Найти в Дзене
Забавный случай

Забавный случай

О необычных фактах из истории Сибири
подборка · 16 материалов
КАК ОДИН ГОЛЛАНДЕЦ БАЙКАЛ ОСКОРБИЛ (забавный случай) В 1692 году житель московской "немецкой слободы" Эверт Избрант Идес (на русский манер - Елизарий Елизариев сын Избрант) подал челобитную русским государям Ивану и Петру (будущий император Петр I) с просьбой включить его в русское посольство в Китай. Государи согласились. Вернулся голландец через три года, весьма неплохо заработав на привезенных товарах, и в 1699 году издал в Амстердаме книгу "Записки о русском посольстве в Китай (1692-1695)". В записках Елизария Елизариева есть любопытный эпизод: "...местные жители пришли нарочно увещевать меня, чтобы я не называл Байкал озером, пока буду по нему ехать, но всегда называл бы его Далай, что значит море, так как, по их словам, все путешественники, которые не слушались их совета, подвергались многим опасностям от буйного ветра, который подымался как раз в момент их проезда через него. Я начал смеяться этому нелепому утверждению и решил испытать, оставит ли море безнаказанным это мое оскорбление. Я поручил себя воле божией и поехал. Когда я был на самой середине переезда, я велел подать себе рюмку водки и, выпив за здоровье всех европейских христиан, призвал его в свидетели, называя [Байкал] озером (osera), что означает стоячую воду, но ветры не только не прогневались на меня, но даже успокоились, и оскорбленное мною море покорно снесло меня на своей спине вплоть до остожца Кабанского, первого места в даурской провинции, причем день был тихий и совсем ясный". Ну что сказать? Смеялся-то он смеялся, но рюмку водки для храбрости накатил. Иллюстрация: обложка книги Эверта Избранта Идеса #путевыезаметки #байкал #иностранцы #сибирь #забавныйслучай Читайте также: ИРКУТСКОЕ ЗАСТОЛЬЕ В XIX веке Иркутск называли "сибирским Парижем".  Вряд ли… | Мифоистория Сибири | Дзен
ИРКУТСКОЕ ЗАСТОЛЬЕ В XIX веке Иркутск называли "сибирским Парижем".  Вряд ли можно сравнивать историю, значение и архитектуру двух этих городов, но в чем иркутяне точно превосходили парижан, так это в организации праздничных застолий. Описание такого застолья мы находим, например, в книге "Записки и замечания о Сибири", изданной в 1837 году: "Для званых обедов [иркутяне] готовили множество кушаньев, блюд 30 и более. На стол ставили пиво, квас, мед, вино; наливки обносили после. Порядок блюд был следующий: сначала подавали холодные, потом суп и щи, затем соусы, жаркое и пирожное. Стол уставляли холодными блюдами и пирожным. Чаши с супом и щами подавали на стол, и кто-нибудь из знакомых разливал. Холодные, которые ставили на стол: окорок ветчины целый; кость у него обвита мелко выстриженною бумагою и завязана ленточкою; окорок свежей свинины или буженины, убранный таким же образом; поросенок. обсыпанный яйцами; курицы, то же обсыпанные яйцами; гуси, обложенные солеными огурцами и обсыпанные зеленью; утки, убранные таким же образом. Дичина. тетерки, глухие тетерева, обложенные лимонами. К холодным блюдам подавали лимонный сок, уксус и горчицу. К супу и щам подавали пирожки, более жареные в масле; их называли спускными. Соусы подавали сначала кислые, потом сладкие: с говядиной, в виде небольших круглых котлет, с луком красный; с почками тоже красный, кислый; с курицей белый соус. Соусы с гусем, утками и языком делались красные, сладкие, с изюмом, черносливом и миндалем; соусы с дичиной кислые, красные; паштет слоеный. Пшенник, в соусе запеченный, с яйцами и сахаром. Жаркие всех родов подавались каждое розно. К жаркому огурцы соленые, капуста свежая шинкованная, летом зеленый салат, арбузы и дыни соленые. Пирожные: пирог сладкий, слоеный; торты разными манерами, слоеные: их называли тарки; вафли, кольца, кудри, стружки, трубочки, розочки, наливашники двух сортов; бисквиты; большой бисквит, испеченный в кастрюле; миндальное разное, в формах печеное, крестиками, с вареньем; желе и бланманже". В посты порядок застолья соблюдали тот же с той