Найти в Дзене
ИКОНОГРАФИЯ

ИКОНОГРАФИЯ

Рассматриваем каноны и истолковываем иконографические темы и сюжеты
подборка · 22 материала
ИЛЬИН ДЕНЬ Илия пророк — один из самых почитаемых в христианском мире ветхозаветных пророков. Пророк Илия чтился на Руси не только как прорицатель и грозный обличитель идолопоклонства. Ему приписывали чудодейственную власть над стихийными силами природы — грозой и тучами, громом и молниями. Крестьяне просили у него дождя и хорошей погоды. Этим обусловлено широкое распространение иконографии «Огненное восхождение пророка Илии», несравнимое с популярностью этого сюжета с другими странами православного мира. Илия жил в первой половине IX века до нашей эры. По преданию, за аскетическую жизнь и борьбу с язычеством по окончании земного служения был взят в огненной колеснице живым на небо. Согласно легенде, Илия должен был явиться на землю перед пришествием Мессии, поэтому в новозаветных текстах его отождествляли с Иоанном Крестителем. А взятие Илии на небо, так называемое «Огненное восхождение», толкуется также как прообраз «Вознесения Господня». Память святого празднуется 2 августа по новому стилю. Казаки и служилые люди, основавшие под Кузнецком в первой половине XVII века село Красный Яр, считали Илию своим покровителем. По легендам, он не раз помогал им отражать нападения кочевников. В благодарность они переименовали село Красный Яр в Ильинку. Пророку же посвящён и сельский белокаменный храм. Иконография. • Икона «Огненное восхождение Илии пророка» рассказывает о нескольких сценах из жизни святого. • Композиция двухрядная, в ней противопоставлены «земная» и «небесная» сферы. • Центр композиции – крупная фигура пророка, удалившегося в пещеру в пустыне на время засухи, которую он за идолопоклонство наслал на царство Ахава. Пророка питает ворон, несущий ему хлеб (прообраз просфоры). По средневековым представлениям, вороны не кормят даже собственных птенцов, которые выживают благодаря Божьей помощи. • Внизу справа спящему Илие является ангел с лепёшкой и кувшином воды. Напротив изображено, как ударом плаща-милоти Илия разделяет надвое воды Иордана, чтобы перейти через него со своим учеником Елисеем. • Всю верхнюю часть композиции («небо») занимает огненный вихрь с многочисленными языками пламени. Илия на огненной колеснице, запряжённой крылатыми конями, покидает землю. А свою милоть он сбрасывает Елисею, который стоит на земле, воздев руки к небу. Икона «Огненное восхождение пророка Илии с избранными святыми на полях» (Урал, вторая половина XIX в, дерево, левкас, темпера). Из коллекции Новокузнецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_коллекция #НХМ_иконография
ПРАЗДНИК ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Над русскими землями сияет символический Святой Крест, образуемый великими иконами Богоматери: в центральных землях – Владимирская, на востоке – Казанская, на юге – Иверская, на западе – Почаевская, а на северных рубежах – Тихвинская. Поэтому Тихвинскую икону называют Северной Царицей. Тихвинская – символ несокрушимости веры и Православной России, напоминание о том, что не одним оружием одерживаются победы. Предания приписывают создание этой иконы евангелисту Луке. Он написал образ Приснодевы с натуры ещё при её жизни. Царица Небесная залюбовалась этим шедевром, благословила его и наделила властью творить чудеса. Как гласят предания, икона от Луки несколько столетий радовала прихожан в Иерусалиме, а в V веке попала в Византию, в Константинополь. Во время завоевания Константинополя турки порубили её саблями, чтобы забрать золотой оклад и драгоценные каменья. Чудесный образ разгневался на жителей Константинополя и перенёсся в русский городок Тихвин, что в новгородских землях. Икона выбрала эти края потому, что здесь еще не слишком верили в истинного Бога. В то утро 1383 года вода на Ладоге стояла тихая-тихая. Натруженные обветренные руки рыбаков привычно тянули невод. Медленно, мерно в воздухе над самой водой, окружённая всполохом света, плыла величественная икона Божией Матери с Младенцем на руках. Как будто Ангел нёс её, оставаясь невидимым для людей. На этом месте на берегу реки Тихвинки впоследствии был построен храм. Тихвин стал центром паломничества и поклонения реликвии. К иконе съезжались не только простые богомольцы, но и вельможи, и князья. Великий князь Василий III приезжал помолиться Богоматери о наследнике. Через два года у супругов родился сын Иван – Иоанн Грозный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613–1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Однажды, испугавшись шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась то многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. С начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери. Однако события 1917 года всё изменили: Тихвинский мужской монастырь был закрыт, а чудесную икону передали в краеведческий музей. Во время немецкой оккупации икону изъяли, переправили в Псков, затем в Литву, Германию, США. Так икона оказалась в православном храме в Чикаго. Настоятель храма прямо указал в завещании: икона должна вернуться на родину, когда храм и монастырь будут восстановлены. Это произошло в 1995 году, а спустя 9 лет Тихвинская Богоматерь вернулась на намоленное место. Икону везли в Тихвин спецпоездом, а в храм несли со всеми почестями, по дороге, усыпанной живыми цветами. Иконография Тихвинской Богоматери относится к типу Одигитрия, то есть «Указующая путь» или «Путеводительница», характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращённость друг к другу. Изображение Богоматери поясное. Она одета в багряные одежды и мафорий с тремя звездами, символизирующими непорочность. Ладонь правой руки Марии раскрыта и направлена на Сына, указывая на путь, который приведёт всех ко спасению. Центром композиции является сидящий на коленях матери Иисус. Он облачён в златое одеяние, символизирующее Царство Божие. Одной рукой он благословляет молящихся, в другой сжимает свиток с Евангелием. Мать и сын изображены дистанцированными, а не прильнувшими друг к другу, как во Владимирском образе. Икона «Богоматерь Тихвинская с избранными святыми на полях» (XIX в., дерево, левкас, темпера). Из коллекции Новокузнецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожест
ПРАЗДНИК ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Владимирский образ Божией Матери относится к наиболее лиричному из всех вариантов обширной иконографии Богородицы. Этот тип показывает сокровенную сторону отношений Богородицы с Сыном и носит соответствующие названия — «Ласкающая», «Милостивая», «Умиление», «Сладкое лобзание». Самая ранняя из сохранившихся чудотворных икон Древней Руси, она прибыла в XII веке из Византии как подарок киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Икона сопровождала князя Андрея Боголюбского в успешном походе 1164 года против волжских булгар. А в конце XIV века, когда на Русь двинулся непобедимый полководец Тамерлан, великий князь Василий Дмитриевич, не надеясь на войска, истощённые Куликовской битвой и предыдущим нашествием ордынского хана Тохтамыша, послал во Владимир за чудотворной Владимирской иконой. 26 августа 1395 года, в день принесения иконы в Москву и всенародного моления перед ней, Тамерлан неожиданно повернул свои войска и ушёл в степи. Первоявленный образ хранится в Москве, в храме святителя Николая Чудотворца при Третьяковской галерее. Но на протяжении столетий в России было создано множество копий древней иконы. Некоторые списки прославились чудотворениями и получили особые наименования в соответствии с местом происхождения: Селигерская, Оранская, Красногорская, Ростовская и др. Владимирская икона относится к иконографическому типу «Елеуса», то есть «Умиление». Икона передаёт полное нежности общение Богородицы и Младенца Христа. Мать и сын прильнули друг к другу ликами. Голова Марии склонилась к Иисусу, а Христос обнимает шею Пречистой Девы. Трогательная композиция иконы подсказывает, что вскоре Богородица, ласкающая Сына, будет Его оплакивать. В тёмных задумчивых глазах Пречистой Девы затаилась скорбь. Мария словно знает о будущих Крестных Страданиях Богомладенца, сидящего у Неё на руках. Отличительные особенности иконографии Владимирской иконы: • Младенец Христос сидит на правой руке Богоматери и обнимает Её за шею, прильнув щекой к Её лицу; • Золотой фон символизирует Божественный свет; • Из-под омофора (покрова на голове Богородицы) видна ручка Спасителя; • Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня, «пяточка». По этой детали и узнают Владимирскую икону. Так как Владимирский образ — выносная икона, которую использовали во время торжественных процессий и крестных ходов, на обратной стороне храмовых икон есть изображение. Это «Этимасия», то есть «Престол уготованный». Покрытый красной тканью престол, приготовленный для Второго Пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. На престоле Евангелие в золотом окладе; гвозди и терновый венец — орудия мучений Спасителя; белый голубь — символ Святого Духа. За престолом стоит Голгофский крест, на котором распяли Христа. Рядом копье, которым Ему пробили ребро и трость с губкой, которой предлагали утолить жажду во время страданий на Кресте. Неизвестный художник. «Богоматерь Владимирская со святыми на полях» (первая половина XIX в., дерево, левкас, темпера). Из коллекции Новокузнецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_иконография #ИконаВладимирскойБожиейМатери
