Найти в Дзене
Теория рисунка.

Теория рисунка.

Статьи о теории рисунка решила собрать в отдельную подборку.
подборка · 18 материалов
Рисуем портрет: линии, которые помогают правильно расположить средние и мелкие формы.
Сейчас - время для сложной теории, с иллюстрациями практических примеров. Поймут не все (и не всем нужно), но для интересующихся информация может оказать большую помощь. Речь о вспомогательных линиях, которые помогают "посадить" на место некоторые более мелкие формы. В рисунках ниже можно увидеть вертикальные линии. И на эти линии попадают два или более соединения соседних плоскостей, образующих объём. (Работы 1 курса, первые шаги в изучении головы; не идеальны, но сейчас не это главное). Здесь есть два момента...
Учимся рисовать портрет: большая форма головы.
В предыдущих заметках о рисовании портрета я рассказала о важности знаний анатомии, о пропорциях, об освещении при рисовании. Кроме всего этого, нужно научиться видеть большую форму головы - общую массу, выявляемую освещением, то есть при помощи светотени. Во время обучения мы делали небольшую зарисовку на большую форму рядом с основным изображением, и это светотеневое решение должно было в итоге проявиться в рисунке. В нижнем левом углу - зарисовка на большую форму. В ней угадывается строение черепа, то есть, по сути, мы видим влияние внутреннего каркаса на внешние формы...
Ставим предметы на плоскость - только ли предметы?
Вряд ли я "открою Америку", если скажу, что предметы в натюрморте должны уверенно стоять на плоскости, и для этого их основания "расставляют" от переднего плана в глубину. То есть, в построении первоочередное значение имеет расположение основания в пространстве, причём сначала ставят на основание ближайший предмет, затем от этого основания выверяют основание следующего предмета, и так далее по мере удаления предметов от рисующего. Уточню на всякий случай, вдруг не все так рисуют: это распространяется не только на предметы в натюрморте...
Рисование от первого плана в глубину по системе Чистякова - что это значит.
Продолжим разговор о рисунке. Напомню - я 5 лет обучалась по методике П.П.Чистякова, об этом подходе и рассказываю здесь (хотя рассказывать об этом не просто). В рисовании "по-Чистякову" работа от первого плана в глубину - один из основных принципов. Он применяется и в рисунке, и в живописи, и в натюрморте, и в пейзаже. И в рисовании человека, конечно, тоже. И вот я нашла учебный рисунок, на примере которого можно показать, как это происходит! Рисунок этот намеренно был оставлен незавершённым, остановлен на определённом этапе, чтобы проиллюстрировать ход ведения работы...
Линия симметрии при рисовании портрета.
И вот я добралась до вопроса симметрии при построении лицевой части в портрете. Вот линия симметрии в анфас, здесь всё просто (рисовала мышью в пайнте, так что немного кривовато, но, надеюсь, понятно): К этой оси выстраиваются на взаимно параллельных прямых детали лица: Если же голова в ракурсе, например, три четверти, мы видим, что ось превращается в дугу, а параллельные линии в перспективе слегка (именно слегка, иногда еле различимо) идут на сход: Если у кого-то возник вопрос, зачем я рассказываю...
Для тех, кто учится рисовать портрет - схема пропорций лица, которой пользуюсь я.
Я знаю, что в сети множество материалов о пропорциях лица. Но, рассматривая их более детально, я заметила, что они отличаются (хотя, конечно, все правильные). То есть каждому удобно опираться на тот вариант-схему, которому его научили. Так как я уже опубликовала цикл статей о рисунке головы, логично обозначить и ту схему пропорций лица, которой я пользуюсь, вдруг читателям будет интересно. Итак. Вы наметили, где в листе будет располагаться голова, обозначили, где будет ограничен верх-низ/лево-право...