Найти в Дзене
Обязательные инструкции

Обязательные инструкции

для начинающих
подборка · 6 материалов
Как довести маэстро (и остаться в оркестре)
Маэстро — это человек, который умеет превращать хаос в музыку. Но у каждого дирижёра есть предел терпения. Хотите проверить сколько у него этого самого терпения? Держите инструкцию. (Сразу предупреждаю: повторять на репетиции опасно для здоровья и партитуры.) Прийти на репетицию на 7 минут позже — это просто невнимательность. Прийти на 27 минут позже в концертный зал, с кофе, плюшкой и фразой: «А я думал, что мы сегодня в репетиционном...» — это искусство. Маэстро улыбнётся. А в глазах зажжётся огонь… репетиционной дисциплины...
«Закулисье: что происходит, когда публика уходит, а оркестр остаётся»
Публика аплодирует стоя, цветы летят на сцену, дирижёр благодарит, артисты кланяются — финальный аккорд. Занавес. Свет. Конец? О, нет. Закулисье только начинается. 😏 Когда зритель покидает зал, в филармоническом воздухе происходит трансформация. Оркестр из величественного организма превращается в… человеческий. Очень человеческий. Смокинги тут же превращаются в мешающие конструкции, галстуки слетают, туфли меняются на кеды. Первый скрипач уже в джинсах. Контрабасист ищет кофе. Флейтистка уже заказала доставку в антракте и теперь раскладывает роллы на гримёрном столике...
🎧 «Музыкальные фэйлы, которые никто не должен слышать (но все слышали)»
Существует миф, что оркестр — это идеально отлаженный механизм. Снаружи — да: смокинги, сияющие скрипки, блеск меди, важные лица. Но внутри — это лотерея. Никто не знает, кто и когда сыграет фальшивую ноту, но все знают: это случится. И желательно не с тобой. 🤞 Самый частый фэйл — вылезти не в том такте. Казалось бы, у тебя восемь тактов отдыха, ты считаешь, считаешь… и вдруг осознаёшь, что уже нужно играть. Но уже поздно. Влетаешь, как поезд без тормозов. Особенно эффектно это у медных : ничего не происходит, и вдруг — БАААМ...
🎭 За кадром: курьёзы и недоразумения на концертах
Есть мнение, что концерт — это священный ритуал, где всё выверено до доли секунды, а каждый звук пронзает небеса. Мнение хорошее. Особенно у тех, кто ни разу не стоял перед оркестром, в котором альтист только что пролил кофе на ноты ☕, трубач забыл, где у него пауза 🎺, а валторнист вообще пришёл с температурой 38, потому что «ну а кто, если не я». 🎻 Симфония хаоса Публика сидит с умным видом, в ложе театральный критик делает важные пометки (на самом деле — зарисовывает кларнетиста ✏️), а на сцене в это время происходит опера под названием «Держимся изо всех сил»...
⏱️ Репетиция vs концерт: почувствуй разницу
«Репетиция — это когда в зале жара, музыканты в шортах и всё звучит потрясающе. Концерт — когда все в смокингах, а вступление ушло в соседнюю тональность.» Снаружи всё кажется просто: репетируют — играют — хлопают. Но дирижёр знает, что между репетицией и концертом пролегает пропасть. С оркестровой ямой, страховкой на удачу и альтами, которые решили всё сыграть иначе. На репетиции всё идеально. — Виолончели поют, как в Вене — Трубы вступают идеально вместе — Даже кларнетисты шутят В зале — тёплый свет, в шортах — полоркестра, в руках у дирижёра — кофе и план...
Как выжить на репетиции и не сойти с ума 🎼🎶
(практическое руководство от никому не известного дирижёра) Репетиция — это не просто встреча, где музыка рождается. Это поле боя, где твои великие планы сталкиваются с реальностью: «Почему у флейтиста опять насморк?», «Почему виолончелист играет как будто только что проснулся?» и, конечно, вечный вопрос — «У кого есть лишний карандаш?» ✏️ Вот несколько правил выживания, которые тебе никто не расскажет на уроках в консерватории: 1. Читай мысли, но только если они хорошие 🧠✨ Дирижёр — это почти экстрасенс...