошие джедаи и плохие ситхи, а также схватки на лазерных мечах и вот это все, связанное с перемещениями вещей щелчками пальцев, медитацией и т.п. Вселенная Стартрека более сложна. Развитие миров и инопланетных рас: технологическое, политическое, экономическое и т.д. и т.п., имеет иную логику, чем простое деление на наших парней и злодеев, тьму и свет, добро и зло. К тому же тем, кто взялся смотреть приключения капитана Кирка и Ко, необходимо обладать хоть мало-мальскими представлениями, что такое скорость света, варп-двигатель и т.п. Мне, к примеру, как любителю книжной космической фантастики, Вселенная Звездного пути не показалась сложной. В то же время, признаю, что если бы не любовь к НФ-литературе, скорей всего "Звездный путь" показался не слишком интересным. Вернее, "Звездные войны", "Чужой" и т.п. космические блокбастеры, полностью затмевали бы Стартрек. Все эти факторы важны для понимания популярности франшизы "Вселенная Звездного пути" у себя на Родине, в США, и более скромное место данного сеттинга по нашу сторону океана. Там Стартрек стартовал ранее всего, его создатели сразу угадали с некоторыми трендами и повесткой тех дней, и в общем, поколение шестидесятых еще "болело" космосом. Мы же начали смотреть "Звездный путь" одновременно с более поздними и более остросюжетными космическими киноисториями. Иными словами, Стартрек имеет давние традиции и поклонников. На конвенты стартреккеров часто приглашают актеров, воплотивших образ космонавтов "Энтерпрайза" в оригинальном сериале и первых полнометражных фильмах. Регулярно на съездах треккеров появляется Уильям Шетнер (исполнитель роли капитана Джеймса Ти Керка), другие актеры, исполнившие самые знаковые роли его сподвижников. Посещал конвенты автор и создатель "Звездного пути" Джин Родденбери, другие продюсеры, режиссеры и сценаристы фильмов и сериалов Стартрек. На самом первом конвенте присутствовал мастер мировой фантастики Айзек Азимов, относившийся к "Звездному пути" с большим пиететом. В общем, "Звездный путь" не был "Звездным путем" без активной фанатской базы, повлиявшей на развитие франшизы. Поскольку данная фантастическая Вселенная - одна из самых научно-фанатстических во всем мировом кинематографе, остается пожелать ей дальнейшего развития и процветания, а конвентам поклонников Стартрека - стать масштабным событием мировой масс. культуры.