Найти в Дзене
Читая Библию

Читая Библию

Совместное чтение и обсуждение Св. Писания
подборка · 58 материалов
☦ 25 июня. Неделя 3-я по Пятидесятнице 📖 "Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?" (Матф.6:22-26). 🖋 Стихи Мф 22-23 о светильнике для тела имеют параллель с Лк 34-35. И если у Мф эти слова Христа являются частью Нагорной проповеди, где сконцентрировано этическое учение Евангелия, то Лк поставляет их совсем в иной контекст - обличения фарисеев и книжников за их приверженность к внешним формам религии в ущерб внутреннему, духовному содержанию. Это наглядный пример того, что ко времени написания синоптических евангелий существовала только устная традиция передачи слов Христа. Хотя возможно и наличие записей изречений Господа, о которых известно из книг Папия Иерапольского, мужа Апостольского. В любом случае, Мф и Лк выступали не столько авторами написанных ими евангелий, сколько редакторами известного уже многим материала. Этот факт и побудил некоторых исследователей Нового Завета заняться изысканием "аутентичного учения Иисуса", которое будто бы рассеяно по всем евангелиям. Они считали, что, если выделить эти элементы в тексте, освободив его от позднейших "комментариев" евангелистов, можно составить более точный портрет "исторического Иисуса". Обычно эти поиски приводили к тому, что евангельский Иисус превращался в простого раввина, ничем особо не выделявшегося из числа других иудейских учителей. А все что говорилось в евангелиях о Его божественной природе - учение о Боге, невероятные чудеса, и даже Его Воскресение, объявлялось позднейшими вставками церковных авторов. Понятно, что такая препарация евангельского текста ничего общего с научным исследованием не имеет. Всякая попытка разделить евангельский текст на более и менее важный, бессмысленны, так как всегда будет иметь под собой субъективные предпочтения исследователя. То, что все написанное евангелистами есть непреложная истина, подтверждается верой Церкви, которая основана на живой проповеди Апостолов. И если и встречаются различные редакции слов Христа у евангелистов, то они не только не нарушают общий смысл Его учения, но еще более его проясняют. Так слова о том, что око светильник для тела человека у Мф и у Лк хотя и стоят в различном контексте, но смысл их один: внутреннее важнее внешнего. Только у Мф иллюстрацией к этому тезису служит учение Иисуса о невозможности служения двум господам: Богу и мамоне, а у Лк - фарисейская зацикленность на ритуальной чистоте. Итогом Мф является призыв к отказу от безудержной погони за земными благами, которые мешают созиданию духовной жизни человека, а у Лк - перенос усилий по духовному совершенству с внешней стороны религии на внутреннюю, духовную. И то и другое - ради очищения сердца, этого духовного ока человека, от которого зависит всё благо его жизни.
Исцеление слепорожденного
Читая Евангелие дня, подумал: Господь не исцелил слепого, в обычном понимании этого слова. Ведь исцелить можно того, кто утратил здоровье, кто знал, что значит быть здоровым. А евангельский слепой не знал, потому что родился таким, - имел несчастье, о котором даже и не подозревал. Ну вот как вы объясните глухому от рождения, что такое музыка, и чем Моцарт, скажем, отличается от Сальери? Никак! Так и слепой, даже не знал о существовании того мира, о котором знал лишь понаслышке. И каким прекрасным...
