Найти в Дзене
Психология для психологов

Психология для психологов

Статьи для коллег
подборка · 9 материалов
🧠 Психическая травма — не фигура речи, а реальные изменения в мозговой активности Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Neuroscience получило еще одно подтверждение, что мозг обрабатывает травматические воспоминания иначе, чем обычные повседневные. Даже те, которые связаны с негативными эмоциями, в частности, печалью. В исследовании приняли участие 28 человек с диагнозом ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). Были изучены нейронные реакции, связанные с вспоминанием различных историй из жизни. Когда участники исследования вспоминали повседневный жизненный опыт, модели мозговой активности выглядели очень похожими у всех участников. В частности, гиппокамп был активно задействован и активировался, когда участники вспоминали расслабляющие переживания или даже грустные переживания. Это то, что и ожидается от типичных воспоминаний. Но когда участников попросили обратиться к воспоминаниям, связанным с их травмой, активность их мозга больше не была последовательной. Все обычные правила того, как в мозгу происходит воспроизведение воспоминаний, не работали. На этот раз гиппокамп был совсем или почти не задействован. Вместо этого была значительно активирована задняя поясная извилина — область мозга, обычно связанная с обработкой мыслей, направленных внутрь. Исследователи описали эту мозговую активность как "в высшей степени индивидуализированную, фрагментированную и дезорганизованную; совсем не похожую на воспоминания". Это объясняет, почему травматические воспоминания действительно отличаются от обычных. Они часто становятся более навязчивыми, а их последствия более непредсказуемыми и изнурительными. Эти воспоминания больше похожи не на картинки прошлого, а на переживание этого опыта. Он воспринимается как происходящий в настоящем. Как это ощущается, если ваши травматические воспоминания переживаются в настоящем моменте? Если травма разовая — на вас без вашей воли могут нахлынуть яркие образы, например, из автокатастрофы, которые сопровождаются тем же переживанием ужаса, которое было тогда, даже если сейчас вы находитесь в безопасности. Если травма комплексная (обычно детская) — то, когда вас отчитывает начальник, вы «проваливаетесь» в состояние маленького ребенка, который стоит перед орущей мамой и переживает страх физического насилия или страх потерять любовь родителя, беспомощность, что ничего невозможно сделать против взрослого, вину или стыд. В этот момент вы больше не взрослый человек, который обсуждает с коллегами рабочие вопросы. Вы переживаете опыт маленького ребенка вместе с его беспомощностью и не можете ничего внятно ответить начальству. Бывало у вас такое? #исследования #травма
🚑 Травма: как понять, что к вам в кабинет пришел клиент с психической травмой (кПТСР) Для коллег Клиент практически никогда не скажет вам при обращении: «Здравствуйте, у меня психическая травма, Вы с этим работаете?». Поэтому планировали Вы с травмами работать или нет, такой клиент может у Вас оказаться. Что же он скажет при обращении? Есть несколько наиболее распространенных жалоб, с которыми могут обратиться клиенты с психической травмой: депрессия, сильная тревожность, неудовлетворенность жизнью в целом с ощущением отсутствия контроля над ней, проблемы со здоровьем, для которых нет явных медицинских причин (психосоматика). Конечно, психосоматика, депрессия и т. д. могут быть вызваны другими причинами. Поэтому давайте разберемся, как выделить из клиентов с такими жалобами людей с травмой. Это вряд ли будет понятно по одной встрече. Вам нужно будет проанализировать и собрать пул основных переживаний клиента. Они одни и те же, и будут проявляться в разных ситуациях. Эмоциональное ядро переживаний клиента будет состоять из таких частей: 1. Стыд В совершенно мучительных масштабах. Клиент будет рассказывать о ситуациях, где буквально хотел провалиться сквозь землю, если сделал хоть что-то не так, подумал, что сделал что-то не так, или предположил, что кто-то подумал, что он сделал что-то не так, или просто кто-то пристально смотрел. Клиент будет меньше говорить на обязательных рабочих совещаниях, чем мог бы (даже если есть, что предложить), только когда его спрашивают, из страха показаться глупым или неубедительным, или из страха, что на него все будут смотреть, пока он говорит. Необязательных случаев проявить себя будет избегать. 