НИКОЛА ВЕШНИЙ Сегодня празднуется один из дней великого Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, самого любимого на Руси святого. Этого святого почитают во всём мире: как Санта-Клауса на постхристианском Западе и как Ноэль Баба в мусульманской Турции. В России ежегодно совершаются два празднования: «Никола Вешний» (майский день перенесения мощей Святителя из малоазийских Мир Ликийских в итальянский город Бари) и «Никола Зимний» (день памяти святого). А в последнее же время стал возрождаться древний христианский праздник - Рождество Святителя Николая Чудотворца (11 августа). Начиная с Николы Вешнего трава растёт не по дням, а по часам, поэтому у праздника есть и другие названия: Травный день, Тёплый день или Никола с теплом. Никола Вешний вселял оптимизм: козы и коровы начинали давать много молока. «До Николы крепись, а с Николы живи, не тужи», – говорили наши предки. Николай Угодник отличался трудолюбием, поэтому на Николу Вешнего наши предки опасались остаться не у дел. Среди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении 10-ти столетий как в Византии, так и в России. Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит Евангелие. Другим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя. В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, напоминающее тип «молящийся (оранта)». В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не сохранившейся) иконе св. Николая, привезенной из Корсуни в 1225 г. в город Зарайск. Поэтому он получил название Зарайского. Вариантом иконографического типа Зарайского становится Никола Можайский. В среднике житийной иконы представлен св. Николай в рост с мечом и храмом в руках, вверху по сторонам от его фигуры изображены Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором в руках. Прототипом этого образа считается статуя свт. Николая, установленная на городских воротах или в городском соборе Можайска. Чудо от этого образа, послужившее спасению города от вражеской рати, положило начало его прославлению и распространению этого изображения. Характерной особенностью Николы летнего является изображение святого без митры, с непокрытой головой. Хрусталев Родион Семенович. Икона «Святой Николай Чудотворец» (Москва, вторая половина XIX в., металл, литьё, эмаль) Неизвестный художник. Икона «Святой Николай Чудотворец (Зарайский) с клеймами жития и евангелистами на полях» (XIX в., дерево, левкас, темпера) Неизвестный художник. Икона «Святой Николай Можайский» (XVIII в., металл, литьё). Из коллекции Новокузнецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_коллекция #НХМ_иконография #СвятойНиколай #РодионХрусталёв
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ Крещение Иисуса Христа — важнейшее событие в истории мира. До этого Он был неведом миру, после — открылся как долгожданный Мессия, не только как Человек, но и как Бог. После Крещения началось общественное служение Христа, направленное на искупление человека, освобождение его от власти диавола, уз тленности, смертности и греха. Иконография Крещения Господня имеет настолько же древнее происхождение, как и христианское искусство вообще.Христос традиционно воспроизводится либо фронтально, либо с некоторым разворотом в сторону Иоанна Крестителя. Практически всегда фигура Христа воспроизводится ниже уровня фигуры Предтечи (во время Крещения Иоанн стоял на берегу, а Спаситель — на дне Иордана). Голова Искупителя наклона в знак добровольного подчинения воле Отца. Телесная нагота Христа символизирует Его внутреннюю, нравственную чистоту.Иоанн Креститель чаще пишется справа от Мессии (слева, с точки зрения богомольца). Несмотря на то, что фигура пророка располагается выше Христа, его поза, направление взора, жесты и мимика указывают на высочайшее смирение, на признание второстепенности своей роли. На некоторых изображениях возле Предтечи изображаются дерево и секира, как напоминание о грядущем суде. В верхней части иконы – сегмент Небесной сферы с лучами, знаменующими разверзшиеся над Христом Небеса, напоминающий, что Рай, закрытый для человека грехопадением Адама, вновь открывается Христом. Иногда Иордан изображается, как река, образованная из двух соединенных потоков: река раздваивается в верхней части композиции, а иногда изгибается вверху в крутую дугу. Такой способ изображения Иордана связан с древним преданием о происхождении реки в результате слияния потоков: Иор и Дан. Второй вариант оттеняет идею о крутом повороте в жизни вселенной, который был совершён Иисусом Христом. Кроме того, Иордан на иконах Крещения является символом погребальной пещеры, а тьма водной поверхности — символом адовой тьмы. Иоанн Креститель, склонившись над рекой, как бы склоняется и над бездной, пророчески прозревая её. Ведь ему предстояло стать Предтечей Христа и в аду. Присутствие Святого Духа знаменует голубь. Разделение Небесного луча натрое указывает на тройственность Бога в Лицах.