☦️ 14 мая. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне 📖 “Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе” (Ин 4:23, РСП). 🖋 Это пожалуй самое таинственное и самое важное богословское место в сегодняшнем чтении Недели о самаряныне. Таинственное, потому что все, что сказано в Библии о Боге Самом в Себе глубоко и непостижимо для немощного человеческого разума. Тем не менее, то, что людям необходимо знать о Боге, в Библии изложено достаточно определенно. Вот и в беседе Христа с самарянкой, несмотря на ее краткость, содержится самый главный догмат христианской веры - о Боге Едином во Святой Троице. Хотя на первый взгляд, речь здесь о другом: как видно из текста, предметом для рассуждений послужил вопрос практический: где должно совершать богослужение? Тринитарный дискурс ответа Иисуса самарянке становится понятен, если читать этот текст в широком контексте - в контексте всего евангелия от Иоанна. Намек на это сделали древние отцы-литургисты, составлявшие годовой круг церковных евангельских чтений - зачал. Так, в субботу перед неделей о самарянке положено читать отрывок, в котором Христос говорит иудеям: “Познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин 8:32). Иудеи призыв к освобождению понимают чисто в политическом смысле: "Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?" (Ин 8:33). Тогда Иисус разъясняет им, что есть истинная свобода: "Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин 8:34). И далее об условии получения свободы: "Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин 8:36). Начиная с утверждения "Истина сделает вас свободными"., Иисус заканчивает словами: "Сын освободит вас". Эти два утверждения соединяются в одно высказывание в прощальной беседе Христа с учениками: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоан.14:6). А значит, Иисус и есть Истина, и всякий познающий истину с неизбежностью приходит к отождествлению Истины и Личности Иисуса. Но и это еще не все. Иоанн больше других евангелистов употребляет слово "истина" в своих писаниях. Чаще всего, как синоним слова "правда". Но в одном из отрывков, Иисус, говоря о диаволе, называет истиной Самого Бога Отца: "[Сатана] был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины" (Иоан.8:44). То, что под словами "не устоял" следует понимать не моральный аспект, а онтологический, видно из другого писания Иоанна. В одном из мест Апокалипсиса, где говорится о битве светлых ангелов с темными, о судьбе диавола и ангелов его сказано: "Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе" (Откр.12:8). Небо в Библии - духовная реальность, жилище Самого Бога. Быть низринутым с Неба, значит лишиться общения с Творцом. Следовательно, слова Христа "не устоял в истине", следует понимать, как "не устоял в Боге". Говоря о том, что Богу должно поклоняться в духе и истине, Иисус приоткрывал самарянке учение о Святой Троице: невозможно истинное служение Богу, если оно совершается не в Духе Святом и не по вере в Единородного Сына Божия, Который есть Ипостасная Истина.
Беседа о Хлебе Небесном
☦ 1-5 мая. Седмица 3-я по Пасхе. Беседа о Хлебе Небесном 📖 "Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира" (Иоан.6:48-51, РСП). 🖋 Беседа о Небесном Хлебе - одна из важнейших частей евангельского учения. В ней Иисус раскрывает суть Своей миссии по спасению рода человеческого через веру в Него и соединение с Ним...
☦️ 29 апреля. Суббота Фоминой седмицы 📖 "После восьми дней опять были в доме ученики Его и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел; блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин 20:26-29, РСП). 🖋 Непонятно как, но Фома на этот раз оказался среди учеников. Скорее всего, из-за смятения, которое вызвала в его сердце весть о воскресении Учителя. Он, конечно же, не верил друзьям, считая, что рассказами о Воскресении его просто " разводят" как маленького ребёнка, который потерял отца, и которому теперь для успокоения рассказывают всякие небылицы о жизни после смерти. Но за годы совместной жизни, ученичества и трудов по проповеди Царства Божия, он так сроднился с ними, что уйти, чтобы начать новую жизнь, у него не получалось. Наверное ему было нелегко блюсти траур в окружении ликующих учеников, но чувство любопытства пересиливало, – чем же, наконец, закончится это "массовое помешательство"? За прошедшие восемь дней он много раз слышал в свой адрес "неверующий", но не обижался, а только грустно вздыхал, глядя на "поехавших крышей" друзей. Ах если бы это было правдой, и Он действительно Воскрес! Фома бы первый побежал к Нему хоть на край света, только бы увидеть Его еще раз, услышать Его голос, согреться в лучах Его любви... Мечты, мечты... Все изменилось в один момент: Иисус появился внезапно, там, где находились ученики, "дверем затворенным". Фома вовсе не испугался и не упал в обморок от неожиданности, – он был человек с твёрдыми нервами. Но Христос стоял прямо перед ним совершенно ЖИВОЙ, и этот факт требовал осмысления. Приведение? Нет, не похоже, – в глазах не блазнит, на сквозняках не колышется, да и тень как у обычного человека. Близнец? Но Иисус был единственным Сыном Марии. Говорят, что Фома сам был так похож на Господа, что получил из-за этого прозвище Близнец. Но перепутать своё отражение с Иисусом, – ни за что! Остается самое худшее – сумасшествие. Пребывая среди помешанных очень легко самому впасть в безумие. Значит всё-таки галлюцинация. Господь Сам приходит на помощь ученику, который своим упорным неверием действительно оказался на грани помешательства: "Подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои". Вера пронзила Фому как молния, как выстрел в упор, накрыла, как морской вал, выросла как столп огненный высотой до неба! Он вдруг осознает не только факт Воскресения, но и Божественное достоинство Воскресшего. "Господь мой и Бог мой!" Этих слов никто и никогда не говорил Иисусу. Даже Петр, назвавший Иисуса Сыном Божиим. Такими словами подобает обращаться только к Богу Авраама, Исаака и Иакова. К Богу, выведшему евреев из Египта, сохранившему в пустыни и приведшему в землю обетованную. К Богу, повелевшему воздвигнуть Храм в честь Его имени в Иерусалиме, и там совершать Ему служение и обращаться в молитвах. Да, вера Фомы – результат встречи с Чудом. Но и для каждого христианина встреча со Христом – чудо, от которого рождается вера. И каким бы не был опыт этой встречи, она всегда несёт в себе свет Воскресения Христова.
