Найти в Дзене
Отзывы на прочитанные книги

Отзывы на прочитанные книги

Друзья, в этой подборке я делюсь с вами мнением о прочитанном. Сейчас тут есть отзывы на книги для семейного чтения, научно-популярную литературу и некоторые концептуальные для меня произведения. В будущем рубрика будет пополняться.
подборка · 9 материалов
207 читали · 2 года назад
Роман Мережковского «Пётр и Алексей» как история о токсичном родителе и травматике Я глубоко убеждена, что никто не описал детскую травму отверженности лучше, чем Мережковский. Царевич Алексей в его романе - ярчайший пример человека, выросшего в психологически неблагополучной семье. Тут и развод родителей, и отсутствие принятия со стороны отца, и домашнее насилие, и весьма грустные последствия всего этого. Алексей Петрович у Мережковского - типичный антигерой. Не злодей, так как он не делает зла осознанно, но и не герой. В нём есть стремление творить добро (вспомним, как он пожалел нищего, как щедро одарил Докукина в первой главе), но он инфантилен. Откуда всё взялось? Из детства, из детства: «Подбежать бы к отцу, броситься на шею, обнять и целовать, и плакать от радости. Но резко и отчетливо, как барабанная дробь, раздаются слова, подобные словам указов и артикулов: – Сын! Для того я взял тебя в поход, чтобы ты видел, что я не боюсь ни трудов, ни опасностей. <…> Но если разнесет мои советы ветер, и не захочешь делать то, что я желаю, то не признаю тебя своим сыном и буду молить Бога, чтоб Он тебя наказал и в сей, и в будущей жизни…» Вот она - травма отверженности. Примерно там же мы видим ситуацию глазами Петра, который не понимает, «как он мог родить такого сына». Типичное поведение токсичного родителя: придумать, каким должен быть ребёнок, возмутиться, что в реальности он не идеальный, а обычный, и жестоко его за это карать. Причём сын (дочь) может хоть наизнанку вывернуться, пытаясь соответствовать установленным стандартам. Не поможет: «Чем больше старается, тем больше требуют. Ни сроку, ни отдыху. Кажется, издохнет от усталости, как загнанная лошадь. И знает, что напрасно все – «на батюшку не угодит никто ничем». Вот они - корни инфантильности и некоторой пассивности, характерных не только для царевича Алексея, но и для травматиков в принципе. Ребёнок токсичных родителей быстро усваивает: хоть действуй, хоть не действуй, они всё равно будут недовольны. Так зачем тратить силы? Почему я уже во второй раз назвала Алексея Петровича инфантильным? Смотрите: человек с рождения живёт в драконьем логове, но ему и в голову не приходит попытаться себя защитить от отца-дракона: собрать свою «партию» при дворе, прикормить тех приближённых к императору, которые на него обижены, наладить контакты с гвардией, с иностранными дипломатами. Младшая сестра нашего героя, кстати, примерно так себя и вела, потому и сумела выжить при дворе Анны Иоанновны. С другой стороны, сын и дочь Петра I были слишком разными по психотипу. Елизавета знала, как расположить других к себе. Алексей - нет. Мережковский подробно показывает, что выстраивать отношения с людьми травматик не умеет. Ему, не знавшему ни принятия, ни любви, сложно даже представить эти чувства. Не говоря уже о том, чтобы их проявлять. В романе «Пётр и Алексей» у Алексея Петровича нет ни единого друга. Есть слуги, придворные, прихлебатели разных мастей. А друзей и сторонников нет. С женой он холоден, а отношения с любовницей больше похожи на психологическую зависимость. Со всеми неизбежными перегибами. Помните единственную сцену, когда Алексей - человек спокойный и сдержанный, - впадает в бешенство? Правильно, когда он подозревает Ефросинью в измене. С ревностью вообще сложно бороться, а для травматика риск потерять любимую - Апокалипсис локального масштаба. Потому что недолюбленный человек накрепко привязывается к тем, от кого видит хотя бы немного тепла. Как по мне, роман «Пётр и Алексей» - очень полезная книга. В ней по полочкам разложены и механизм возникновения детской травмы, и её типичные проявления. Я бы особенно рекомендовала эту книгу людям, у которых есть дети и тем, кто в будущем собирается стать родителями. Фото с сайта labirint ru.
Что меня впечатлило в книге «Занимательная Греция»? За что статую бросили в море, а потом помиловали? Как греческого героя Аристомена выручила лисица? И почему греки пугали рабов тем, что отправят их смотреть Олимпийские игры? Ответы на вопросы - в книге «Занимательная Греция». Её автор, Михаил Гаспаров, превратил античную историю в сериал: яркий, остросюжетный, увлекательный. Первый «сезон» посвящён греческим мифам и легендам, а потом начинается история: первые греческие города, первые правители, философы, писатели… Гаспаров любит своих героев. Меня удивило, что они у него живые, со своими привычками и характерными чертами: например, спокоен даже перед лицом смерти Сократ, хочет быть первым - неважно, в хороших делах или плохих - Алкивиад, ищет покоя Эпикур. Книга Гаспарова помогла мне узнать об истории Древней Греции больше, чем любой учебник. Когда исторические факты приправлены юмором и увлекательной манерой повествования, информация легко остаётся в памяти. Пожалуй, это первая книга такой толщины, которую я прочитала с удовольствием от первой до последней страницы.
