Найти в Дзене
Гоголь

Гоголь

Подборка статей о творчестве Н.В.Гоголя
подборка · 7 материалов
307 читали · 1 год назад
"Записки сумасшедшего" Н.В.Гоголя. Сможет ли испанский король сбежать из Петербурга?
И вот мы добрались до последней и, наверное, самой страшной “Петербургской повести” Гоголя - “Записки сумасшедшего”. Это единственный текст цикла, повествование в котором полностью ведётся от первого лица (хотя элементы встречались и ранее). Перед нами дневник Аксентия Ивановича Поприщина - его диалог с самим собой. Он задаёт вопросы, пытается убедить в чём-то воображаемого читателя, но на самом деле всё это время разговаривает только с собой. Это мелкий чиновник - титулярный советник. Как Акакий Акакиевич, но с амбициями и без талантов...
613 читали · 1 год назад
Маленький человек, мертвец, рыцарь или святой? Петербургский герой в "Шинели" Гоголя
Перейдём к самой поздней по времени написания петербургской повести Гоголя. Из всех петербургских повестей вокруг него разворачивается больше всего споров, а варианты толкования наиболее противоречат друг другу. Начнём с привычного всем “социального” взгляда, который можно выразить словами: “я брат твой”. Скорее всего, именно о нём вам говорили в школе. Согласно этой версии, перед нами типичная история бедного одинокого петербургского чиновника, который добросовестно выполняет свою работу, никому зла не делает, но из-за низкого положения никто его за человека не считает...
Судьба петербургского карьериста как театр абсурда: "Нос" Н.В.Гоголя
Отвлечёмся от проклятых портретов и загубленных талантов и поговорим о “Носе” - лёгком анекдоте в череде мрачных петербургских повестей. Весь секрет в герое. Как и в случае с поручиком Пироговым из “Невского проспекта”, майор Ковалёв - идеальный петербургский обыватель, поэтому насмешка над ним местной нечисти проходит легко и без каких-либо последствий. Тема “носа” появилась у Гоголя не просто так. В массовой культуре 20-30х годов XIX века существовало целое явление, которое называют “носологией”...
Всё не то, чем кажется. Петербургский текст Гоголя. Часть II
Продолжаем наблюдать за гоголевским типом петербургского художника. Следующая наша повесть “Портрет” вслед за “Невским проспектом” была начата примерно в 1833 году, а первая её редакция, опубликованная в 1835, значительно отличается от того, что мы читаем сейчас. Например, главного героя тогда звали Чертков, а не Чартков, что даёт богатую почву для рассуждений о всяческой нечистой силе. Итак, перед нами снова бедный художник, не заботящийся о своём наряде, что в пространстве петербургского текста недопустимо...
160 читали · 1 год назад
Всё не то, чем кажется. Петербургский текст Гоголя. Часть I
Мы всё в том же 1833 году. Пушкин в Болдино пишет “Медного всадника” и “Пиковую даму”, а в это время его “соавтор” по петербургскому тексту Н.В.Гоголь начинает работу над тем, что мы сегодня знаем как “Петербургские повести”. Именно “мы сегодня знаем”, так как при жизни автора они не составляли единого целого. Примерно в 1833—1834 гг. написаны «Невский проспект», первая редакция «Портрета» и «Записки сумасшедшего». Все три повести опубликованы в сборнике «Арабески» в 1835 году. В следующем, 1836 году, появился в пушкинском «Современнике» «Нос»...
170 читали · 1 год назад
Портреты писателей. Николай Васильевич Гоголь
Герой нашего сегодняшнего выпуска “портретов” не нуждается в представлении. Уверена, каждый читатель сможет рассказать нам немало интересного (и ещё больше выдуманного) о его биографии, не первое столетие привлекающей своей загадочностью. Мы остановимся только на кратком промежутке его последних дней, тем более что сегодня, 21 февраля (по старому стилю), день смерти Н.В.Гоголя. Физически здоровый мужчина 42-х лет умер на второй неделе Великого Поста, по собственной воле отказавшись от еды, питья и сна...