Найти в Дзене
Уроки смотреть-2

Уроки смотреть-2

Практические упражнения для того, чтобы научиться лучше понимать искусство. Вторая часть уроков, читайте с нижнего поста.
подборка · 30 материалов
2625 читали · 2 года назад
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красивое в каждом нюансе. Новый выпуск рубрики "Уроки смотреть". Илл.: Дж. Уотерхаус. Миранда (Буря). 1916. Ч.к.⁣ Симфония синего + аккорды "огня".⁣ ⁣ Итак, мы закончили второй месяц обучения, включая упражнения.⁣ ⁣ Расскажите о ваших ощущениях. Что-нибудь поменялось в ваших ощущениях как дегустатора искусства? Изменилось ли что-нибудь в том, как вы стали рассматривать произведения искусства? Зарождается ли какая-то новая привычка? Стали ли воспринимать что-то по-другому? #урокисмотреть
4287 читали · 2 года назад
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красивое в каждом нюансе. Новый выпуск рубрики "Уроки смотреть". Илл.: Anthony Vandyke Copley Fielding - A Scene on the Coast, Merionethshire - Storm Passing Off . 1818. Yale Center for British Art⁣ В пейзажах увидеть композиционную структуру гораздо сложнее, там совсем другие масштабы и перспективы ведь. Обычно получается, если воткнуты люди или деревья, дома, членящие композицию. Но вот картина начала 19 века, которая подойдет. Видите, здесь как будто театральная декорация, в которой сделано несколько планов, и каждый кусок можно убрать. Это не равнина с перетекающими друг в друга плоскостями, а как будто несколько картонных декораций, поставленных друг перед другом (не уверена, что явно выразилась). Тем не менее, художник очень старается, и грамотно использует свой навык написания воздуха и света, чтобы объединить эти планы в единое пространство. По композиции вы, надеюсь, уже видите, то же самое классическое XXX -- и в этом нет ничего странного, потому что это 1818 год, классицизм никуда не делся. И в пейзажах общепринятые композиции тоже используются, тольо заметить их гораздо сложнее. По участкам темного и яркого -- стандартное противопоставление: нижний левый темный угол -- напротив правый верхний голубой, самый большой участок этого цвета. Правый нижний золотой -- напротив слева темная гора (за кораблями). Удачная деталь - воткнутая квадратненькая башенка с геометрически ровной формой, она противопоставлена всей этой пологой природе, и пригвождает наш взгляд, подчеркивая "это пейзаж для человека, а не хтонь". Корабли при этом, со склоненными мачтами, тоже будто являются частью природы...⁣ #урокисмотреть
3721 читали · 2 года назад
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красивое в каждом нюансе. Новый выпуск рубрики "Уроки смотреть". А вот вам другой святой Амброзий: вчера был французский, а сегодня нидерландский, утрехтский. Автор М. Стом находился под влиянием Караваджо, и отсюда совсем другое отношение к телесности, свету и тени.⁣ ⁣ Что хорошего в этой картине: автор не стал увлекаться этим фирменным караваджевским коричневым, от которого, если честно, устаешь в большом количестве, становиться скучно. Основными цветами картины стал оливковый (скатерть на столе) и кайма облачения, которая из голубого и золотого, но поскольку они перемешаны, тоже создает ощущение оливкового цвета. И - большой белый треугольник одежды святого. Два красных аккорда -- книга на столе и кусочек подкладки воротника. За счет пирамидальности композиция уравновешена. Но она не скучна, поскольку святой смотрит не на нас, а в сторону. Слева падает луч света, и таким образом из-за черной тени у нас появляется еще одна диагональ, с другой стороны как-бы отзеркаленная сложенной епископской митрой на полочке. Композиция, таким образом, у нас не /\, а Х, что всегда веселее. Представьте, что нижний край картины был бы не где сейчас, а по краю стола. Тогда лицо оказалось бы ровно в центре. Такое "лобовое" построение композиции - норм для средневековья, но для барокко скучно. Именно поэтому стол занимает так много места. А еще затем, чтобы мы полюбовались прекрасно получившейся отливающей оливковой скатертью. Вообще, умение написать разные фактуры тканей -- это такая кичливость у художников.⁣ ⁣ #урокисмотреть Илл.: Маттиас Стом. Святой Амброзий. 1633-9. Музей изящных искусств Ренна⁣ ПРОСТИТЕ ОШИБЛАСЬ КАРТИНКОЙ С УТРА. ОБНОВЛЕНО ⁣
3301 читали · 2 года назад