2. Беспомощность Клиент будет сообщать, что не может контролировать свои эмоциональные реакции в некоторых ситуациях, буквально «проваливаясь» в них. Например, как со стыдом выше. Сколько бы сознательно не убеждал себя клиент, что проявлять инициативу полезно для продвижения по службе, он все равно будет чувствовать сильнейший стыд, привлекая к себе внимание. Такие «провалы» (регрессы) могут быть и в страх — перед старшими по положению фигурами. Реже — в гнев, когда клиент пытается защитить себя от стыда, вызванного критикой, реальной или предполагаемой. Беспомощность также будет переживаться таким образом, что у клиента нет ощущения контроля над своей жизнью, совсем. Есть ощущение, что они не может ничего изменить, как ни старается. Или даже не находит в себе сил стараться, настолько это кажется безнадежным. 3. Вина и самонападение За это все клиент будет чувствовать вину, стыд и жестоким образом критиковать сам себя за то, что он такой, что так обстоят дела, что он не может «ни с чем» справиться. Переживание собственной «слабости», беспомощности вызывает агрессию по отношению к «никчемному», не справляющемуся себе. Аутоагрессия может соматизироваться. 4. Тотальная небезопасность и внутреннее напряжение Чувство безопасности недостижимо, постоянное напряжение, клиент всегда наготове. Если расслабиться, «может что-то случиться». Как правило, нет конкретики, что именно случится. Всё, что угодно может произойти, потому что мир небезопасен, в принципе. Постоянное состояние боевой готовности сильно эмоционально выматывает клиента. Безопасности нет даже дома, потому что тревога подкидывает абстрактные поводы продолжать борьбу и не расслабляться: «пока ты лежишь в ванной, можно было бы сделать что-то полезное», «пока ты смотришь фильм, твои коллеги обучаются и развиваются». В итоге внутреннее расслабление не наступает, отдохнуть сложно, даже если никто извне, казалось бы, не мешает. Чаще всего ни домашние, ни начальник не упрекает клиента, что он «прохлаждается», решив отдохнуть. Это происходит изнутри. Узнали кого-то из своих клиентов? Были подозрения на психическую травму до этого? Пишите, если хотите почитать про внутреннюю динамику травмы и основы ее терапии. #коллегам #кПТСР #травма #статьи
🖤 Клиент с депрессией — как это понять? #коллегам Коллеги, я начала писать статью о том, как узнать клиента с психической травмой, но поняла, что сначала надо написать о том, как понять, что у вас в кабинете клиент с депрессией. Потому что депрессивное состояние — частая причина обращения клиентов с травмой (кПТСР). Конечно, не каждый клиент с депрессией имеет кПТСР. Депрессия может быть вызвана неблагоприятными обстоятельствами (потерял работу, не удовлетворен отношениями), быть эндогенной (иметь физиологические, а не психологические корни) и другими причинами. Тем не менее, как отделить депрессию от плохого настроения, пессимизма и злостного нежелания видеть ничего хорошего вокруг?) Именно как упорное нежелание видеть и ценить хорошее может восприниматься поведение депрессивного пациента, если вы не распознали, в каком он состоянии. Депрессия — определенного рода измененное состояние сознания. Человек смотрит на себя и свою жизнь через черное стекло. Эти когнитивные искажения при депрессии вызваны физиологическими причинами (нарушением в работе нейромедиаторов), а не тем, что клиент над вами издевается или злонамеренно сопротивляется тому, чтобы ему стало легче :) По этой же причине работа с депрессией не бывает краткосрочной — на физиологические изменения нужно время. О чем будет рассказывать клиент с депрессией? — О неудовлетворенности жизнью, постоянно сниженном настроении. Эмоциональный фон серый, независимо от внешних обстоятельств. — Удовольствие получать не выходит. Вещи, которые радовали раньше, больше не радуют. — Ничего не хочется. Клиент и хотел бы захотеть что-то и пойти это сделать — а желание не возникает никак. — Стал меньше двигаться. Не обязательно не встает с дивана даже на работу или в душ. Может, просто стал реже, чем раньше, ходить на встречи с друзьями, прогулки, необязательные мероприятия, тренировки. Жизнь может становиться серой: дом — работа — дом — залипнуть в телефоне. — Видит себя в негативное свете: что он ничего не достиг, ничего такого не сделал, а все, что делает — это ерунда. Также в негативном свете воспринимается окружающий мир: что в нем не к чему стремиться, ни в чем нет смысла, ничего не вдохновляет и не вызывает