☦️ 20 апреля. Четверг Светлой седмицы 📖 "Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин 3:4-5, РСП). 🖋 Общим настроением современного евангельским событиям еврейства было ожидание скорого наступления Царства Божия. Главным признаком того, что оно наступило, должно было стать явление Царя Мессии, обещанного пророками. Но какими качествами должен обладать Мессия, к чему должен вести избранный народ, каковы условия вступления в Его Царство, - эти и другие вопросы не только волновали, но и продолжают волновать иудеев сегодня, спустя 2000 лет. Так ли это важно для открытия Царства Божия? Может быть, когда придет Мессия, Он даст людям такие знамения, которые развеют все сомнения: "Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?" (Матф.11:3). Нет, отвечали и продолжают отвечать на этот вопрос иудеи. Мы сами определим, кто мессия, а кто нет. В этом суть обращения к Иисусу Никодима, "князя жидовского". Сама форма этого обращения обличает всю суть фарисейского отношения к этому вопросу, решение которого - по мнению иудеев - вполне под силу "специалистам" в Законе. "Мы знаем", - начинает Никодим и сразу попадает в ловушку, которую приготовили для него таннаи – иудейские толковники, создавшие Мишну (т.н. устную Тору), ставшую основой Талмуда, заменившего иудеям богодухновенную ветхозаветную религию после потери Храма и богослужения. Знать что-либо о Царстве Мессии люди не могли в силу того, что смысл всех библейских пророчеств становится вполне явным только тогда, когда они исполняются. Так братья сыновья Иакова (и даже сам Иаков) ничего не поняли, когда Иосиф рассказал им свои сны о снопах и звездах. Пророчество Даниила о разрушении колосса на глиняных ногах тоже стало понятно только после произошедших в мире политических катаклизмов. Пророчества же о Мессии были еще более загадочны, и чтобы увидеть их исполнение нужно было иметь чуткое, а главное - чистое, как у младенца, сердце. Не входя в разбор фарисейских заблуждений о Мессии, Иисус и пытается донести до Никодима эту мысль. Словами "Истинно, истинно говорю тебе" Он как бы показывает Никодиму, что все, что он "знает" о Мессии по большей части выдумки фарисейских учителей, почитавших себя такими специалистами в Законе, что свои комментарии к Торе (Ветхому Завету) они считали выше самой Торы. Кажется странным, что Никодим не понимает слов: "Если кто не родится свыше..." Фарисеи как раз и славились тем, что кроме буквального смысла искали в словах Писания другой, более глубокий смысл (к сожалению, только на основании "предания старцев" (Мр 7:3)). Следовательно для Никодима не составляло труда понять, что Христос говорит иносказательно. Но он почему-то понимает эти слова буквально: "как это может быть?" Дело в том, что греческое слово ἄνωθεν имеет два смысла: "свыше" и "снова". Никодим понимает его именно во-втором смысле, что понятно из его вопроса. Иисус и Никодим разговаривали на более простом, арамейском наречии, не предполагавшем такой многозначности, какая свойственна греческому языку. Но при написании своего евангелия ап. Иоанн выбрал именно это слово, которое гармонично совместило в себе два смысла для грекоязычного читателя, но в то же время скрыло от нас, русскоязычных читателей его второй смысл - "снова", т.е., еще раз. Слова о втором рождении так шокировали Никодима, что он не понимал их даже после того, как Иисус разъяснил, что имеет ввиду особое рождение "от воды и Духа". Несмотря на это, Христос продолжил излагать свое учение, в котором заключены основные богооткровенные истины: о Боге едином в Троице и о спасении верой в Крестную Жертву Сына Божия. Слова и дух этой беседы так подействовали на Никодима, что, несмотря на высокое положение (член синедриона!), он сделался учеником Господа, хотя и тайным - "страха ради иудейска".