Найти в Дзене
ИКОНОГРАФИЯ

ИКОНОГРАФИЯ

Рассматриваем каноны и истолковываем иконографические темы и сюжеты
подборка · 28 материалов
ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «Казанская осенняя» считалась стыком осени и зимы: «До Казанской не зима, а с Казанской осень», — говорили в народе. В этот период заканчивались сезонные строительные работы, работникам давали расчет. День считается одним из самых главных женских праздников, недаром Казанскую икону на Руси называли «бабьей заступницей». Иконой благословляют молодых к венцу и вешают у детских кроваток. Казанская икона считается иконой — покровительницей семьи, страны и веры. Верующие обращаются к ней в молитвах о защите дома, укреплении духовных уз и благополучии близких. Казанская икона была обретена в 1579 году в Казани вскоре после крупного пожара, уничтожившего значительную часть города. Согласно преданию, Богородица явилась во сне девятилетней девочке Матроне и указала место, где скрыт её образ. 4 ноября 1612 года список Казанской иконы сопровождал народное ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, когда русские воины освободили Москву от польских захватчиков. Икону установили на Красной площади, у Никольских ворот Кремля, — и вскоре столица была полностью очищена от врагов. Особенности иконографии Казанской иконы: • Казанская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия» («Путеводительница»). • Богородица изображается фронтально, оплечно, характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. • На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос. • Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом. Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой. Икона «Богоматерь Казанская» (центральная часть России, конец XIX - начало XX вв, дерево, масло). Из коллекции Новокузнецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожественныймузнй #НХИ_коллекция #НХМ_иконография
ПРАЗДНИК ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление». Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая своё безнадежное положение, она в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой «Всех скорбящих Радость». По совершении водосвятного молебна Евфимия исцелилась. Это чудо произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. В 1711 г., при переезде царского двора в Санкт-Петербург, царевна Наталия Алексеевна увезла с собой из церкви на Ордынке эту икону. С этого момента московский и петербургский образ в равной степени почитались как чудотворные. Но в иконографии святых образов есть существенные различия. На обеих иконах Богоматерь изображена в рост, стоявшей в сиянии и в окружении ангелов с Младенцем на левой руке. Её голова немного склонена влево, правая рука опущена и слегка отведена в сторону. ️В петербургской иконе и Богоматерь, и Младенец держали в руках четки, и этим оправдан жест правой руки Марии. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф. Мария стоит на полумесяце. На иконе нет изображения страждущих. ️Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу «Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда редко изображаемых святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе. Икона «Богоматерь Всем скорбящим Радость» (Ивановская обл., пос. Палех, конец XIX в., дерево, левкас, темпера, масло). Из коллекции Новокузнецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_коллекция #НХМ_иконография
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Сегодня, 14 октября верующие вспоминают чудо явления Богородицы юродивому Андрею - славянину, попавшему в византийский плен. В те времена Византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами, и Константинополю угрожала опасность. В Влахернской церкви Константинополя во время Всенощного бдения юродивый Андрей поднял глаза и увидел Богородицу в сопровождении ангелов, Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и сонма святых. Остановившись перед алтарём, Богородица сняла с головы сияющее покрывало (омфор) и покрыла им всех людей, молившихся в храме, защищая их от бед и напастей — зримое выражение молитвенной помощи Богородицы, молящейся «со слезами к Сыну за весь мир». Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили. Выделяют два основных иконографических извода Покрова — «суздальский» (владимиро-суздальский) и «новгородский». В первом случае Богоматерь изображается перед храмом, простирающей свой мафорий над всеми присутствующими. Внизу в центре обычно располагается амвон, на котором стоит святой Роман Сладкопевец со свитком в руках. Краски мягкие, декоративность, подробная прорисовка лиц и одежды, акцент на красоте ткани и украшений. В «новгородском» варианте плат поддерживают ангелы, а не сама Богородица, представленная внутри храма над закрытыми царскими вратами. Подчёркнута симметрия. Видны более геометричные, строгие линии, разнообразные архитектурные мотивы, яркие цвета. Фон часто золочёный или светлый. Иконография: как узнать икону Покрова: На иконах праздника Покрова Пресвятой Богородицы обычно изображаются следующие элементы: - Богородица в центре, часто в позе Оранты (стоя на облаке или носимая), с распростёртыми руками или держащая покров-омофор символ её молитвы и защиты народу. - Андрей Юродивый указывает Епифанию на явление Богородицы — они свидетельствуют чуда. - Покров / мафорий (головной плат) Богородица держит в руках или простёрла над людьми как символ защиты. - Дополнительные фигуры: ангелы, святые, вера́нцы молящихся, иногда Роман Сладкопевец могут быть, но не обязательно. Покров на Руси почитают как символ особого покровительства Божьей матери Русской земле. В этот день просят Богородицу о заступничестве, помощи, здоровье, исцелении от болезней, содействии в любви, замужестве и семейной жизни. Икона «Покров» (XIX в., металл, литье, эмаль (синяя, голубая, зеленая, желтая, белая, черная). Из собрания Новокузнецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_коллекция #ПокровПресвятойБогородицы Оценили 8 человек Показать список поделившихся
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Дева Мария, будущая Матерь Спасителя мира Иисуса Христа. Иконография Рождества Пресвятой Богородицы складывалась в византийском искусстве в послеиконоборческую эпоху. Основой сюжета послужило повествование о жизни Богоматери до Рождества Христа. Образ «Рождества Богородицы» кажется очень житейским, наполненным трогательными бытовыми подробностями. В центре иконы изображена праведная Анна. Она полулежит на высоком ложе, к ней пришли с дарами другие женщины. Рядом находится повивальная бабка и служанки, они омывают Богоотроковицу в купели, напоминающей об обновлении и очищении человеческого рода. Иногда встречаются трогательные подробности, например, на некоторых иконах служанка рукой проверяет воду в купели, так же как это делают все матери мира. Или обмахивает опахалом лежащего в колыбели младенца. Иконописцы уделяют много внимания бытовым деталям, словно стремясь ввести зрителя в самую глубину события, сделать его участником и свидетелем радостного чуда. Фигура святого Иоакима, согласно этическим нормам того времени, не могла быть изображена в центральной части композиции, так как мужчина не появлялся в женской половине дома в определённые моменты. Поэтому на иконах он изображён как бы вне места рождения, а порой словно заглядывающим в окошко. Икона «Рождество Богородицы» (XIX в., металл, литьё). Из коллекции Новокузнецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожественныймузнй #НХМ_иконография
ПРАЗДНИК ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА» «Неопалимая Купина» (дословно: «несгораемый куст») — иконографический тип Божией Матери в православии. Название иконы восходит к ветхозаветному образу. Недалеко от Синая, близ горы Хорив, пророк Моисей, пасший овец, увидел горящий куст, подошёл посмотреть, отчего куст не сгорает и Бог, воззвав к нему из пламени, повелел вывести народ Израиля из Египта в обетованную землю. Для христиан же этот куст, не сгоравший в огне, стал прообразом Божией Матери, которую не опалил огонь Божества при Непорочном Зачатии. Образ «Неопалимая Купина» был известен христианам ещё с первых веков. На Русь икона попала ещё в 1390 году — её привезли в Москву палестинские монахи — и хранилась в Благовещенском соборе московского Кремля. А начиная с XVI века по стране стали расходиться ее многочисленные списки, многие из которых почитались чудотворными, избавляющими от «огненного запаления». Первоначально икона выглядела иначе: в центре изображался куст с образом Богоматери в молитвенной позе, рядом — коленопреклоненный пророк Моисей. Со временем иконография усложнилась: к XVI веку закрепился вариант, где в центре помещается поясное изображение Богородицы с Младенцем, окружённое восьмиконечной звездой. В центре композиции — Богородица с маленьким Спасителем на коленях (обычно