желания (достижимого желания). — Эмоциональное состояние может быть: 1) очень раздражительное; 2) очень тревожное; 3) очень подавленное, апатичное; 4) нормальное и даже бодрое на внешний вид при маскированной депрессии. Но, как правило, если в кабинете контакт состоялся, то защитное состояние 4 перейдет в состояние 3. Какие мысли и сомнения будут вам приходить, когда вы только начали слушать клиента и еще не знаете о депрессивном состоянии? Ваши переживания могут быть такими: «Ну, и пессимист», «Почему он так мрачно смотрит на жизнь?», «А точно ли все так плохо?». Клиент вызывает сочувствие, но неудачные попытки сделать рефреминг в более позитивную позицию могут злить. Клиент, как царевна из сказки: вы пришли спасать царевну, столько испытаний прошли, а она: «Что воля, что неволя — все равно». Поэтому в позицию «спасателя» не сползаем, хотя будет хотеться, ведь человеку объективно плохо. «Спасатель» будет злиться на клиента, разве нам это надо? Что делать, если вы подозреваете у клиента депрессию? ⚫️ 1. Спросить о суицидальных мыслях. Они могут быть, но клиент о них не всегда сам расскажет. И на каком этапе суицидальные мысли? Абстрактно «вот бы исчезнуть» или уже на уровне намерений, клиент продумывает способы ухода из жизни. 10-15% людей с тяжелой депрессией заканчивают жизнь самоубийством. Так что вопрос тяжёлый, но вы должны его задать. ⚫️ 2. Если подозреваете к клиента депрессию, можете порекомендовать дополнительную консультацию у врача-психиатра. Когда это нужно делать? 1) Когда симптомы клиента мешают ему выполнять свои обычные дела — например, клиент с трудом может встать с кровати, чтобы пойти на работу. 2) Когда клиент очень плохо себя чувствует: очень мало сил, тяжелые эмоциональные состояния, сильная тревога, бессонница. 3) Когда есть суицидальные намерения, обязательно. #депрессия
👩🏼‍🎓 Коллегам: хочу поделиться книгами по работе с детской травмой (комплексным посттравматическим расстройством), которыми сама пользуюсь в работе. Думаю, это тема крайне важна, потому что люди с кПТСР — самые «хрупкие» клиенты. Если не понимать, что с ними происходит, и не быть очень осторожными,  можно спровоцировать ретравматизацию. Тогда ситуация ухудшится, а начать следующую терапию клиенту будет сложнее — его защиты (в значении сопротивления) усилятся, а доверие окажется под угрозой. При этом клиент не придет и не скажет вам «У меня детская травма». Он придет с депрессией, созависимыми отношениями или другими последствиями своей травмы. Поэтому очень важно понимать, какая структура личности образуется в результате травмы, и уметь ее узнавать. 📚 Для этого хорошо помогут базовые книги: «Травма и душа» Д. Калшед (аналитическая психология), «Психические убежища» Дж. Стайнер (психоанализ), «Тело помнит все» (здесь больше про ПТСР, но про кПТСР тоже есть). 📗 «Комплексное ПТСР: руководство по восстановлению от детской травмы» П. Уокер. 📘 «В темнейшем из мест: ранняя травма отношений и пограничные психические состояния» М. Уэст. Я отложила себе еще несколько книг почитать на эту тему, ведь комплексная травма — частый гость в наших кабинетах. Не буду пока рекомендовать, пока не прочитаю) Есть книги, которые вы бы добавили в мой список? На своем канале я переводила пару статей о кПТСР: Схожесть и различия между ПРЛ и кПТСР кПТСР и нарциссические матери Близкое понятие — высокофункциональное ПРЛ, про него на моем канале: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4. Хотите почитать про травму больше и как я с ней работаю? #кПТСР #книги
🍫 Взаимосвязь между РПП и стилями привязанности Продолжение Исследователи предполагают, что поддержание хороших отношений и работа над развитием надежной привязанности к родителям и ровесникам может иметь положительное влияние на процесс исцеления от неудовлетворенности своим телом. Поскольку существует высокий риск перехода РПП в хроническую форму и возникновения серьезных сопутствующих заболеваний в будущем, информирование пациентов о возможном исходе будет способствовать более успешному лечению. Надежные отношения с партнерами, друзьями или семьей дают чувство безопасности, принятия и принадлежности. В свою очередь, эти чувства могут повысить самооценку и помочь принять себя. Такие доверительные отношения могут стать эмоциональной поддержкой для преодоления трудностей восстановления от РПП. Они также становятся практической поддержкой в процессе исцеления РПП при приготовлении еды, переключении внимания и планировании