разницей, что "наперед подавалась икра осетровая, потом кулебяка пребольшая, иногда в аршин, с осетриною, подсыпанная визигою. Еще в числе жарких одно составлялось из рыбы. Тело рыбы толкли в тесто, середину начиняли визигой с фаршем и жарили в масле. Это блюдо называлось круглое тельное, и чем больше кулебяка и тельное, тем лучше". Хотите хорошо покушать? Непременно поезжайте в Иркутск! Лучше всего в 1837 год. на фото: Иркутск, Амурские ворота. #иркутск #еда #застолья #историясибири #сибирь читайте также: ФАЛЬШИВЫЙ ЛЕСНИЧИЙ, САМОЗВАННЫЙ ПЕРЕПИСЧИК, НЕГРАМОТНЫЙ АДВОКАТ (томские… | Мифоистория Сибири | Дзен
1 неделю назад
"АНАДЫРСКАЯ БОЛЕЗНЬ": НЕДУГ ИЛИ ОБМАН? В середине позапрошлого века среди жителей Анадыря распространился странный и загадочный недуг, походивший на спиритическое исступление. Женщины, подверженные "анадырской болезни" внезапно приобретали способность исступленно вещать на языках, которых никогда до этого не слышали. На русском же "часто требовали различные вещи, внешний вид и местонахождение которых подробно объясняли; и если их желание не было исполнено, то приходили в совершенное бешенство, с ними делались судороги и они кричали и пели [на незнакомом языке]. Ничто не могло их успокоить, кроме обладания желаемой вещью" (1) Американский путешественник Дж. Кеннан описывал случай, как в дом, где он квартировал, ворвался взмыленный мужчина и умолял хозяина отдать ему шерстяной шарф, который потребовала супруга. Американец заинтересовался странным недугом и принялся расспрашивать местных жителей. Ему поведали десятки разных историй, похожих одна на другую (одному из несчастных мужей пришлось отправиться на лошадях аж за 300 километров в поисках шелкового платья). Никто не мог объяснить происхождение недуга, никто не знал способов его излечения. Разве что местный исправник заявил Кеннану, что "все это обман и лучшее лекарство - это телесное наказание". По словам исправника "анадырская болезнь" - просто обман, с помощью которого женщины добиваются исполнения всех своих желаний. "Женщина, которой муж отказывал в новой шляпке, - убеждал он Кеннана, - требовала пото шляпку как физиологическую необходимость. Если и тут муж оставался непреклонным, то достаточно было несколько хорошо поставленных судорог и одной или двух песен, чтобы заставить его исполнить все требования жены". Грубый человек был этот исправник. Но его жена никогда не болела "анадырской болезнью". Фото: Анадырь. #анадырь #сибирь #историясибири #забавныйслучай #городскиебайки #городскиеистории Цитата: Дж. Кеннан "Степная жизнь в Сибири" (СПб, 1871) Читайте на моем канале: "И БИЛИ ЖЕНИХА ПО САМОМУ ЧУВСТВИТЕЛЬНОМУ МЕСТУ" (корякский обычай) В… | Мифоистория Сибири | Дзен
1 неделю назад
ФАЛЬШИВЫЙ ЛЕСНИЧИЙ, САМОЗВАННЫЙ ПЕРЕПИСЧИК, НЕГРАМОТНЫЙ АДВОКАТ (томские истории) Едва в газетах конца XIX века опубликовали сообщение о будущей переписи населения, как в губернском Томске объявился самозваный статистик. Он ходил по городу с толстой тетрадкой, стучался в дома и проводил «по особому поручению» опись соблюдающих и не соблюдающих церковный пост. С тех, кто не соблюдал, собирал по 10-20 копеек, аккуратно записывая сборы в тетрадь. В конце концов, как писали классики, «его рыжие кудри примелькались» и полиция отправила незадачливого сборщика в кутузку. Другой томич подвизался в местных кабаках составлять для безграмотных различного рода прошения. За кружкой дармового пива, он обстоятельно выспрашивал у нуждающихся все подробности, сочувствовал, обещал составить жалобу по всем правилам и самолично отправить по почте. Плату брал умеренную, намного ниже официальной. Слухами земля полнится, и через некоторое время крестьяне ближних деревень толпами разыскивали по городским кабакам «народного аблаката». Когда его, наконец, арестовала полиция, выяснилось, что аферист безграмотен. И жалобы заполнял аккуратными, но совершенно бессмысленными каракулями. Но более всего отличился томич Хмелевцев. Он сшил себе «мундир лесничего» и поехал по деревням штрафовать крестьян за незаконные порубки леса. Слухи об аферисте настолько разозлили настоящего лесничего, что тот самолично отправился в погоню за мошенником и задержал его. Набил ли настоящий работник леса физиономию поддельному, история умалчивает. #Томск #история #Сибирь #мошенники #аферисты Читайте также на моем канале: СЪЕЛ МЫШЬ! Ничто не ново под Луной. И современные «корпоративы», призванные… | Мифоистория Сибири | Дзен
