Найти в Дзене
Понять мир через нейронауку

Понять мир через нейронауку

Как работает мозг и чем это знание нам полезно?
подборка · 33 материала
1 месяц назад
Баланс удовольствия и разума: скрытая роль орбитофронтальной коры
Каждое наше решение, даже самое простое, — это крохотная экспедиция. Мы выбираем, что съесть на завтрак, как ответить коллеге, стоит ли повернуть на незнакомую улицу. Казалось бы, маленькие шаги, но за ними скрывается целая вселенная нейронов и сигналов. И в центре этой вселенной находится орбитофронтальная кора (OFC), участок мозга прямо над глазами, который стремится искать баланс между различными устремлениями и желаниями. Представьте витрину с десертами. Торт выглядит аппетитно, но в нём много калорий...
1 месяц назад
Между хаосом и контролем: нейробиология обсессивно-компульсивного расстройства
Наш разум постоянно балансирует на грани порядка и хаоса. Даже простая мысль требует согласования множества сигналов, оценок и решений, которые происходят одновременно и почти незаметно. При обсессивно-компульсивном расстройстве этот хрупкий баланс нарушается: мозг начинает сомневаться в том, что уже сделано, и повторяет действия, словно стремясь заглушить внутреннюю тревогу. Нейронаука считает, что ключевым участком в этой драме может являться передняя поясная кора (ACC) — участок, ответственный за распознавание несоответствий, распределение внимания и оценку усилий...
1 месяц назад
Как наш мозг воспринимает картины?
Картины окружают нас повсюду — от шедевров музеев до изображений в социальных сетях. Мы привыкли думать, что «воспринимать картину» — значит просто «увидеть её глазами». На самом деле это сложный процесс, в котором участвуют десятки зон мозга, а результатом становится уникальное сочетание зрительных данных, эмоций, воспоминаний и культурного опыта. Разберём по шагам, что именно происходит в нашей голове, когда мы смотрим на произведение искусства. Когда мы смотрим на картину, всё начинается с чисто сенсорного этапа...
1 месяц назад
Как коллективное мышление помогает учиться?
Почему мы учимся лучше, когда работаем в группе? Почему совместное обсуждение сложной темы с может внезапно привести к её пониманию, хотя объяснение учителя не дало того же эффекта? Современные исследования могут объяснить почему это происходит так. Оказывается, дело не только в социальных факторах или эмоциональной поддержке — на уровне мозга происходят объективные процессы согласования и коллективной синхронизации. Когда мы взаимодействуем наши мозговые ритмы могут "настраиваться" друг на друга,...
1 месяц назад
Нейронаука усталости: как мы теряем контроль?
Вы когда-нибудь ловили себя на том, что делаете что-то, но не помните, как? Читаете страницу, а потом осознаёте, что не поняли ни слова. Вводите пароль, не глядя на клавиатуру, но не можете вспомнить, какие именно клавиши нажали. Доезжаете до дома, не вспомнив ни одного поворота. Всё правильно и работает, но как-будто без вас. В такие моменты мы говорим: "Я просто делал всё на автомате". Но что это за автомат? Кто, или что, действует за нас, когда внимание уходит? Это не метафора. Это — нейрофизиологическая реальность...
2 месяца назад
Гипноз с точки зрения нейронауки
Гипноз часто окутан мифами и недопониманиями. Многие представляют его как состояние сна или полусна, таинственный и загадочный мир, где человек теряет контроль над собой. Но современная наука предлагает совершенно иной взгляд: гипноз — это не погружение в сон, а особое состояние бодрствующего сознания, в котором ум остаётся активным, но перераспределяет своё внимание и восприимчивость. Это состояние внутренней концентрации и глубокой настройки, в котором реальность и воображение переплетаются, а мозг перестраивает привычные механизмы восприятия...