совместных приятных занятий в качестве мотивации для продолжения терапии. Как известно, поддерживающие отношения могут стать фундаментом для построения полноценной жизни. Они также могут стать ключевым фактором восстановления от РПП. Это могут быть отношения с друзьями или семьей, а также обращение за помощью к ним и профильным специалистам. Приведем примеры того, как надежные отношения могут улучшить отношения с едой и представления о своем теле. Психотерапевт может предложить не заменять отношения едой, а искать понимающих людей или чаще общаться с хорошими друзьями, заниматься общими делами, чтобы справиться с тревогой. Вот список того, что может помочь взрослому человеку выработать более надежную привязанность к значимым людям: · Развивать навыки общения; · Выстраивать четкие, адекватные границы; · Демонстрировать понимание и доброту; · Находить внутреннюю, а не внешнюю опору; · Вырабатывать терпимое отношение к одиночеству без ощущения отверженности и покинутости; · Помогать другим и просить помощи; · Отзываться на происходящее, а не реагировать; · Доверять себе самому и значимым людям; · Позволять близким друзьям выражать сомнения; · Прощать ошибки, не принимая их слишком близко к сердцу; · Четко разделять в голове понятия «я», «другой» и «мы»; · Принимать различия; · Выражать открытость и уважение; · Изучать себя и свои ценности. Уделяйте время выстраиванию близких, надежных взаимоотношений, социальной поддержке и развитию навыков общения — все это может внести значительный вклад в предотвращение и лечении РПП у подростков и взрослых. #РПП #теорияпривязанности #типыпривязанности https://bit.ly/3CX10Ol
🍫 Взаимосвязь между РПП и стилями привязанности Естественной частью человеческой жизни является потребность в любви, близости и формировании значимой связи. Надежные, близкие отношения не только положительно влияют на вашу жизнь, но даже способствуют долголетию укрепляют здоровье. Как же взаимосвязаны отношения, еда и расстройства пищевого поведения? Многочисленные исследования свидетельствуют, что динамика развития отношений может вызывать нарушения пищевого поведения — или наоборот, стать поддержкой при восстановлении от них. Согласно исследованиям, отношения могут положительно влиять на исцеление от таких симптомов и нарушений, как непринятие своего тела, компульсивное переедание, нервное переедание, булимию и другие РПП. Стили привязанности описывают способы, с помощью которых люди устанавливают и поддерживают отношения. Они могут быть надежными или ненадежными. Далее кратко описываются основные из них. Надежный стиль привязанности характеризуется позитивным восприятием себя и других. При этом человек способен создавать и поддерживать близкие взаимоотношения, терпимо относиться к различиям и справляться с эмоциональным стрессом. Тревожный стиль привязанности характеризуется необходимостью в поддержке, проблемами с доверием к окружающим и страхом отвержения. Для избегающего стиля привязанности характерно избегание близких отношений и близости, а также тенденция к отвержению чувств. Тревожно-избегающий стиль объединяет признаки тревожного и избегающего стилей. Для него характерно непоследовательное поведение в близких отношениях. В 2019 году был проведен мета-анализ взаимосвязи стилей привязанности и РПП. Он выявил, что люди с тревожными и избегающими типами были наиболее подвержены риску развития РПП. Трудности с установлением и поддержанием близких отношений, доверием окружающим, созданием близости и эмоциональным саморегулированием характеризуют оба стиля привязанности и могут способствовать развитию нарушений пищевого поведения. РПП может стать механизмом, помогающим справиться со сложными эмоциями. В 2022 году было проведено новое исследование, выясняющее взаимосвязь между ненадежными стилями привязанности и тем, насколько хорошо РПП поддается лечению при помощи углубленной когнитивно-поведенческой терапии. Результаты исследования устанавливают четкую связь между ненадежностью привязанности и малоуспешностью лечения, включая низкий уровень ремиссии и высокий показатель возникновения психопатологического РПП. Годом ранее проводилось исследование, изучавшее взаимосвязь между привязанностью к родителям и друзьям и неудовлетворенностью своим телом у подростков с РПП. Согласно ему, проблемы с доверием, коммуникацией и психологические нарушения коррелировали с непринятием своего тела. Продолжение следует... #типыпривязанности #РПП