4 недели назад
СЪЕЛ МЫШЬ! Ничто не ново под Луной. И современные «корпоративы», призванные снять напряжение и укрепить командный дух работников, имели место в далекие дореволюционные времена. Не так массово как сегодня, зато с размахом! Вот что пишет в своей статье "Повседневная жизнь российских рабочих" В. А. Ермолов: "Глава торговой фирмы сибиряк И.Ф. Смирнов дважды в год устраивал для своих работников «грандиозное пьянство за счет фирмы», приурочивая эту акцию к какому-либо празднику. Каждый имел право напиться до потери сознания. Из конторы фирмы звонили в полицию и просили, «чтобы сегодня пьяных служащих конторы Смирнова в каталажку не брали, а доставляли их за счет фирмы на квартиры»". Впрочем, рабочие нередко сами устраивали себе «снятие социального напряжения», причем безо всякого алкоголя! Один из таких случаев описан в газете "Забайкальская новь" в 1910 году. 24 февраля работники литейного цеха читинских мастерских поспорили в обеденный перерыв на гастрономическую тему: можно ли съесть лягушку? Французы ведь едят! Один из литейщиков (газета именует его М-чъ) заявил: заплатите мне 10 рублей, съем. Деньги нашлись, но встал вопрос: а где в Забайкалье зимой взять лягушку? Тогда спорщики предложили литейщику 12 рублей, а вместо лягушки - мышь. Как пишет газета: был "решено сейчас же устроить облаву на мышей в литейном цехе, где их водилось в изобилии. После недолгой охоты мышь была поймана и вручена г. М-чу, который предварительно попросил разрешения мышь поджарить, затем посолить и уже тогда съесть, что ему и было разрешено. Поджаривши мышь, М-чъ спокойно сел на подмостки, также спокойно нарезал ее на кусочки и скушал при множестве любопытных". Самое интересное в этой истории - ее концовка: плотно пообедав, литейщик насмешливо заявил: - Что за дураки вы! Заплатили мне 12 рублей за мышь, тогда как на предыдущей работе я  съел крысу за два рубля. На фото: рабочие Читинских мастерских (фото сделано не ранее 1909 года, возможно, кто-то из этих людей был свидетелем "мышиного обеда"). Читайте на моем канале: "ЗАКУСКА ИЗВОЗЧИКА" У Михаила Пыляева в его замечательной книжке "Старое… | Мифоистория Сибири | Дзен #забавныйслучай #городские истории #сибирь #чита
КАК МЕДВЕДЬ У ОХОТНИКА РУЖЬЯ УКРАЛ В Усть-Илимском районе Иркутской области встреча с медведем – не такая уж редкость. Особенно в тайге, за десятки километров от ближайшего селения. Поздней осенью 2017 года местный охотник устроился на одном из дальних зимовий. Оставив мешок с ружьями в избушке, он спустился к речке за водой, а когда вернулся – увидел медведя. Вроде и охотник опытный был, а вот на тебе – оружие в зимовье, а в руках только котелок с водой. Пришлось отступить в лес как можно тише. Выждав достаточно времени, сибиряк вернулся к зимовью, но мешка с ружьями не обнаружил. Топтыгин самым наглым образом утащил оба ружья – ИЖ и «Вепрь». Пришлось охотнику, несолоно хлебавши, возвращаться домой без добычи. История, впрочем, на этом не закончилась. Потерпевший обратился в полицию с заявлением о краже медведем своих ружей. Пока суть да дело, снег замел все медвежьи следы, а полиция решила возбудить дело против самого охотника – за нарушение правил хранения оружия. Одно теперь вызывает опасение у местных жителей: в Иркутской области бродит по тайге вооруженный медведь! Иллюстрация: картина русского художника графа Муравьева. #охота #сибирь #медведи #охотничьибайки #тайга #иркутскаяобласть Читайте на моем канале: СИБИРЬ - РОДИНА ФЕМИНИЗМА (вогульская легенда) В «Янгал-маа», народном эпосе… | Мифоистория Сибири | Дзен