Найти в Дзене
Образы в искусстве

Образы в искусстве

Своего рода краткий курс по искусству, его образам, понятиям, терминам
подборка · 9 материалов
1 неделю назад
Образы в искусстве: «Бубновый валет»
Его век был краток, всего лет семь, но отсюда весь русский авангард. Объединение «Бубновый валет». В декабре 1910 года в Москве открылась выставка под таким названием – явная отсылка к бубновому тузу, который нашивался на спинах каторжников. То есть художники сразу заявили себя как бунтарей. Они были молоды, они любили постимпрессионизм, особенно Сезанна, которому вовсю подражали. Были шумные, нахальные. Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Михаил Ларионов, Роберт Фальк, Илья Машков. «Нам хотелось своей живописью разгромить весь мертво написанный мир», – позже скажет последний...
2 недели назад
Образы в искусстве: «ангелочки»
Обычно мы их называем «ангелочками». Что допустимо, но вообще у них есть давнее законное название – путти. От итальянского putto, то есть малыш. Парочка самых известных – на Сикстинской Мадонне, внизу. И они далеко не всегда с крылышками. Путти – символ чистоты и невинности. Расплодились в архитектуре и живописи в пору Ренессанса, безусловно восходя к шаловливым амурам. Но если амуры занимались исключительно любовными делами, то путти чаще всего были рядом со святыми. Подчеркивая их святость. Тут «Вознесение Девы Марии» Николя Пуссена и обратите внимание – у большинства крыльев нет...
Образы в искусстве: атрибут святой Екатерины
О Себастьяне, утыканном стрелами, мы уже писали. Сегодня о другой святой, тоже очень популярной у живописцев. Например, тут у нас Рафаэль, Кривелли, Россетти. Конечно, сразу обращает внимание на себя колесо. Зачем оно рядом с девушкой? Это святая Екатерина из города Александрия. Жила в третьем веке нашей эры. Была «царского рода» и так образованна, что многих это нервировало. Но главной проблемой стала ее любовь к Христу. Который даже вручил ей колечко и назвал своей невестой (вообще это ей приснилось, но сюжет тоже очень популярный)...
Тромплей: иллюзия невозможного в живописи
Слово «тромплей» по-французски звучит романтично, хотя это переводится всего лишь как обман глаза. Обманка. Очень частый прием в живописи и архитектуре. Видели много раз: когда у стен здания вроде колонны, а присмотреться – они искусно выписаны. То же самое с барельефами и куполами. Особо тромплей расцвел в пору барокко. Тут знаменитый пример из римской церкви Сант-Иняцио, который создал Андреа Поццо. Кажется, будто потолок уходит в небесную бесконечность. И действительно, трудно понять, где стены переходят уже в горизонтальную плоскость...
«Цветное кино» античности
Они давно признаны идеалом, каноном. Античные статуи. Все эти богини, титаны, полководцы. И, конечно, белый их цвет – тоже канонический. Оказывается, мы смотрим не то «кино». Изначально они были цветными. Да, их раскрашивали. Вообще исследователи это знали давно: находили остатки пигмента на статуях. Но еще с Ренессанса был утвержден белый цвет, в нем творили Микеланджело, Бернини, Канова, и кто с ними поспорит. А дело в природе. Она стала вдруг соавтором античных мастеров...
Черный квадрат: это что вообще?
Ответим! Итак, 1915 год, лето. Малевич, который пока еще малоизвестен, пишет этот квадрат. Для предстоящей «футуристической выставки». Он уже состоявшийся художник, он уже прошел этапы реализма, сезаннизма, кубизма. Но он хочет свое и такое, чтоб прогреметь сразу. И Малевич придумал черный квадрат. Это отрицание искусства прошлого, это жирная точка на нем. И это полигон для искусства будущего, Малевич же футурист. Малевич хорошо понимал, что создал, и квадрат прятал до самой выставки: не дай бог кто-то подсмотрит, скопирует...