ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ Русская церковная музыка началась со знаменного распева, возникшего во времена крещения Руси. Его название связано с использованием для его записи особых знаков нотации – «знамен». Их затейливые наименования связаны с графическим изображением: скамейца, голубчик, чашка, два в челну и др. Визуально знамена (иначе – крюки) представляют собой комбинирование чёрточек, точек и запятых. В каждом знамени заключена информация о продолжительности звуков, их количестве в данном мотиве, направлении звучания мелодии и особенностях исполнения. Интонации знаменного распева усваивались певчими и прихожанами церкви по слуху от мастеров знаменного пения, поскольку точную высоту звука знамена не фиксировали. Лишь в XVII в. появление в текстах особых киноварных (красных) помет сделало доступным обозначение звуковысотности крюков. Понять, что такое знаменный распев и оценить его красоты без обращения к духовной значимости распева в русской православной культуре, не представляется возможным. Образцы знаменных мелодий – это плоды высочайшего духовного созерцания их творцов. Смысл знаменного пения тот же, что и у иконы – освобождение души от страстей, отрешенность от видимого материального мира, поэтому старинный русский церковный унисон лишен хроматических интонаций, которые нужны при выражении человеческих страстей. Представляем вашему вниманию запись 2-го дня IX Открытого Межрегионального фестиваля "Под Покровом Пресвятой Богородицы" (2017 год), Свято-Благовещенский собор, клирос храма Всех Святых г.Гороховец (регент матушка Виктория). Песнопения Божественной Литургии и ирмоса Пасхального канона знаменным распевом. Вступительное слово благочинного приходов Гороховецкого округа настоятеля Свято-Благовещенского собора и храма Всех Святых г.Гороховца протоиерея Александра Степанова. Ведущая Ольга Гурова рассказала об истории и глубоком духовном смысле знаменного пения. youtu.be/...pz0
Храмы и монастыри
Описание православных храмов и святых мест Гороховецкого района Владимирской области
подборка · 2 материала
СВЯТО-ГЕОРГИЕВСКИЙ СКИТ. В 1365 году Сергий Радонежский по просьбе митрополита Московского Алексия и юного великого князя Дмитрия Ивановича направился в Нижний Новгород повлиять на князя Бориса Константиновича, спорившего о власти со своим братом. Преподобный пришел в Нижний пешком и, пригрозив отлучением от церкви, смирил гордого Бориса. На обратном пути уже тогда прославленный игумен благословил строительство пустыни неподалеку от Клязьмы, где была устроена деревянная церковь в честь Святой Живоначальной Троицы. По преданию, Сергий Радонежский подарил новоустроенной обители серебряный позолоченный напрестольный крест, сохранявшийся там до 1930-х годов. Новая пустынь не теряла связей с Троице-Сергиевым монастырем, а при жизни преподобного — и с ним самим. После победы русских войск в Куликовской битве, перед которой Сергий Радонежский лично благословил Дмитрия Донского и его войско, в Троицкой пустыни близ Гороховца был выстроен второй деревянный храм в честь святого Георгия Победоносца — в память великой победы над татарами хана Мамая. С той поры пустынь стали называть Георгиевской. Георгиевский скит Гороховецкого Свято-Троице Никольского монастыря на Клязьме / Монастырский вестник (monasterium.ru) В 1996 году она была передана как Георгиевский скит Свято-Троице-Никольскому мужскому епархиальному монастырю. Свято-Георгиевский скит - уникальное благодатное место для тихой паломнической молитвы, отдыха и реабилитации с неугасимой лампадой у иконы преп. Сергия Радонежского.