Нет биологического закона, согласно которому мы обязаны стареть. (с) С этого тезиса начинается книга Дэвида Синклера «Жизненный план». Несмотря на большой объём (более 600 страниц), я прочитала её очень быстро. Автор очень подробно разбирает тему старения, которое считает не естественным биологическим процессом, а болезнью. Исследование не любительское, Дэвид Синклер - биолог, профессор в области генетики. Он обращает наше внимание на то, что привлекательно не долголетие само по себе, а активная жизнь даже в 70, 80, 90 лет. Как продлить не просто жизнь, а молодость - вот вопрос, на который ищет ответ автор. Он разбирает старение на генетическом уровне, пытается разобраться, что именно запускает в клетках мутации, которые приводят к болезням и смерти. Мне понравилась теория про недобор калорий, который помогает активировать защитные механизмы клеток и замедлить старение, и избыток калорий, который убивает. Интересно было читать и про жизнь при прохладной температуре - по мнению автора, это тоже омолаживает. Глава «Облик грядущего» уже не так опиимистична. Здесь Синклер рассуждает о перенаселении и других проблемах, которые станут явью, если все люди начнут жить по 100 и более лет. Но уже в следующей главе он ищет ответы на эти вопросы. Конечно, рассуждения о переселении на другие планеты пока выглядит утопией, хотя… Кто знает, как далеко зайдут технологии к тому моменту, когда наступит поголовное долголетие? Книга неоднозначная, но читать её стоит - хотя бы из любопытства.
Что я думаю о романе Ребекки Хардиманн «Не как у людей» Это очень ирландская книга - здесь слились воедино мрачноватый юмор и жизнелюбие, характерные для людей этой нации. Мы видим семью Гогарти и близко знакомимся с тремя её членами. Бабушка Милли не хочет переезжать в дом престарелых и мириться с солидным (83 года) возрастом. Её сын, Кевин, кое-как поддерживает порядок в своём большом семействе, и безуспешно пытается найти работу. Внучка Милли и дочь Кевина, Эйдин, страдает в школе, похожей на колонию строгого режима. И это сближает её с бабушкой, несмотря на то, что раньше между ними не было тёплых отношений. А ещё их сближают знакомые из Америки, внезапно появившиеся в семье Гогарти. Милли подружилась со своей сиделкой, Сильвией, а у Эйдин завязываются отношения с её племянником Шоном. После того, как из-за вскрывшегося обмана Сильвию увольняют, она и Шон возвращаются в Америку. А Милли и Эйдин, которым надоело заточение в своих «тюрьмах», решают лететь к ним - в один из южных Штатов, так непохожий на их родную Ирландию. После того, как выясняется, что они сбежали, семья Гогарти сплачивается. Забыты мелкие ссоры между детьми, да и их родители, стоявшие на пороге развода, пересматривают свои отношения. Здесь нет стандартного хэппи-энда, но в конце понимаешь, что всё у большого семейства всё будет хорошо. Что мне больше всего понравилось? Детективная линия. Кое-кто из персонажей окажется вовсе не тем, за кого себя выдаёт, но не буду спойлерить. Милая деталь - Эйдин часто сочиняет лимерики, это популярные в Великобритании и Ирландии короткие стихи. Они тоже добавляют роману колорита. Минусов у книги почти нет, но меня немножко покоробило описание некоторых бытовых деталей. Книга написана лёгким языком, читается быстро. Рекомендую!
131 читали · 2 года назад
10 книг, которые на меня повлияли У кого-то из блоггеров был такой флешмоб. Решила к нему присоединиться. Вот те книги, которые меня сформировали. Это не рейтинг, а просто перечисление. 1. Дмитрий Мережковский, «Пётр и Алексей» 2. Алексей Ремизов, «К Морю-Океану» 3. Мария Домбровская, «Ночи и дни» 4. Генрик Сенкевич, «Крестоносцы» 5. Божена Немцова, «Бабушка» 6. Александр Дюма, «Виконт де Бражелон или 10 лет спустя» 7. Софья Прокофьева, «В стране легенд» 8. Дмитрий Балашов, «Младший сын» 9. Исай Калашников, «Жестокий век» 10. Юрий Пармузин, «Осторожно, пума!» А какие книги повлияли на вас?
109 читали · 2 года назад
«К Морю-Океану» - моя любимая книга для детей Писателя Алексея Ремизова мало кто знает, а жаль. Его «К Морю-Океану» - интереснейшая фантазия на тему славянских мифов. Главные герои книги, Алалей и Лейла (не знаю, почему автор решил дать ей восточное имя) идут к Морю-Океану, о котором им рассказала волшебная Щука. Они отправляются в путь летом, его сменяет осень, потом наступает лютая зима, но не задержится и весна. Каждому времени года соответствуют несколько коротеньких рассказов о странствиях главных героев. Леса, поля и болота, через которые они идут, густо населены персонажами славянской мифологии. Водит весенней ночью хоровод весёлая нечисть: лешие, домовые, русалки… Тащится на свою колокольню Колокольный мертвец. Караулит давно опустевшую избу ведьмин питомец - Коловёртыш. Ходит по лесу добрый старик - Белун. Пускает с неба Громовник стрелу - крес! А где-то далеко-далеко бьёт о берег «непокорное, необъятное Море-Океан». Алалей и Лейла встречаются с разными существами: добрыми и злыми, опасными и не очень. О многих из них я впервые узнала из книги Ремизова. По сути, «К Морю-Океану» - увлекательная энциклопедия по славянской мифологии. Но это произведение - не пересказ преданий, а увлекательная история с динамичным сюжетом, написанная поэтичным языком. Очень советую её прочитать. Иллюстрация художницы Веры Павловой