Расположение ангелов на берегу напоминает о содействии ангелов Божьих Спасителю во время Его земного служения. Покрытые руки ангелов и смиренно склоненные головы — знак благоговения перед Спасителем. Во время совершения таинства крещения каждому, принимающему Крещение, уделяется в помощь от Бога ангел-хранитель. На некоторых иконах возле Иордана изображается Крест — символ освящения вод и спасения человека через Крест. Икона «Богоявление» (XIX в., дерево, масло). Из коллекции Новокузнецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожественныймузей #КрещениеГосподне
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Одни из первых изображений Рождества Христова появляются в IV веке в росписи римских катакомб, в миниатюрах древнейших рукописных Евангелий и даже на стеклянных сосудах для освящённого масла. Основа иконографического сюжета – тексты Евангелий от Луки и от Матфея. Носящая под сердцем Иисуса Мария и Иосиф отправились из Назарета в Вифлеем. Что побудило святое семейство отправиться в столь дальнее путешествие? Всего лишь законопослушание: Октавиан Август, бывший в то время властителем Римской империи, повелел сделать перепись населения на всех подвластных ему землях, в т.ч. и в Палестине. Каждый подданный Рима должен был отправиться в свой город и записаться там. Родным городом для рода Давидова, из которого происходил Иосиф (нареченный супруг Марии) был Вифлеем. Труден и долог был их путь. Но в городе супруги нигде не смогли найти пристанища: город был переполнен приезжими. За неимением лучшего остановились в пещере-хлеву. Оставив беременную жену, Иосиф отправился в город, чтобы привести в помощь Марии свою родственницу, старицу Саломею. Однако по возвращении он увидел, что Непорочная Дева уже благополучно разрешилась от бремени, и новорожденный Иисус, укутанный в белоснежные пелена, спит в яслях. Икона Рождества Христова всегда узнаваема и изобилует подробностями действа в пещере (вертепе) Вифлеема. В центре – тёмная или золотая пещера, в которой находятся Божия Матерь и Богомладенец в яслях (кормушке для скота). Его окружают животные – осёл и вол, которые согревают новорождённого своим дыханием. Перед Иисусом – склонённые волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести дары — золото, ладан и смирну. Эти же волхвы изображаются в левом верхнем углу иконы — здесь они ещё только находятся на пути к Вифлеему, следуя за светом звезды. В верхней части композиции изображается ангельское воинство, славословящее Бога. Справа посредине образа изображаются пастухи, которые получили весть о рождении Спасителя от ангелов и поспешили к Вифлеемской пещере. В правом нижнем углу иконы – омовение двумя повитухами Богомладенца Христа и изображение Иосифа Обручника. В левом нижнем углу по обычаю пишутся сразу две фигуры: более крупно — праведный Иосиф, который сидит у ног Пресвятой Богородицы, мельче — фигура святого пророка Исайи, который ещё в ветхозаветные времена предрёк рождение Мессии от Девы. Порой в композицию может входить и изображение бегства Святого семейства в Египет. Пишется икона Рождества Христова всегда яркими красками, отражающими радость, торжество всего видимого и невидимого мира от рождения Спасителя. Вся икона словно наполнена светом. Но освещает её не только сходящий с неба луч, который, разделяясь у звезды на трое (символ Пресвятой Троицы), устремляется к яслям Спасителя. Этот луч нарочито написан темной краской. Световой поток разливается и от Младенца Христа, бликами ложась на всё окружающее. Самыми светлыми оказываются осёл и Саломия, держащая Младенца на руках. Только фигура Богородицы остаётся темной: на мафории ни одного белого пятна! Богородица знает о своей грядущей жертве: любить Бога как Сына, и предать Его на Голгофу.  Неизвестный художник. Икона «Рождество Христово» (вторая половина XIX в., дерево, левкас, темпера). Из собрания Новокузнецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_коллекция #РождествоХристово