Оранта или Панахранта). Она изображена на фоне восьмиугольника (восьмиконечной звезды), образованного двумя стилизованными ромбами. Первый ромб, синий или тёмно-зелёный, символизирует непорочность Богородицы. Второй, ярко-красный, означает пламя горящего куста. Вокруг располагаются символы четырёх евангелистов: человек, лев, телец и орёл. Часто изображаются архангелы с атрибутами: Михаил — с жезлом, Рафаил — с алавастром, Уриил — с огненным мечом, Гавриил — с ветвью благовестия, Варахиил — с гроздью винограда. В руках Марии иногда присутствуют дополнительные символы: лестница (знак пути человечества к Богу), врата или жезл. На протяжении столетий икону почитали на Руси как особую заступницу в бедах и пожарах, обращались к ней с молитвами о защите от огненной стихии. Располагали икону не в красном углу, а над входом в дом – для обережья от злых сил. Особое почитание «Неопалимая Купина» снискала у пожарных, спасателей и энергетиков — тех, кто ежедневно сталкивается с огнём и стихией. И даже на эмблеме МЧС России присутствует белая восьмиконечная звезда. Это отсылка не только к Вифлеемской звезде, но и к узнаваемой символике «Неопалимой Купины». Икона «Богоматерь Неопалимая Купина со святыми на полях: Даниилом Столпником и ?» (XIX в., дерево, левкас, темпера). Из коллекции Новокузнецкого художественного музея. #Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_иконография
УСЕКНОВЕНИЕ ГОЛОВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ Праздник посвящён памяти мученической смерти Иоанна Крестителя, последнего пророка Ветхого Завета и предшественника Иисуса Христа. Святой вёл аскетичный образ жизни, большую часть жизни провёл в пустыне без хлеба, вина и пищи. Что же произошло тогда, чуть менее двух тысяч лет назад? Казнь Иоанна Крестителя стала следствием семейной драмы в доме Ирода Антипы, правителя Иудеи. Его родной брат Филипп незадолго роковых событий продал свою часть наследства — четверть территории Иудеи — Ироду Антипе и уехал вместе с женой Иродиадой в Рим. Там он купил богатый дом и начал жить в свое удовольствие. Но Иродиада, успевшая вкусить на родине царских почестей, не могла смириться с ролью обычной, хотя и очень богатой, горожанки. И когда в Рим приехал по своим делам Ирод Антипа и поселился в доме у брата, Иродиада ухитрилась соблазнить деверя. Ведь в глазах этой тщеславной женщины Ирод Антипа был хоть и маленьким, полностью зависимым от Рима, но — царем. И безвольный Ирод Антипа тайком взял жену брата с собой в Иерусалим. Случившееся обсуждалось в Иудее на всех перекрёстках, и громче всех обличал грех царя уважаемый в народе Пророк — Иоанн Предтеча. Ирод Антипа под давлением Иродиады арестовал Иоанна и заключил его в дворцовую темницу, но при этом не перестал почитать Крестителя как умного и святого человека. Через год, на пиру в честь дня рождения Ирода Антипы, когда царь и его гости опьянели, Иродиада выпустила перед ними свою дочь Саломею. Двенадцатилетняя девочка принялась танцевать перед Иродом Антипой, и тот, разомлев, пообещал ей любую награду. «Проси голову Иоанна Крестителя», — велела дочери Иродиада. Услышав от ребенка столь дикую просьбу, царь опечалился, но, не желая уронить достоинства перед гостями, приказал стражнику отрубить Иоанну Крестителю голову и принести её в зал на блюде. Так свершилось первое в истории человечества преступление «по пьяному делу». Иродиада не позволила, чтобы главу Иоанна Предтечи погребли вместе с телом святого, боясь, что Иоанн воскреснет и снова станет обличать её. Она закопала святую главу недалеко от дворца. Тело же забрали и тайно погребли ученики святого. Мать и дочь жестоко поплатились за содеянное — они оказались в ссылке в горах Испании, где и сгинули в нищете. Существует целый спектр икон, так или иначе связанных с казнью Крестителя: усекновение, обретение главы и голова святого на блюде. Данный тип изображений известен с XVII столетия. Глава пророка изображается лежащей на дискосе – богослужебном предмете, используемом при приготовлении причастия. Вокруг неё – нимб, указывающий на то, что своим подвигом и страдальческою кончиной Иоанн стяжал божественную благодать. Часто над главой помещаются склонённые фигуры ангелов и изображение (вверху иконы, по центру) Самого Господа Иисуса Христа. Икона «Святая глава Иоанна Предтечи» (Сибирь, XIX в., дерево, левкас, темпера). #Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ_иконография #НХМ_коллекция