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красивое в каждом нюансе. Новый выпуск рубрики "Уроки смотреть". Не переутомила я вас старыми мастерами? Передоза нет? Просто на них, которые были до эры модернизма (начинающейся с импрессионистов) некоторые вещи очень наглядно видны.⁣ ⁣ Что хорошего в этой картине: то, что примерно в те же годы найдет свое совершенно выражение в работах Эль Греко -- она пульсирует! Художники предшествующей эпохи, Ренессанса, научились все делать крайне спокойно и реалистично: и от того люди на их картинах стали становиться похожими на резиновых кукол с Алиэкспресса (хотя они еще и не знали, что такое Алиэкспресс). Живописцы поняли, что такой "фотореализм" -- это тупик, и случилась "аллергическая реакция" -- уметь написать точную копию перестало быть достоинством. Важнее было, чтобы изображенное "дышало". И человеческие тела -- это снова сюжет для орнамента, а не анатомическое пособие.⁣ ⁣ Направление основных диагоналей тут классическое - /. Но смотрите, закрытая книга с левой части стола, лежащая рука и воротник образуют три \\\ подряд. А центр -- то же самое, что в "Троице" Рублева -- своего рода чаша \_/ в серединку которой вставлена еще такая же, воротником \/, в центр которой помещено главное - лицо, сверху зафиксированное епископской митрой, которая отзеркаливает эту же форму /\.⁣ ⁣ Посмотрите, какой уверенной, сильной кистью написаны страницы и обложки книг, как красиво, практически импрессионистически написано вышитое золотом и цветами облачение святого. Колористическая гамма очень изыскана: мастерски написан синеватый отлив на бордовой парче, с ним сочетаются обложки книг и одеяния святого. И яркими прохладными аккордами -- белоснежные манжеты.⁣ #урокисмотреть Илл.: Клод Виньон. Святой Амвросий. 1623-5. Миннеаполисский институт искусства⁣
3317 читали · 2 года назад
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красивое в каждом нюансе. Новый выпуск рубрики "Уроки смотреть". Илл.: Лоренцо Коста. Читающая дева Мария. Нач. 16 века. Дрезден⁣ Одна из самых любимых моих картин.⁣ Чего тут хорошего: чистота и ясность. Это отличительные черты Высокого Возрождения, когда все, казалось бы, находилось в идеальной гармонии равновесии. Лица картин этого периода исполнены спокойствия, в красках нет грязи, позы медлительны и гармоничны. Ушла избыточность и узорочье средневековья: мастер готики бы нарядил Марию в сплошь затканные цветами наряды. А вот здесь автору важнее чистый цвет, потому что он делает структуру легко читаемой.⁣ Формально это сцена Благовещения (потому что есть голубь Святого Духа и книга), но художник избавляется от всего стандартного антуража, интерьера, лилий в вазе и проч. Есть только Она. И даже голубь не сразу бросается в глаза.⁣ Композицию видите: пирамидальная, но слегка сдвинутая вправо, чтобы не было скучной симметрии. Голубь летит наискось вниз, получается Х. Сама же Мария сидит, опустив голову, и получается такая пологая обратная S. В общем, классические работающие приемы. Цвета Марии фирменные -- красный и синий. Но здесь избраны очень тонкие оттенки. И разделены зеленой каймой тоже сложного оттенка, чтобы не было скучно. Обратите внимание, как развивается драпировка за спиной и волосы.⁣ Картина, возможно, предназначалась для размещения на высоте -- обратите внимание, что ракурс тут тоже не стандартный немного, смотрим как будто снизу, будто она сидит на облаках каких-то. Но единственная линия, рассказывающая нам о перспективе -- это край декольте платья, нарочно сделанный таким прямым.⁣ ⁣ #урокисмотреть
3001 читали · 2 года назад
Учимся смотреть как искусствовед и видеть красивое в каждом нюансе. Новый выпуск рубрики "Уроки смотреть". Илл.: Сурбаран. Моление св. Бонавентуры об избрании папы. 1628-9. Дрезден⁣ В посте про Ренуара я уже говорила об этом, повторю еще раз. Для тех, кто знает искусство, имя гениального художника - это фирменный бренд, от которого ожидается набор определенных качеств, приносящих удовольствие зрителю. Мы говорим "Ренуар" -- и ожидаем нежного, "Курбе" -- острого. А вот Сурбаран, гений испанского барокко: он обычно лаконичен, строг, и умеет охлаждать пылающее барокко до состояния льда, но при этом оставляет его горячим. Делается это, например, отказом от лишних деталей. Гамма тут строга: основное -- это красный и подпирающие его цвета. Стол отзеркаливается по диагонали кучкой кардиналов. Ангел и светлое небо по диагонали отзеркаливается "в негативе", иссиня-черной группой кардиналов. Диагональ здесь (от ангела, рук и тела святого) не стандартное / , а противоположное \ , что воспринимается бодро и нестандартно. А вот диагональ / делается двумя красными пятнами и "легким" серовато-голубоватым провалом неба в самом вверху. Картина, на самом деле, является квадратом, разделенным на 9 клеточек (как сетка в инстаграмме). И за счет распределения "легкого" и "тяжелого", она -- не равновесие, а беспокойство. Она создает ощущение чудесного именно этим.⁣ #урокисмотреть